Интернет
Kristina Safonova

Кто зарабатывает на блокировках в Инстаграме

На протяжении двух месяцев соцсеть усиленно банит пользователей из России. Возможно, за этим стоят люди, предлагающие помощь в разблокировке.

Танцовщица Анастасия Малышева пишет о четвёртой попытке блокировать её аккаунт в Инстаграме

Блокировки аккаунтов в Инстаграме — не редкость, но за сентябрь-октябрь 2017 года они достигли массового характера. Это подтверждают как данные статистического сервиса LiveDune (список удалённых аккаунтов есть в распоряжении редакции), так и сами пользователи соцсети.

В основном проблема затронула блогеров из России и Белоруссии, среди них — автор YouTube-канала «Дневник хача» Амиран Сардаров (amiran495, 1,5 миллиона подписчиков), блогер из Санкт-Петербурга Алексей Жидковский (zhidkovskiyy, 72,6 тысячи подписчиков), четырежды заблокированная бьюти-блогер Анастасия Малышева (dance_malyshka_official, 978 тысяч подписчиков) и екатеринбургский блогер Мария Вискунова (mariaviskunova, 1,1 миллиона подписчиков), которая после трёх блокировок создала уже третий профиль.

На потерю доступа к аккаунтам жалуются не только блогеры-миллионники, но и пользователи с небольшим количеством подписчиков. Чтобы привлечь внимание к проблеме, они делают публикации с хэштегом #Stopban. TJ рассказывает, чем вызваны массовые блокировки и кто на них зарабатывает.

Ужесточение внутренних фильтров Instagram

«Я заметил волну блокировок, благодаря чату, посвященному Инстаграму. Там почти каждый день пишут, что кого-то заблокировали», — говорит SMM-директор в Getbob agency и автор блога Digital Native Алексей Ткачук, добавляя, что о масштабе блокировок точно сказать нельзя, но «они затронули десятки крупных блогеров».

Блок instagram недоступен

Точная причина происходящего с русскоязычными пользователями Инстаграма неизвестна. Одни считают, что блогеры сами виноваты в потере своих аккаунтов, так как нарушали правила соцсети — публиковали неподобающий контент (например, фото голых ягодиц), пользовались сторонними программами для масслайкинга и массфолловинга (One Million Likes, Tooligram, Instaplus, Do Insta и другими), накручивали ботов и сидели в так называемых «чатах активности».

В последние, как правило, объединяются блогеры с небольшим количеством подписчиков (20-30 тысяч человек). Они активно лайкают и комментируют друг друга, чтобы увеличить охват постов. По словам Ткачука, при помощи относительно живых комментариев участников «чатов активности» и накрутке лайков, блогеры пытаются сохранить падающую в последнее время активность в Инстаграме на прежнем уровне.

За «чаты активности» точно не банят, потому что комментарии оставляют обычные пользователи. Что касается лайков, их накручивают многие. Если аккаунт — новорег, то есть зарегистрирован недавно, его могут безвозвратно заблокировать за использование масслайкинга, массфолловинга и накрутку ботов, лайков и просмотров. Более старым и трастовым профилям за это может прилететь только временный бан. Но непонятно, зачем этим заниматься пользователям с 300-400 тысячами подписчиков и 20 тысячами лайков на каждом фото.

Алексей Ткачук

Ещё одна распространенная версия происходящего связана с ужесточением внутренних фильтров сервиса. В апреле 2017 года Instagram начал активно бороться со спамом и накруткой, а в конце июля в англоязычной версии приложения заработала функция DeepText, задача которой — фильтровать негативные комментарии пользователей.

Работают фильтры и в России, в связи с чем для большинства профилей (70-80%) уже два месяца недоступен масслайкинг. «Возможно, алгоритмы ещё не до конца научились отличать реальные жалобы на аккаунт от фейковых, а потому многие попали в бан», — говорит Ткачук. — «Другой момент заключается в том, что Инстаграм может заблокировать в принципе за любые действия. В правилах есть замечательная строчка о том, что соцсеть имеет право заблокировать пользователя в любой момент без объяснения причин».

Блок instagram недоступен

Массовые жалобы и накрутка ботов

Сами блогеры винят в блокировках людей из «чатов ненависти» — групп, в которых собираются «хейтеры» и отправляют выбранные профили в бан при помощи массовых жалоб. Ткачук сомневается, что это возможно: «Я не представляю, какая должна быть организация. Мы пытались сделать похожие вещи с порно-профилями. Нас собралось человек 150-200 с хорошими [трастовыми] аккаунтами. В результате массовых жалоб через две недели заблокировали только один профиль. Но нельзя сказать, что это произошло из-за нас, а не потому что сработали автоматические сервисы, которые в любом случае его бы удалили».

Помимо массовых жалоб на популярные аккаунты, участников «чатов ненависти» обвиняют в том, что они блокируют профили, нагоняя на них ботов. По словам Ткачука, такой вариант практически невозможен. Во-первых, из-за отсутствия возможности создавать бесконечное количество ботов и дороговизны их содержания. Во-вторых, блогеры, видя, что на них массово подписываются боты, закрывают аккаунты.

«Сомневаюсь, что так [нагнав ботов] можно заблокировать старые профили. Я видел аккаунты, которые за несколько дней накручивали по 300 тысяч подписчиков, и им ничего за это не было. В любом случае, настоящие блокировки точно не связаны с ботами», — добавляет Ткачук. К ним не имеют отношения и другие устаревшие способы блокировки, — например, мат в комментариях, спам в директ и попытка слива трафика на конкретный профиль. Для последнего раньше создавалась сеть аккаунтов, которые использовали массфолловинг и призывали своих подписчиков подписаться на конкретного блогера, тем самым ставя его под подозрение модераторов Instagram.

Платное восстановление профилей

На восстановление аккаунта после временной блокировки в среднем требуется несколько дней. Для этого пользователю нужно написать в техподдержку, заполнить специальную форму и дождаться ответа менеджера (при том что в России нет представительства Instagram — только внешняя пресс-служба). После этого нужно подтвердить свою личность, сфотографировавшись с присланным кодом.

На первый взгляд, всё выглядит довольно просто, тем не менее блогеры жалуются на долгое или полное отсутствие ответа из техподдержки сервиса и невозможность восстановить аккаунт с действующей почты (даже если аккаунт был перепривязан к другому почтовому ящику, восстановление возможно только с почты первоначальной регистрации). С обеими проблемами им предлагают справиться люди, часто называющие себя SMM-щиками, но по сути зарабатывающие на разблокировках.

В сентябре-октябре 2017 года блогера Александру Митрошину (alexandramitroshina, 272 тысячи подписчиков) блокировали трижды. В первый раз девушка обратилась за помощью к «разблокировщику», который представился как Евгений Леонидович. За 40 тысяч рублей Евгений восстановил аккаунт, но не всем «повезло» так, как Митрошиной.

Я знаю девушку-блогера, которая после блокировки также обратилась за помощью, но к другому «разблокировщику». Он обещал восстановить её аккаунт за пять дней. Когда прошла неделя, а профиль был все так же заблокирован, она решила найти кого-нибудь другого. В ответ «разблокировщик» начал ей угрожать, требовать сто тысяч [рублей] .

Александра Митрошина

Столкнувшаяся с угрозами девушка, о которой говорит Митрошина, отказалась от комментариев для TJ. Она объяснила, что страницу ей вернули, но она не хочет «омрачать свое имя плохими историями, интригами, и портить карму».

«У меня достаточно большой Telegram-канал [о продвижении в Инстаграме], поэтому ко мне часто обращаются с просьбой прорекламировать услуги по разблокировке», — говорит Ткачук. — «Обычно пишут люди с кавказскими именами, без аватарок, говорят, что восстанавливают аккаунты. А как? Это всегда тайна покрытая мраком. Единственный вариант разблокировать аккаунт — написать письмо в техподдержку. Не уверен, что у кого-то из них есть связи с головным офисом Instagram».

Один из таких «разблокировщиков» — Ибрагим Асулбегов — рассказал TJ, что в течение трёх лет он занимался продвижением в Инстаграме, а последний год посвятил восстановлению аккаунтов. За это время, по его словам, из 500 заказов ему удалось выполнить 456, «над другими работа продолжается, но нужно больше времени». Добиться таких результатов удалось благодаря «паре знакомых из техподдержки Instagram» и алгоритма для восстановления, который Асулбегов разработал сам: «Я изучал много информации, в основном технические моменты, коды сайта и социальных сетей. Проходил обучение в „Бизнес молодости“, в университете „Синергия“ и менее известных школах по SMM».

По его словам, на разблокировку уходит от 5 до 15 дней, а цены варьируются от 5 до 500 тысяч рублей в зависимости от количества подписчиков и сложности работы: «Бывает, что нет данных, которые нужны, и приходится менять весь алгоритм работы». Большинство клиентов находит Асулбегова самостоятельно. Сам он признаётся, что здесь работает сарафанное радио: «Помог одному, тот сказал другому. В конце кто-нибудь обращается. Также есть клиенты через Инстаграм. В чатах по продвижению я уже сам пишу, если у кого-то такая проблема [бан]».

Асулбегов отказался назвать свой месячный заработок: «Денег много. Но если узнают, сколько можно заработать, количество мошенников [среди разблокировщиков] увеличится».

Фейковые письма для взлома аккаунтов

Ещё один распространенный способ заработка — взлом аккаунта. Для этого взламывают почту, на которую был зарегистрирован профиль, либо используют «подмену»: на почту приходит письмо якобы от Instagram, в котором пользователя просят прислать код. При помощи полученного кода мошенники забирают профиль себе.

Эта ситуация была очень распространена летом. В основном пострадали мелкие аккаунты (по 5-10 тысяч подписчиков) и «бизнес». Возможно, сейчас пытаются сделать то же самое с более крупными профилями.

Чтобы вернуть аккаунт, нужно общаться с техподдержкой, пробиваться через фильтры до реального сотрудника. Это занимает много времени, за которое аккаунт могут по сути убить. Обычно пользователя начинают шантажировать: отписывать подписчиков, удалять посты, массово продавать рекламу, менять юзернеймы .

Алексей Ткачук

Блогера Яну Дивину (bestcleopatra, 29,5 тысяч подписчиков) взломали в конце лета. Она рассказывает, что попытки взлома были и раньше, но в этот раз ничто не вызвало подозрений. На почту пришло письмо якобы от Instagram с просьбой подтвердить аккаунт, так как на нём была замечена подозрительная активность. Дивина выполнила инструкции, не глядя. Только потом она заметила, что логотип сервиса в письме выглядит подозрительно: «Не чёткий, а размытый», — и поняла, что стала жертвой мошенничества.

Аккаунт Дивиной привязали к другой почте и начали требовать 200 тысяч рублей за его возврат. «Я пыталась восстановить доступ, но почта была изменена, а фейсбук и телефон отвязаны. Через какое-то время появилось сообщение, что такой аккаунт вообще не существует. Видимо, его переименовали и заблокировали», — вспоминает она. В конце концов ей удалось вернуть профиль, заполнив специальную форму и сфотографировавшись с присланным кодом.

«Блогеры сами себя блокировали»

Блокировка аккаунта может быть выгодна не только мошенникам, но и самим блогерам. Instagram позволяет последним в любой момент временно заблокировать профиль. При этом они не обязательно потеряют деньги за рекламу — обычно размещение подобного контента происходит не чаще одного раза в три-четыре дня.

«Такие случаи уже были. Некоторые блогеры сами себя блокировали, чтобы остановить giveaway, то есть массовую отписку, после неудачной рекламы. Дело в том, что отрицательная динамика аккаунта сильно убивает органичность охвата. Если раньше у 600-тысячников было 200-300 тысяч охвата от одного поста, то сейчас показатели снизились до 60 тысяч», — говорит Ткачук. — «В такой ситуации люди, не понимая, что делать, могут попытаться остановить отписку и что-то предпринять. Но временная блокировка — глупость, потому что подписчики всё равно уйдут, если блогер будет постить не интересный для них контент».

Как самостоятельно восстановить аккаунт

Если ваш аккаунт в Инстаграме оказался заблокирован, то при попытке войти в профиль на экране появится соответствующее уведомление. Нажав на «Подробнее», вы сможете сообщить администрации сервиса об ошибке: здесь нужно указать персональные данные и почту, на которую был зарегистрирован аккаунт.

Ответ от техподдержки сервиса обычно приходит в течение суток. После получения кода для восстановления необходимо написать его на чистом листе бумаге, добавив своё имя и фамилию, а также логин в Инстаграме. Затем нужно сфотографироваться с листом в руке, так чтобы лицо и рука были полностью видны, и отправить фото ответным письмом. Через один-два рабочих дня придёт ответ о восстановлении аккаунта.

#соцсети #инстаграм #блогеры