Интернет
Сергей Звезда

«С Павлом Дуровым были дружеские отношения»: Антон Розенберг начал судиться из-за увольнения из Telegram

В двух судах Санкт-Петербурга прошли заседания с участием бывшего технического директора «ВКонтакте».

Антон Розенберг. Фото TJ

19 сентября в двух судах Санкт-Петербурга прошли заседания по искам связанной с Telegram компании ООО «Телеграф» и её экс-сотрудника, бывшего технического директора «ВКонтакте» Антона Розенберга. Ни одно из слушаний по большому счёту не состоялось, потому что никто со стороны «Телеграфа» не пришёл. Истец и ответчик вряд ли пойдут на мировое соглашение, один из процессов сделали закрытым, а Павла Дурова не смогли вызвать свидетелем.

За судебным спором, о котором стало известно после развёрнутого поста Розенберга, наблюдал корреспондент TJ.

Что стороны хотят друг от друга

Розенберг — от «Телеграфа»

В Куйбышевском районном суде в центре Петербурга рассматривается гражданский иск Розенберга к «Телеграфу». Представители бывшего сотрудника, несмотря на возникший резонанс и внимание общественности, называют это «обычным трудовым спором», которые часто встречаются в их практике.

Розенберг хочет вернуться в «Телеграф» на ту же должность и полагает, что возникший конфликт не отразится на дальнейшей работе в компании. Вместе с тем он требует выплатить компенсацию. Сначала она составляла около 460 тысяч рублей, но со временем увеличилась до 1 — 1,5 миллиона рублей.

Чем больше времени проходит с момента увольнения Розенберга, тем больше сумма компенсации его «вынужденного прогула». Поэтому бывший сотрудник «Телеграфа» регулярно предоставляет суду перерасчёт своих требований.

В сумму требований также входят 60 тысяч рублей компенсации морального вреда. Помимо этого, зарплата за 17 марта и за период с 20 марта по 12 апреля — именно в эти даты «Телеграф» зафиксировал прогулы. Точная сумма этой части требований неизвестна, но Розенберг объяснил, что она «немногим меньше месячного оклада». Ранее он оценивал свою зарплату в 150-160 тысяч рублей.

Согласно записи в трудовой книжке, Розенберг работал в «Телеграфе» директором по особым направлениям. Он заметил, что лично не боролся со спамом, но «занимался автоматизацией работы». На то, чтобы придумать название должности и согласовать её с «то приезжавшим, то уезжавшим» Павлом Дуровым, ушло около двух месяцев.

Я предлагал вариант — заместитель технического директора, который был у меня во «ВКонтакте» долгое время. Но Николай [Дуров] сказал, что поскольку он к этой части никакого отношения не имеет, то он не хочет, чтобы я был его заместителем, чтобы даже формально он отвечал ещё и за борьбу со спамом.

В итоге мне сказали: придумай себе какую угодно должность, и мы её впишем. Я предложил «директор по особым направлениям» — звучит непонятно и в общем весело.

Антон Розенберг

Розенберг не согласен с официальной причиной увольнения из «Телеграфа» — за серию из 19 прогулов в период с 20 марта по 12 апреля 2017 года. Компания уверена, что сотрудник систематически не появлялся на рабочем месте в Доме Зингера. Он получил по одному документу за каждый пропуск и написал объяснительную: «Целый день писал, на пять страниц получилось».

По версии бывшего топ-менеджера, в его трудовом договоре не прописывалось, что он должен работать только из главного офиса. «Главное — это результат», — заверил Розенберг. Даже во время испытательного срока он уезжал с Николаем Дуровым на неделю в Финляндию, где находил время покататься на лодке и поработать. Он регулярно работал из дома, в том числе по ночам.

До этого никаких претензий, он [Антон Розенберг] занимает достаточно высокую должность, у него высокий уровень квалификации, организация нуждается в таком профессионале.

Юрий Головин

Розенберг уверен, что руководство компании так отреагировало на его личный конфликт с Николаем Дуровым. Хотя бывший топ-менеджер в своём посте признал, что ссора возникла из-за его жены, в суде он отказался отвечать на уточняющие вопросы журналистов, чтобы «не втягивать» её в процесс. Тем не менее Розенберг подчеркнул, что более о «домогательствах» Николая Дурова к своей жене не слышал.

На коротком заседании судья приобщила к делу скриншоты переписки Розенберга, подтверждающие, что он работал в дни, которые засчитали ему как прогулы. При этом истца упрекнули в плохой подготовке документов. TJ не удалось ознакомиться с содержанием скриншотов.

Юрист «Телеграфа» на заседание не явился. Также не пришли три свидетеля, которые подписали «акты о прогулах». Адвокат Розенберга сказал, что представитель ответчика сослался на болезнь.

«Телеграф» — от «Розенберга»

Позднее в тот же день Розенберг приехал в Петродворцовый районный суд, который располагается примерно в 30 километрах от Куйбышевского. Здесь рассматривается ответный иск ООО «Телеграф» к Розенбергу о взыскании убытков.

«Телеграф» обвиняет Розенберга в разглашении конфиденциальных данных и требует выплатить 100 миллионов рублей. Как компания обосновывает сумму, примерно в 100 раз превышающую общие требования их оппонента, неизвестно. Сам менеджер называет это «эмоциональной реакцией» и «рычагом давления» бывшего руководства, что вызвано отсутствием иных способов повлиять на ушедшего сотрудника.

Официально компании не понравилось, что их бывший сотрудник показал в суде скриншоты рабочих переписок. Также в иске упоминается, что Розенберг предложил мировое соглашение директору «Телеграфа» и указал в фейсбуке настоящее место работы — Telegram Messenger. Последнему моменту топ-менеджер особенно удивлён и утверждает, что многие его коллеги по «Телеграфу» открыто писали о занятости в Telegram, но иски не получали.

Из-за разглашения коммерческой тайны «Телеграф» якобы вынужденно разорвал договор с Telegram Messenger LLP, что привело к упущенной выгоде в 100 миллионов.

Дуров утверждает, что ООО «Телеграф» с 2014 года не имеет никаких отношений с ​Telegram Messenger. Тогда у меня возникает вопрос: какой договор ​Telegram Messenger разорвал с «Телеграфом» этим летом? Этот вопрос мне совершенно непонятен.

Антон Розенберг

Розенберг утверждает, что не давал расписок о конфиденциальности в «Телеграфе», но в разговоре отметил, что «устно было указание — cекретно всё». Бывший cотрудник «Телеграфа» предположил, что компания выдумала положение: он потребовал показать ему этот документ и провести экспертизу срока давности оригинала. «Это нужно, чтобы выяснить, был ли он составлен 6 февраля 2017 года или, к примеру, этим летом», — объяснил Розенберг.

Розенберг не увидит документы, пока юристы «Телеграфа» не появятся в суде. Представитель компании на заседание 19 сентября не пришёл, ещё 14 сентября предоставив ходатайство о том, что он должен быть на другом слушании.

Точно ли «Телеграф» — это Telegram

Компания «Телеграф», по утверждению Розенберга, располагается на соседнем от «ВКонтакте» этаже Дома Зингера. По его мнению, в «Телеграфе» занимались созданием и развитием мессенджера. Дуров заявлял, что «Телеграф» — это бывший аутсорсер Telegram Messenger по разбору русскоязычного спама.

Розенберг не знает сотрудников «Телеграфа», которые трудоустроены не в Telegram. Он затруднился назвать число сотрудников «Телеграфа», но предположительно счёт идёт на десятки человек, а «сотни туда бы не поместились».

Согласно ЕГРЮЛ, единственный учредитель ООО «Телеграф» — это компания Telegraph Inc. зарегистрированная в государстве Белиз. Эта компания указана в качестве одного из двух совладельцев головной компании мессенджера Telegram Messenger LLP (второй — Dogged Labs Ltd). В британском реестре утверждается, что доля Павла Дурова в Telegram Messenger LLP составляет не менее 75%.

Розенберг заверил, что идея разделения «Телеграфа» и Telegram возникла до того, как он попал в компанию. Ничего против схемы с офшорной компанией он не имеет и нашёл в ней плюсы в вопросах налогов и управления финансами. «По той же схеме организованы „Яндекс“ и „ВКонтакте“», — напомнил он.

По словам Розенберга, ключевые решения в «Телеграфе» принимал не фактический гендиректор компании Александр Степанов, а Павел Дуров.

Появится ли в суде Павел Дуров

Розенберг объяснил, что в первую очередь относился к Павлу Дурову как к руководителю, и отказался прямо назвать его другом. «Это были вполне себе дружеские отношения, но можно долго спорить, что такое друг — есть друзья во „ВКонтакте“ и так далее», — отметил он.

Бывший топ-менеджер затруднился сказать, как часто он встречался с Павлом и Николаем Дуровыми, но уточнил, что чаще всего виделся с ними в совместных поездках. Он утверждает, что после увольнения не общался с братьями.

На заседании 29 августа сторона Розенберга пыталась вызвать Павла Дурова в качестве свидетеля. Судья отказала на основании того, что основатель Telegram и «ВКонтакте» не имеет прямого отношения к «Телеграфу», а значит и к судебному спору.

Юристу Юрию Головину появление Дурова в суде не представляется «чем-то важным». Если бы основателя Telegram всё-таки вызвали на заседание, его бы в первую очередь попросили подтвердить достоверность представленной Розенбергом переписки. Это стало бы доказательством, что уволенный топ-менеджер не прогуливал работу.

Что будет дальше

Мировое соглашение трудно назвать вероятным исходом дел

Розенберг как минимум один раз предлагал «Телеграфу» заключить мировое соглашение и выплатить ему 30 миллионов рублей. За эту сумму или даже за компенсацию поменьше он был готов отказаться от иска.

Среди других пунктов мирового соглашения — требования изменить причину увольнения и оставить Telegram в качестве предыдущего места работы. Также Розенберг просил Павла Дурова опубликовать положительную рекомендацию.

По словам Розенберга, в ответ юристы компании «в шутку» согласились пойти на мировую, заплатив максимум 100 (сто) рублей.

О психическом состоянии Розенберга речь пока не идёт

Павел Дуров со ссылкой на семью Розенберга утверждал, что бывший топ-менеджер «страдает от психических заболеваний». Однако в суде этот аспект не упоминался.

Перед заседанием Розенберг заявил, что у него нет никаких психических отклонений, а на учётах в психоневрологических диспансерах он не состоит. По словам топ-менеджера, у него есть разрешение на оружие, правда, стрелять он не любит.

Слушания по одному из дел будут закрытыми

Петродворцовый районный суд закрыл судебный процесс с иском «Телеграфа» на 100 миллионов рублей от журналистов и прочих слушателей. Это сделано по просьбе компании, которая опасается за раскрытие коммерческой тайны. Куйбышевский районный суд не закрывал судебный спор об увольнении Розенберга.

Следующее заседание в Куйбышевском районном суде по иску Розенберга к «Телеграфу» состоится 24 октября, тогда как следующее заседание в Петродворцовом районном суде пройдёт на неделю раньше — 17 октября.

​#соцсети #дуров #теледрама