Интернет
Степан Бальмонд

«Сегодня всё хорошо, завтра не могу смотреть в зеркало»: подписчики этого паблика помогают друг другу принять внешность

Зачем нужны «социальные поглаживания» после травли и долгих лет сомнений в себе — интервью с создателями и подписчиками сообщества «Натуральные лица».

Уже два года подписчики сообщества «Натуральные лица» выкладывают собственные фотографии на крупную аудиторию и рассказывают об отношении к своей внешности. За это время паблик во «ВКонтакте» набрал более 100 тысяч подписчиков и получил внимание СМИ.

TJ поговорил с владелицей «Натуральных лиц» Софией Крамер и администратором Максимом Важениным о неожиданном успехе сообщества. Редакция также попросила подписчиков паблика поделиться историями о том, как решение поделиться снимками помогло им принять себя.

«Часть людей думает, что может писать, что у кого-то слишком большие уши»

«Почти у всех, кто пишет нам о проблемах с принятием себя, трудности идут из детства. Одни были объектами насмешек в школе или жертвами буллинга из-за того, что чем-то отличались, ко вторым плохо относились родители. Это приводит к тому, что люди не могут принять свою внешность или её часть. Здорово, что мы помогаем таким людям по-другому на себя посмотреть», — рассказывает Важенин.

Максим занимается «Натуральными лицами» с момента основания в 2020 году, а до этого активно участвовал в оригинальном сообществе «Обнажённые лица», где предлагалось делиться естественными снимками. Такая деятельность изменила и самого Важенина: он стал чаще подмечать уникальные черты внешности, которые отличают одних людей от других. По его словам, на создание «материнской» группы создательницу вдохновили фотографии моделей Louis Vuitton без макияжа, «слитые» в 2010 году.

Снимки моделей Louis Vuitton без макияжа, 2010 год

Однажды создательница «Обнажённых лиц» исчезла. Работа сообщества легла на плечи девушки-модератора, но та не могла справиться в одиночку или взять помощника: такими правами обладала лишь пропавшая основательница паблика. Чтобы идея не умирала, модератор создала новую страницу — «Натуральные лица».

«Сначала я была подписчицей „Обнажённых лиц“, потом — „Натуральных“. После знакомства с создательницей нового проекта я стала администратором чата. В какой-то момент у неё начались проблемы, и она решила продать паблик. Мне не хотелось, чтобы он ушёл в левые руки, и я решила его приобрести», — рассказывает София. Так она стала владелицей нового сообщества, продолжившего стиль и задумку оригинала с «принимающей атмосферой».

Паблик не продвигался в других сообществах, но спустя год начал быстро расти. Создатели связывают это с алгоритмами «ВКонтакте». «„Прометей“ резко открыл нас остальной аудитории соцсети, откуда и пришли новые люди, писавшие нам, что „им не интересны наши посты“ и „откуда это вообще пришло“», — рассказывает администратор. Со дня запуска «Натуральных лиц» число подписчиков увеличилось с 10 до 100 тысяч. «Мы не были готовы к такой популярности, поэтому пришлось расширять команду админов хотя бы для того, чтобы успевать проверять комментарии и предложку», — вспоминает София. Возможность предлагать публикации даже временно закрывали, поскольку срок ожидания достигал четырёх месяцев.

С новыми подписчиками пришла и необходимость более жёсткой модерации. Например, некоторые воспринимают сообщество как возможность «оценить чьё-то лицо». «Мы удаляем негатив, совсем неадекватных баним навсегда, а тех, кто, не подумав, пишет фигню, блокируем на время», — рассказывает Крамер. «Есть часть людей, которые думают, что они умные и имеют право писать, что у кого-то слишком большие уши или ещё что-то. Такие комментарии мы чистим», — уточняет Важенин.

Сейчас в сообществе три модератора и редакторы предложенных подписчиками постов. «Негатива много, но вместе с ним — и слов благодарности: нам пишут в личку, как сообщество кому-то помогло, как здорово, что есть такое безопасное место», — рассказывает Максим.

«Архив лиц» и «социальные поглаживания»

«В нашем обществе не принято рассказывать другим о своих проблемах и принятии себя. Это не воспринимается серьёзно, а у человека есть необходимость выговориться и быть услышанным, — продолжает Важенин. — На это есть запрос, и мы одни из немногих, кто дал ответное предложение».

Создатели «Настоящих лиц» считают важным, что формат паблика позволяет авторам «спокойно» рассказать о внешности и получить «социальные поглаживания», зная, что «окружающие на них не накинутся, а помогут принять себя». Именно так руководители сообщества объясняют его популярность.

Много людей жалуются, что у нас нельзя высказывать своё мнение, что мы затыкаем неугодных, которые хотят внести критику. Наш паблик — не про оценку внешности, а про то, какие мы разные и как принять себя. Наши подписчики — создатели контента, и они не хотят, отправляя пост, видеть странную критику в свой адрес.

Максим Важенин

Для Софии важно показывать настоящую внешность людей, а не «отфотошопленную версию из соцсетей». Для неё паблик — это «архив лиц» и возможность показать «как выглядят неприкрытые макияжем, светом и фильтром лица». Создательница сообщества считает, что при попытках подогнать себя под стандарты красоты «люди теряют индивидуальность».

По словам Крамер, в прошлом сообщество делало упор на идею, что каждое тело красиво по-своему, но теперь она пытается «низвергнуть сам культ красоты». «Во-первых, нужно признать, что существуют красивые и некрасивые люди, а большинство людей — просто „средние“ по внешности, и факт наличия или отсутствия красоты не должен влиять на жизнь этого человека. Мы должны уменьшить важность красоты в нашей жизни и научиться относиться к своему телу как к данности, жить, не опираясь на то, красивы мы или нет», — считает Софья.

Два рассказа «натуральных лиц» — о травле за внешность и значении таких сообществ

Настя, 19 лет, подписчица «Натуральных лиц»

У меня была очень низкая самооценка. Я не принимала себя без макияжа, поэтому идея паблика мне понравилась: интересно читать посты смелых людей, которые не побоялись опубликовать фото. Это восхищало, и я задумалась: что незнакомцы написали бы обо мне?

Фото Насти, которое она выложила в паблик

Порой читаешь пост, а потом смотришь на фотографии и видишь совсем другого человека. Как будто автор совсем не себя описывал или с закрытыми глазами на себя смотрел.

И так обидно становится за этих прекрасных людей: они видят в себе столько недостатков, но на самом деле никто вокруг их не замечает.

Проблема принятия внешности для меня стоит остро, так как с детства осталось много комплексов. Сейчас с принятием себя получше, но раньше не устраивало всё. Высокая переносица (казалось, ни у кого нет такой), в целом большой нос «картошкой», маленькие глаза, незаметные ресницы и брови, проблемная кожа, излишняя худоба.

Во взрослом возрасте я не сталкивалась с лукизмом, но в школе было много неприятных моментов. Со мной отказывались знакомиться, потому что я «страшила». А с первого по пятый класс почти все мальчики постоянно меня травили. Они делали это по инерции: с нами учился парень, за которым всё повторяли. Он вёл себя агрессивно и дразнил «шпалой», потому что я была высокой и худой, покрывал матом, закидывал голову снегом и льдом, портил еду. Один раз он облил чаем меня с головы до ног и учебники. Я не понимала, почему [дразнят] именно меня, думала, что была наименее симпатичной и близко к сердцу всё воспринимала.

Наверное, поэтому сейчас до сих пор не слишком уверенная в себе. Даже родственники иногда говорили: «Ты симпатичная, но не красавица, конечно».

Принять внешность сложно. Иногда я думаю, что всё со мной хорошо, а иногда не могу даже смотреть в зеркало. Помогает мысль, что те тело и лицо, которые у нас есть, всегда будут такими: не мы выбирали их и не в наших силах изменить их. Думая так, получается, что и нет смысла переживать, лучше себя полюбить. Но это не так просто.

Окружающие часто говорят, что я красивая — это не может не вселять веру. Посты в паблике тоже очень помогли. Меня безумно удивило, что все комментарии были положительные и многие сравнивали меня с «эльфийкой». После этого я полюбила свой профиль и высокую переносицу, о которых многие писали. Когда смотрю на других людей, мне безумно нравятся все их «недостатки»: обожаю все горбинки, веснушки, любой разрез глаз.

Если бы все были одинаковые, то было бы скучно. Это же и есть черты, которые нас отличают. Мы должны их любить. Такие мысли тоже помогают, потому что кто-нибудь также посмотрит на меня и сочтёт мои «недостатки» «изюминками».

Леонид, 26 лет, подписчик «Натуральных лиц»

Я увидел сообщество случайно. И концепция мне понравилась: это не конкурс красоты, а возможность узнать, как тебя видят со стороны.

Свою внешность я воспринимаю нейтрально-положительно, особенно после публикации моего поста. Но бывает неприятно, когда люди реагируют на мой возраст с удивлением, ведь мне 26 лет, а выгляжу как подросток. Больше всего мне не нравится подбородок, мешки под глазами и профиль. Неловко улыбаться и фотографироваться, на что, наверно, влияет ещё и заниженная самооценка.

Леонид. Фото из личного архива

Для многих «идеальный» мужчина — это накачанный здоровяк под два метра с брутальным лицом и не менее брутальный бородой. Или элегантный красавец с постера романтической комедии. Если же ты не попадаешь под такие критерии, то ты либо выделяешься из толпы, либо тебя игнорируют.

Кажется, что на мужчин с азиатской внешностью навешивают в основном четыре ярлыка: Джеки Чан, фанат кей-попа, чурка или гастарбайтер.

В большинстве случаев считают, что если ты азиат, то ты точно из Китая. Лично меня много раз принимали за кого угодно, только не за корейца. Может быть, кто-то угадал сразу лишь пару раз.

Мужчин в общем и мужчин с восточной внешностью чаще останавливают в метро для досмотра. Справедливости ради, большая часть ходит с рюкзаками или сумками — в таких случаях это хотя бы логично. До пандемии, пока не начал носить маску в транспорте, на меня регулярно косились люди, преимущественно пожилые: это меня довольно сильно напрягало.

Решение выложить фото в паблик было способом выйти из зоны комфорта. Я ожидал, что кому-то моя внешность не понравится, да и фото были не самые удачные. Но зачастую в комментариях писали, что я очень красивый. Было много призывов сменить причёску и проверить прикус. Пара-тройка человек сравнила с Адамом Драйвером, ещё пара назвала мою внешность мультяшной, что для меня комплимент.

Публикация поста в паблике и по большей части позитивная реакция подписчиков очень сильно добавили уверенности. По сути, это подтолкнуло меня заняться своим здоровьем и отчасти внешним видом: сходил к стоматологу, чтобы исправить прикус, заказал очки и стельки, обновил гардероб.

Несмотря на модерацию, в комментариях успели промелькнуть классические «чурка» и «обезьяна», несколько более редкое «унтерменш». Мне повезло в плане лукизма: я вырос на Сахалине, где население гораздо более смешанное и никто не акцентирует внимания на необычной внешности. Так что негативные комментарии позабавили и помогли осознать, что я довольно неплохой человек, ведь я не оставляю таких записей под фотографиями незнакомых людей, чтобы испортить им настроение.

Тем, кто с трудом принимает свою внешность, скажу так: кем бы вы ни были, как бы вы ни выглядели — всегда есть кто-то, кому что-то в вас не нравится. Это неизбежно, ведь понравиться всем не получится, да и не нужно.

#лигаавторов #интервью #паблики