Интернет
Kristina Safonova

«Решил закрыть карту. Не хочу, чтобы на мои деньги кошмарили блогеров»

Что клиенты «Тинькофф банка» говорят о скандалах, в которые влезает его владелец.

В начале августа блогеры Михаил Печерский и Алексей Псковитин опубликовали на своем канале Nemagia «разоблачающее» видео об Олеге Тинькове. Бизнесмен посчитал ролик порочащим его репутацию и подал два гражданских иска с требованиями удалить видео, защитить его честь и достоинство, а также выплатить компенсацию за нанесённый моральный вред. Несмотря на то, что Центральный районный суд города Кемерово, где живут блогеры, постановил заблокировать запись до рассмотрения иска, видео до сих пор доступно. К концу сентября его посмотрели более 7,5 миллионов раз.

Тиньков добился возбуждения уголовного дела против «Немагии» по обвинению в клевете. В середине сентября к Псковитину домой пришли с обыском, после чего в его поддержку выступили популярные видеоблогеры. Среди них — Дмитрий Ларин, Николай Соболев, Ильдар Хабибуллин, а также Юрий Хованский, записавший сразу два видео, но позже удаливший оба из-за претензий со стороны бизнесмена.

К концу месяца Тиньков пообещал отозвать все иски против «Немагии», если авторы ролика принесут извинения ему и его семье. 28 сентября адвокат блогеров Александр Зинуров получил ходатайство о прекращении дела за примирением сторон. Теперь, чтобы дело закрыли, Псковитин и Печерский должны признать вину — но на это они пока не согласны. В Центральном районном суде Кемерово сказали, что пока не получали информацию об отзыве исков, и любые дальнейшие решения по делу «Немагии» станут известны только 9 октября.

Конфликт Тинькова и блогеров отразился на репутации бизнесмена неоднозначно. С одной стороны, резко возросла его медийная популярность: за полтора месяца с момента публикации ролика «Немагии» Тинькова упоминали в прессе около 4 тысяч раз, а его банк — 6,5 тысяч. С другой, по данным The Bell, значительно увеличилось количество негативных высказываний о банкире в сети. В знак протеста против действий Тинькова был запущен флешмоб под хэштегом #режьтинькова — пользователи призывали отказаться от услуг «Тинькофф банка».

Пресс-служба банка сообщила TJ, что оттока клиентов в связи со скандалом замечено не было. По словам самого Тинькова, в августе было открыто рекордное количество счетов — 420 тысяч. Кроме того, «Тинькофф банк» вошёл в топ-9 по чистой прибыли и топ-10 по кредитам физических лиц в России. Анонимный источник, работающий в банке, сообщил TJ о единичных случаях отказа клиентов от услуг банка, которые в общем не отразились на уровне продаж.

Об отсутствии репутационного урона свидетельствуют и подсчёты Forbes: по данным издания, за время конфликта состояние Тинькова выросло на 400 миллионов долларов, достигнув 2 миллиардов. О том, отразился ли скандал на финансовом состоянии банка, можно будет судить из его финансовой отчётности за август — пока «Тинькофф банк» её не публиковал.

Тем не менее в соцсетях всё это время появлялись посты держателей карт «Тинькофф банка», по-разному оценивающих поведение Олега Тинькова. TJ спросил у нескольких клиентов банка, что они думают о скандалах вокруг его владельца.

Денис

Закрыл карту «Тинькофф банка» после скандала

В этом конфликте я не симпатизирую никому. «Немагия» сознательно оскорбляет известных личностей, добивается ответной реакции и ловит хайп. Причём что в случае с Бастой, что в случае с Тиньковым парни остались более-менее безнаказанными. Добились своего. Я никогда не был подписан на «Немагию», не знаю, достаточное ли это наказание для них.

С другой стороны, реакция Тинькова — тоже дичь и средневековье. Я пользовался дебетовой картой «Тинькофф банка», но после всех этих событий решил закрыть её. Не хочу, чтобы на мои деньги кошмарили блогеров.

Тимур

Юрист в банковско-финансовой сфере

Не поддерживает поведение Олега Тинькова, но остаётся клиентом его банка

Я не поддерживаю уголовные преследования за ролики на YouTube, если только они не имеют прямой причинно-следственной связи с религиозным и иным терроризмом и прочей угрозой для людей. Более того, считаю, что у Олега Тинькова очень плохие консультанты. Они не изучили предыдущий опыт и, очевидно, не знают, что война с интернетом всегда имеет обратный эффект и чревата имиджевыми потерями.

Это условному «Сбербанку» на имидж насрать — бюджетники и пенсионеры никуда не денутся. А банку, который ориентируется на интернет-аудиторию, в идеале надо дружить с интернетом.​

Я попробовал посмотреть «скандальный» ролик «Немагии», но смог осилить только десять минут третьесортного юмора ниже «Камеди клаба» и плоских оскорблений. А ведь этих *** [нехороших людей] запишут в жертвы режима и пострадавших за свободу слова, как Соколовского.

Увиденное и последующий конфликт не изменили мое решение оставаться клиентом «Тинькофф банка». Если я буду выбирать услуги только по политическим, религиозным и иным взглядам, а также по моральным качествам людей, которые эти услуги оказывают, то вообще ничем не смогу пользоваться. Для меня поведение в паблике и качество услуг между собой не связаны.

Маша

Журналистка

Передумала активировать карту банка после скандала

Я заказала карту «Тинькофф банка», когда у «Рокета» возникли технические проблемы. Если честно, Тиньков мне никогда не нравился. Я читала о том, как он обращается со своими сотрудниками — запрещает им ходить на обеды и перекуры. В интервью он выглядит скорее как не очень хороший человек, чем наоборот. Поэтому я положила карту в шкаф до лучших времен. Но после ситуации с «Немагией» решила никогда её не активировать. Не хочу быть пользователем такого банка.

Обзор «Немагии» довольно грубый и неприятный, но, наверное, вписывается в традиции видеоблогеров. Дальнейшая история показалась мне очень некрасивой: крупный бизнесмен, который активно пиарит себя в интернете и на всех доступных ему площадках, да и вообще в каждой дырке затычка, решил прижать судом двух парней из глубинки со скромным YouTube-бизнесом.

Глеб

Совладелец диджитал-агентства FONS Media

Не видит причин отказываться от услуг банка

Про ситуацию я знаю только отдалённо: ролик «Немагии» не смотрел и не читал то, что писал Олег Тиньков. В принципе мне безразлична эта история, потому что в ней затронуты отношения между конкретными людьми. Политика банка не изменилась, клиенты не пострадали. Поэтому я не вижу объективных причин закрывать карту.

Я пользуюсь услугами «Тинькофф банка» как для личных целей, так и по работе. У них отличный клиентский сервис, низкие тарифы, длинный банковский день и быстрые переводы. Меня всё устраивает.

#немагиятиньков #тиньков #блогеры