Интернет
Maria Łacińska

Строгий репост: как в России наказывают за проступки в соцсетях

21 декабря Октябрьский районный суд Краснодара приговорил Дарью Полюдову к двум годам колонии-поселения. Всего в деле кубанской активистки три эпизода. Помимо участия в несогласованной с властями акции, девушку признали виновной за публикацию и репост «экстремистских» записей на странице «ВКонтакте».

TJ изучил, кто ещё за последний год понёс реальное наказание за размещение записей в социальных сетях и даже за ещё менее серьёзные проступки.

Призывы к свержению режима

Уголовное дело против политической активистки Дарьи Полюдовой было возбуждено отделом Управления ФСБ России Краснодарского края ещё в августе 2014 года после попытки провести «Марш за федерализацию Кубани». Она обвинялась в нарушении части 2 статьи 280.1 УК РФ (публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ) и частей 1 и 2 статьи 280 УК РФ (публичные призывы к экстремистской деятельности). Сам марш не состоялся, а посвящённая ему страница во «ВКонтакте» была заблокирована по требованию Генпрокуратуры.

Первый эпизод в деле Полюдовой относится к её участию в одиночном пикете 4 апреля 2014 года напротив здания администрации Новороссийска. Фото, на котором она держит плакат «Не война с Украиной, а революция в России! Не война, а революция!», активистка разместила на своей странице «ВКонтакте», что также отразилось в деле.

Экстремистские высказывания правоохранители нашли в записи «Путин! Ответь за теракты и взрывы» от 16 июля 2014 года, в которой Полюдова обвинила президента России в террористических актах на территории страны, низких зарплатах населения и высоких тарифах ЖКХ. Активистка считает, что не подразумевала насильственного изменения конституционного строя и лишь выражала собственное мнение.

Я, размещая данный пост, выражала свое мнение, ни к чему не призывала. Я написала запись «Путин, ответь за теракты», так как считаю, что президент как глава государства должен быть ответственным за безопасность своих граждан и в том числе за теракты. Также я написала, что пора выйти на площадь и свергнуть этот режим — не означает, что я говорила о насильственном способе. Революция не всегда бывает насильственная.

Дарья Полюдова, политическая активистка

Дело Полюдовой стало первым в России в рамках действующих с мая 2014 года поправок в УК РФ, предусматривающих лишение свободы сроком до пяти лет за публичный призыв к сепаратизму.
Следователи, а затем и суд усмотрели нарушение территориальной целостности Российской Федерации в изображении, сопровождавшимся текстом «Этнические украинцы Кубани хотят присоединиться к Украине», которое Полюдова перепостила на свою страницу «ВКонтакте». Оригинал поста был опубликован у Петра Любченкова, который впоследствии попросил политические убежище на Украине. Сама девушка в ходе следствия и судебного заседания назвала данную запись троллингом.

Дарья Полюдова в суде, кадр из ролика «Грани.ру» на YouTube

В интервью «Собеседнику» Полюдова высказала мнение, что она была выбрана из числа поделившихся записью не случайно, и дело связано не столько с неудавшимся «Маршем за федерализацию Кубани», сколько с её активной гражданской позицией. Активистка признала, что и ранее организовывала акции протеста, митинги, одиночные пикеты, а также помогала Сергею Удальцову, который отбывает наказание в колонии в Тамбовской области.

Защита Полюдовой собирается обжаловать приговор, а сама кубанская активистка не признаёт вину и называет мотивы преследования политическими. Правозащитный центр «Мемориал» ещё в прошлом году внёс Полюдову в список политических заключённых.

Два ролика на пять лет

К ещё одному свежему делу об экстремизме в Сети относятся видеоролики Вадима Тюменцева, которые он опубликовал в YouTube и «ВКонтакте». 24 декабря прокурор в Кировской районном суде запросил для томского видеоблогера четыре года колонии-поселения и запрет на публикацию любой информации в интернете на два года, сообщает «Новая газета».

Молодой человек находится под арестом с 28 апреля 2015 года и обвиняется по части 2 статьи 280 (публичные призывы к экстремизму с использованием интернета) и по части 1 статьи 282 (действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам национальности, происхождения; до четырёх лет лишения свободы). В феврале 2015 года Следственный комитет Томской области возбудил дело из-за публикации двух видеороликов: «День народного гнева в Томске против беспредела чиновников и маршруточников» и «Жителей Донецкой и Луганской областей — вон из Томска!». Записи по-прежнему доступны.

Вадим Тюменцев. Фото ТВ-2

Обвинение считает, что в одном из видео Тюменцев призывал к участию в несогласованной акции протеста. Во втором случае СК и прокурор усмотрели «неприязнь к гражданам, проживающим на территории Луганской и Донецкой областей Украины» и «публичное возбуждение ненависти или вражды к лицам и получившим статус беженцев РФ».

29 декабря Тюменцев выступил в суде с последним словом: он посчитал причиной возбуждения на него дела собственное высказывание о профнепригодности начальника УФСБ по Томской области.

Я не признаю себя виновным. Обвинение строится на лингвистической экспертизе и явке с повинной. Лингвистическая экспертиза безграмотна и тендециозна. Эксперт интерпретировала ряд высказываний с искажением смысла, что доказано свидетелями. Явка написана под давлением, путём шантажа — или я пишу явку, или меня садят в СИЗО.

Вадим Тюменцев

30 декабря суд приговорил Тюменцева к 5 годам колонии общего режима и на 3 года наложил запрет на публикацию блогером любых материалов в интернете. Суд посчитал, что действия блогера были направлены на возбуждение ненависти к жителям ДНР и ЛНР, а также ему вменили экстремистскую деятельность на личной странице и в YouTube. Сам Тюменцев намерен обжаловать решение.

Дёмушкин и Тесак

Уголовные преследования за публикации видео и постов, содержащих признаки экстремизма, ведутся также и в отношении людей, позиционирующих себя в качестве националистов. В начале декабря бывшему лидеру движения «Русские» (запрещено в России) Дмитрию Дёмушкину было предъявлено обвинение по части 1 статьи 282 УК РФ за публикацию фотографии баннера «Русского марша» 2014 года. Кроме того, в августе Нагатинский районный суд постановил удалить его страницу во «ВКонтакте» в связи с нарушением статьи 20.3 КоАП (публичное демонстрирование запрещённой атрибутики).

Дмитрий Дёмушкин в 2014 году. Фото Виталия Кавтарадзе, «Новая газета»

За экстремистские видеоролики на страницах главной российской соцсети уже отбывает срок известный по кличке «Тесак» неонацист Максим Марцинкевич. Год назад основатель движения «Оккупай-педофиляй» был приговорен Кунцевским районным судом к пяти годам колонии (впоследствии срок снизили до двух лет и 10 месяцев).

Согласно обвинительному заключению, Марцинкевич опубликовал на своей странице «ВКонтакте» три видеоролика (отзывы на фильмы «Сталинград» и «Околофутбола», а также запись под названием «Выкинуть чурок»), в которых следствие и суд усмотрели нарушение по части 2 статьи 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а также унижение достоинства человека).

Экстремизм: от штрафов до реального срока

Украинский кризис также не обошел стороной обвинения за экстремистские материалы в рунете. В ноябре городской суд Петрозаводска приговорил к штрафу в одну тысячу рублей журналиста Вадима Штепу за публикацию на своей странице во «ВКонтакте» изображения, где сопоставлялись исторический чёрно-красный карельский флаг с флагом запрещённого в России движения «Правый сектор», а также фото визитки лидера этой организации Дмитрия Яроша и хакаристи (символ финских ВВС, выглядящий как свастика). Иск был подан представителями отдела по борьбе с экстремизмом МВД Карелии.

Ещё один штраф получил Сергей Титаренко за репост сообщения группы «Коломойский вещает» с текстом о Владимире Путине под заголовком «Нет диктатора — нет проблемы». Несколько месяцев краснодарский активист провел в СИЗО, из-за чего ему снизили сумму штрафа с 200 тысяч рублей до 100 тысяч. Активист свою вину признавать отказался.

В тот момент я расценил эту информацию как неудачную шутку. Я был уверен, что Игорь Коломойский как губернатор Днепропетровской области не мог таким образом высказываться по поводу другого государственного деятеля — президента России.

Сергей Титаренко

В сентябре Центральный районный суд Челябинска приговорил к двум годам лишения свободы Константина Жаринова за перепост обращения «Правого сектора». Обвинение касалось публичных призывов к экстремистской деятельности (часть 1 статьи 280 УК РФ). Несмотря на то, что блогер после перепоста удалил запись со своей страницы, дело против него все равно было возбуждено. Однако затем Жаринов был амнистирован.

В марте Ивановский областной суд признал активистку Елизавету Красикову виновной по части 1 статьи 280 УК РФ (призывы к осуществлению экстремистской деятельности) и назначил штраф 100 тысяч рублей за сделанный ещё в 2014 году репост записи во «ВКонтакте». Оригинальный пост «Обращение украинцев к народам России» находился в сообществе «Anarcho-news». Эксперт по этому делу пришёл к выводу, что поделившись им на своей странице Красикова «публично призывала к свержению конституционного строя». В мае девушка была амнистирована.

Есть и реальные сроки. Житель Сургута Олег Новоженин в ноябре был приговорён к году колонии-поселения. Мужчина признан виновным по части 1 статьи 282 УК РФ (возбуждение вражды, ненависти, унижения достоинства группы лиц определённой национальности, по признакам отношения к религии и социальным группам) в связи с публикацией во «ВКонтакте» аудиозаписей и видеороликов запрещённых в России организаций «Правый сектор», Misanthropic division и батальон «Азов». В отличие от фигурантов других дел, Новоженин свою вину полностью признал.

Отметка на видео и обложка у ссылки

Поводом для уголовного или административного дела не всегда являются записи и их репосты. За отметку на видео, внесённом в Федеральный список экстремистских материалов, в 2014 году жительницу Перми Евгению Вычигину местный суд оштрафовал на тысячу рублей.

Вина женщины заключалась в том, что она не отклонила, а подтвердила отметку от своего друга на видео «Последнее интервью приморских партизан», которое было размещено во «ВКонтакте».
Мария Кравченко из аналитического центра «Сова» тогда обратила внимание, что это первое решение, когда поводом для возбуждения административного дела стала не публикация или комментарий, оставленный самим пользователем, а отметка, которую сделал другой человек.

Из-за автоматически подгружаемых к ссылкам медиафайлов в сентябре 2015 года Ленинским районным судом Чебоксар был приговорён к штрафу и амнистирован активист ПАРНАС Дмитрий Семёнов. Молодой человек обвинялся по части 1 статьи 280 УК РФ (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности) за то, что в январе 2014 года поделился на своей странице во «ВКонтакте» интервью Матвея Ганапольского из паблика Periclez Prize (по данным «Медиазоны», заблокирован администраторами соцсети).

Претензии со стороны обвинения были вызваны не самим журналистским текстом, а демотиватором с изображением премьер-министра Дмитрия Медведева в кавказской папахе и надписью «Смерть русской гадине». Семенов в суде безуспешно пытался доказать, что картинка появилась на его странице автоматически вместе со ссылкой. Активист полагает, что преследование было вызвано его заявлением о том, что следователям нужно поискать признаки наёмничества в действиях чебоксарского ополченца, воевавшего на стороне ДНР.

К штрафу в размере одной тысячи рублей в ноябре 2015 года был приговорён житель Челябинска Иван Алексеев, разместивший на своей странице во «ВКонтакте» кадр из комедийного фильма о нацистах на Луне «Железное небо». Изображение, в котором было обнаружено «публичное демонстрировании атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения» (часть 1 статьи 20.3 КоАП), молодой человек опубликовал еще в 2012 году.

Похожий случай ещё в 2012 году произошёл с участником «Российского общенародного союза», который был оштрафован на тысячу рублей за лайк во «ВКонтакте» под кадром из фильма «Американская история X».

Неопределённый статус ссылок и репостов

Заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин в эфире «Эха Москвы» заявлял, что существуют различные трактовки, которых придерживаются правоприменители, при этом Минкомсвязь наказание за действия в соцсетях не поддерживает.

Мы считаем, что лайки или перепосты не являются выражением чего бы там ни было. Тем более, что мы — большие противники идеи ввести ответственность за гиперссылки, потому что мы прекрасно знаем, что… Ты вообще не знаешь, чего под гиперссылкой прячется. И сегодня там может быть одно, а завтра может быть другое. Кстати, то же самое и с перепостами. Ты перепащиваешь некую строчку, содержание которой может поменяться.

Алексей Волин, замминистра связи РФ

Тем не менее проблема возбуждения уголовных и административных дел будет и дальше возникать без поправок в законодательство. В 2014 году издание РБК отмечало со ссылкой на юристов «Агоры», «Совы» и «Роскомсвободы», что из-за отсутствия понятия «репост» все случаи, в которых упоминается «распространение», «публичная демонстрация» и «публичные призывы», касаются публикации ссылок без учёта количества друзей пользователей. По умолчанию, использование интернета означает массовое распространение информации.

#Статья #ВКонтакте #социальные_сети #Алексей_Волин #наказание_за_репосты