Интернет
Женя Кузьмин

«Не возьмусь предсказать, когда российские слушатели поймут, зачем им подкасты»

Ведущие «Медузы», «Отвратительных мужиков», «Завтракаста», «Не занесли» и BeardyCast — о перспективах формата в России и вопросах к платформе от «ВКонтакте».

Фото TJ

17 мая «ВКонтакте» анонсировала появление собственной платформы для прослушивания подкастов — её запустят до конца 2018 года. По словам представителей компании, основой платформы станет уже существующий аудиоплеер соцсети, а авторы шоу смогут изучать статистику прослушиваний. После закрытого тестирования раздел подкастов появится в мобильном приложении «ВКонтакте».

На Западе индустрия аудио-шоу уже несколько лет находится на подъёме: формат привлёк не только многочисленную аудиторию, но и внимание рекламодателей. В то же время в России подкасты пока не пользуются подобной популярностью.

TJ поговорил с ведущими нескольких российских подкастов о том, может ли платформа от «ВКонтакте» повлиять на востребованность формата в России и изменить отношение к нему со стороны рекламодателей, какие преимущества и недостатки могут быть у нового раздела, а также как анонс соцсети отразится на их проектах.

Авторы подкастов пришли к мнению, что платформа от «ВКонтакте» откроет подкасты для пользователей из России, которые вообще не знали о подобном формате, но до запуска к ней есть вопросы. Также ведущие отметили, что для существующих проектов соцсеть станет только одной из площадок распространения — уходить с других платформ они не намерены.

«Медуза»

Я уверена, в ближайшее время популярность подкастов вырастет, с «ВКонтакте» или без них. Аудио — формат будущего. Он очень современный, хотя бы потому, что позволяет параллельное медиапотребление. Можно слушать и читать, играть, ехать за рулем или в метро. Появление платформы для подкастов может ускорить этот процесс и повлиять на популярность формата. Если, конечно, у «ВКонтакте» получится сделать хорошую платформу.

О преимуществах и недостатках платформы сложно гадать, ведь пока про неё неизвестно почти ничего. Это хостинг? Агрегатор? Или что вообще? Будут ли там чарты? Как сама платформа будет рассказывать своей аудитории про подкасты?

Рекламодателям важна статистика — она у «ВКонтакте» вроде бы будет. Вопрос: какая? Будет ли в ней отражена глубина прослушивания, будет ли отслеживаться поведение пользователей или только цифры скачиваний и запуска? Какая вообще информация о пользователях, и о том, как они слушают, будет доступна? Но на популярности формата появление платформы наверняка скажется. То есть охват вырастет, до рекламодателей дойдёт, какая лояльная аудитория у подкастов. А значит и реклама появится.

Я пока не понимаю, что именно сделает «ВКонтакте». Поэтому сложно предполагать, что запуск новой платформы поменяет для «Медузы». Мы уже в топе приложения Apple «Подкасты». И цифры прослушиваний наших подкастов приближаются к 100 тысячам скачиваний каждого выпуска. У нас уже появилась реклама. Хорошо, если платформа от «ВКонтакте» увеличит нашу аудиторию. Ещё лучше, если благодаря ей у нас появятся конкуренты. С ними веселее.

Лика Кремер

«Отвратительные мужики»

Для многих российских пользователей интернета между всемирной сетью и «ВКонтакте» стоит знак равенства. Там есть всё: музыка, сериалы, паблики, которые заменяют чтение всего остального. Среди этой аудитории достаточно много не только просто ленивых, но и новых пользователей, которые знать не знают что такое подкасты. И пока сама «ВКонтакте» не предложит что-нибудь послушать — так и останется.

Создателей существующих популярных подкастов при выходе на новую платформу ждёт заметный объём неэффективного, проходного трафика, горы дурацких комментариев от людей, которые не понимают, что происходит и как этим пользоваться. Со временем ситуация наверняка изменится, и слушатели поймут, зачем им подкасты — но не возьмусь предсказывать, как скоро это произойдет. В целом, для подкаста как жанра в России это важный момент. «ВКонтакте» — народная платформа, и если раньше подписка на подкаст была осознанным решением уверенного пользователя ПК, то теперь этот формат станет частью повседневности Рунета.

Заинтересованность рекламодателей будет зависеть от того, насколько глубоко создатели подкастов будут видеть свою статистику, чтобы предоставлять её. Если природа цифр будет прозрачной, и отчёты покажут хорошую продолжительность прослушивания — а главное качество подкаста именно в этом — то проблем не возникнет, бюджеты подрастут, форматом заинтересуются новые компании.

Будем ли мы уходить во «ВКонтакте»? А зачем куда-то уходить? И главное, откуда, из iTunes? «ВКонтакте» предоставляет ещё одну площадку, на которой нужно присутствовать — здесь нет никакого потрясения устоев. Что касается условий, то интересно, как будет устроена монетизации подписки, разрешения вопросов по авторским правам, в том числе по используемым в подкасте музыкальным подложкам. Ещё интересно, когда в связи со всем этим подкасты начнут слушать в кабинетах.

Пётр Сальников

«Не занесли»

Apple создала индустрию подкастов, но ничего не делает для её популяризации — многие мои друзья с айфонами даже не знают про предустановленное приложение «Подкасты», а Google так и не запустил свой сервис в России. Надеюсь, «ВКонтакте» будет продвигать платформу эффективнее, чем «истории».

Подкасты можно будет слушать в приложении соцсети, которое стоит у огромного количества людей, и это главное преимущество. По слухам, в новой платформе будет прозрачная система топов, потому что по какому принципу подкасты попадают в топ Apple, не знает никто, кроме сотрудников Apple. Надеюсь, для подкастов найдется отдельное место, где можно будет видеть свои подписки и новые выпуски. Ещё очень надеюсь на перемотку, ускоренное воспроизведение и другие мелочи, которые есть во всех нормальных подкастоприёмниках.

Недостатками платформы может стать агрессивная реклама, на подобие той, которая есть в музыкальном разделе, а также изолированная экосистема, например, если добавить свою передачу в каталог надо будет самому. И будет досадно, если в ленту нельзя будет добавить сторонний RSS, например с Patreon.

Само появление такой функциональности может показать рекламодателям, что «с этими ребятами стоит работать», а ещё «ВКонтакте» может сделать биржу и позволить включать рекламу в выпуске одним кликом, как YouTube со своими короткими вставками. Вот только не отпугнёт ли это слушателей?

С появлением платформы во «ВКонтакте» наш подкаст получит ещё одну платформу для распространения. Надеюсь, увеличится аудитория, но вряд ли значительно. Возможно, увеличится доход, но вряд ли значительно. Уходить с других платформ не будем — мне трудно представить ситуацию, в которой русскоязычный подкаст выбирает одну площадку для размещения.

Павел Пивоваров

«Завтракаст»

Нас в целом очень радует, что, помимо крупных и известных медиа, в качестве создателей контента на рынок подкастов приходят ещё и крупные площадки — у них есть аудитория. В первую очередь это означает, что большое количество людей вообще узнает о существовании такого типа медиа и станет их новой целевой аудиторией.

Пока что подробностей о платформе очень мало. Если она создаётся на платформе аудиозаписей «ВКонтакте», то будут ли выпуски забираться из оригинального источника автоматически или же будут требовать ручной загрузки каждого выпуска? Будет ли какая-то система монетизации? Как она будет работать? Статистика? Пока ничего непонятно.

На данный момент крупнейшей платформой для прослушивания и загрузки подкастов является iTunes. Из него информацию забирает по RSS огромное количество других сервисов вроде TuneIn, Stitcher, Player.fm и другие. Некоторые телодвижения в области подкастов с переменным успехом делает Google на базе сервиса Google Play Music, поисковика Google и экосистемы Android.

Насколько хорошо встроится в эту разношёрстную систему «ВКонтакте» – пока непонятно. Но если они смогут автоматически забирать выпуски из iTunes RSS, как это делают другие сервисы, то это существенно облегчит процессы всем нам. Если «ВКонтакте» ещё и будет давать адекватную статистику по «дослушиваемости» подкастов, а также по показателям конверсии и вовлечённости – это тоже будет отлично.

Такая крупная платформа с гигантской аудиторией, как «ВКонтакте», позволит как минимум поставить подкасты на карту рекламодателей, чтобы они вообще узнали о существовании такого типа медиа. Мы отстаём от США в этом плане на 3-4 года — там рекламодатели уже осознали, что в подкастах один из самых лояльных типов аудитории из когда-либо существовавших, а уровни конверсии у нативных размещений просто безумные. Именно поэтому затраты на рекламу в подкастах в США уже исчисляются сотнями миллионов долларов за год.

Если «ВКонтакте», как это делают некоторые сети и платформы в США, сделает ещё и автоматизированную систему размещения рекламы с таргетингом по аудитории, то это будет лучше влиять на развитие отношений между создателями подкастов и рекламодателями.

У «Завтракаста» появится возможность дотянуться до ещё большего количества людей, которые даже не знают о существовании подкастов. Или не очень представляют, что такой тип контента им в принципе может понравиться. Кроме того, мы тоже надеемся, что рынок будет развиваться дальше — будут создаваться новые подкасты, будет больше рекламодателей, будет опять же больше аудитория в целом.

«Уходить» с других платформ мы не намереваемся. Попробовать выходить в том числе на базе «ВКонтакте» мы вполне можем попробовать. Но менять аудиторию iTunes в несколько десятков тысяч человек на новую платформу, чтобы выходить, например, эксклюзивно там, мы бы не хотели.

Что нужно сделать «ВКонтакте» для привлечения новых создателей подкастов и уже известных игроков? В первую очередь — нормальную систему «Discovery», то есть каталог с рейтингами, подборками и новинками. Во-вторых, сделать понятную и прозрачную систему загрузки и менеджмента контента. В-третьих, очень важно предоставлять полную статистику, которая поможет понять не только аудиторию (а это важно для рекламодателей), но и вовлечённость в ходе каждого выпуска: что лучше слушали, что не очень, где бросили, сколько людей вообще дослушали до конца и так далее.

Естественно, очень важно, чтобы «ВКонтакте» создали прозрачную систему взаимодействия между рекламодателями и генераторами контента, если всё-таки появится возможность автоматизированного размещения аудио-рекламы внутри подкастов на базе их платформы.

Тимур Сейфельмлюков

BeardyСast

Главная проблема подкастов в России, Украине, Беларуси — низкая популярность. Люди не знают, что это такое. Думаю (надеюсь), появление подкастов во «ВКонтакте» позитивно скажется на распространении формата. Любой дополнительный источник аудиоконтента пойдёт во благо.

Потенциальные преимущества платформы — популяризация формата. Продвижение, регулярное обновление тематических подборок, персонализация под предпочтения слушателя, прозрачное формирование рейтингов. Что-то вроде музыки в Apple Music и Spotify. Потенциальные недостатки — замыкание подкастов как формата на одной платформе. Понятно, что это наверняка будет сопровождаться монетизацией, но свобода подкастов — это и одно из главных преимуществ формата.

Монетизация — главное условие, которое «ВКонтакте» может предложить подкастам. Дело не столько в деньгах, как некой цели, сколько просто в необходимых средствах для существования и развития проекта.

Но всё зависит от реализации. Если «ВКонтакте» будет самостоятельно вставлять в аудиодорожки прероллы, ориентируясь на какие-то собственные представления о формате и тематике рекламы, то мы можем и отказаться [публиковать выпуски Beardycast на платформе от «ВКонтакте»]. Аудитория формировалась вокруг нашего контента на протяжении нескольких лет — она важнее. В конце концов, есть слушатели, которые платят за нашу деятельность. Неправильно отворачиваться от их удобства и доверия.

Всё зависит от того, как подкасты будут существовать в рамках «ВКонтакте». Думаю, это может оказать как незначительное, так и максимальное влияние на проект. Меня смущает блокировка социальной сети в Украине. Это приличная часть нашей аудитории. Да что говорить — Антон Поздняков, один из соведущих подкаста, живёт в Украине.

Андрей Барышников

#соцсети #разборы #вконтакте