Интернет
Роман Персианинов

Насколько сложно манипулировать мнением людей в Фейсбуке — пример фейковой группы украинской партии

Пользователи активно лайкают фото знаменитостей с подставными цитатами, а самая уязвимая аудитория — женщины старше 45 лет.

Последний год Марк Цукерберг рассказывает американским властям и многочисленным западным СМИ о том, как Facebook намерен бороться с политическими манипуляциями внутри социальной сети. Эта кампания стала результатом исследования по вопросу влияния России на президентские выборы в США в 2016 году. Считается, что некие организации, связанные с российскими властями, покупали рекламные посты в Фейсбуке с контентом об американских выборах, таким образом вмешиваясь в их ход.

Редакционный директор медиа-компании Tribuna Digital Андрей Боборыкин провёл эксперимент, чтобы показать, как легко и лояльно интернет-аудитория реагирует на политический контент, соответствующий её убеждениям. Для этого он создал в Фейсбуке две фейковые группы украинских партий и, при максимальной экономии, раскрутил их до нескольких тысяч подписчиков.

Расстановка сил

Боборыкин стремился провести эксперимент максимально дёшево, поэтому ограничился капиталом в 150 долларов (около десяти тысяч рублей) и покупкой рекламы для самой широкой аудитории без исключительных параметров. Если бы он выставлял более узкие условия, например, чтобы рекламу показывали только людям старше 25 лет, то расходы бы увеличились.

Для первой партии «Український успіх» автор создал рекламные посты с посылом, понятным большинству украинцев. Например, с темой коррупции или интеграцией с Европой. Стоимость за подписчика у таких объявлений варьировалась от одного до полутора центов.

Как это работает — пользователь видит в новостной ленте рекламное объявление с кнопкой «лайкнуть страницу». Если он это делает, то автоматически подписывается на группу, а рекламодатель платит соцсети за этого подписчика.

Пример стандартного рекламного объявления

Пример объявления для женской аудитории

Пост на тему коррупции

Автор эксперимента заплатил за 5000 подписчиков в среднем по 1-2 цента, но допускает, что более точный таргетинг (например, чтобы жители западных и восточных регионов получали разные объявления) и больший бюджет дал бы лучшие результаты.

Реальные цены за подписчиков оказались намного ниже тех, которые озвучивают на украинском рынке. Некоторые фирмы продают подписчиков за цену от двух (около пяти рублей) до семи гривен (примерно 17 рублей). За услуги автоматической накрутки через ботов некоторые украинские фирмы просят от двух до 15 долларов.

Результаты эксперимента

Наиболее большой отклик рекламные объявления нашли у женской аудитории старше 45 лет (24%), а общее число подписчиков среди женщин составляет 68% против 32% у мужчин. Наименьший интерес к рекламным объявлениям проявила аудитория в возрасте 18-24 лет (0.238%) и 25-34 лет (4%).

Результаты второй фейковой партии с другим брендом, но схожим посылом, почти не изменились. Из этих наблюдений автор сделал вывод, что аудитория старше 35 лет гораздо легче «поддаётся медийным манипуляциям», чем молодая аудитория.

  • Бюджет — 150 долларов;
  • Стоимость подписчика — 1-3 цента;
  • Подписчиков на основной странице — 5000;
  • Подписчиков на дополнительной странице — 1500;

Активность участников автор показал на примере нескольких ссылок на популярные новостные материалы, которые он опубликовал в группе, а также на нескольких картинках с фейковыми цитатами. Автор подчеркнул, что эту активность создали не боты, а живая аудитория.

Пост с интервью бывшего президента Украины Виктора Ющенко. Его увидели 1753 человека, из них отреагировали 131

Пост с фотографией украинского телеведущего Сергея Притулы и цитатой Стива Джобса. Его увидели 1789 человек, из них отреагировали 126

Пост с фотографией украинского певца Кузьмы Скрябина и цитатой Аристотеля. Его увидели больше 21 тысячи человек, из них отреагировали 2634

Итоги

Как пишет автор, Фейсбук — вполне подходит для манипуляции общественным мнением. После скандала вокруг «взлома» американских выборов соцсеть ввела новые ограничения и способы верификации политических рекламодателей в США, но, полагает автор эксперимента, в ближайшее время Украины это не коснётся.

В разговоре с TJ Боборыкин уточнил, что цена за подписчиков варьируется от страны к стране, но стоимость российских пользователей ненамного дороже украинских. Это объясняется как объёмом рынка, так и демографическими факторами: цена за рекламные объявления растёт, если выставлять конкретные параметры по таргетированной аудитории.

По мнению аналитика, организации, которые имели российские корни и создавали на Фейсбуке агитацию в поддержку того или иного американского кандидата, работали по схожей методике, что и он. Разница лишь в бюджете и конкретных установках: автор эксперимента целился на широкую аудиторию, а те организации использовали «околополитические мемы с конкретными посылами, заточенными именно под эту социальную группу». Например, под темнокожих студентов на западе страны или на представителей ЛГБТ-сообщества в Аризоне.

Я не вижу принципиальной разницы между кампанией в Фейсбуке и заливом телевизионного эфира роликами. Разница тут наверное в том, что в Фейсбуке можно всё это свести до конкретных KPI, настраивать узкий таргетинг и одновременно работать с разными, порой полярными аудиториями. [...]

Раньше доступ к многомиллионной аудитории давал только телевизор — отсюда и влияние медиамагнатов на политическую повестку, и желание стать этими медиамагнатами. Сейчас же абсолютно любой человек с достаточным бюджетом (но в десятки раз меньшим, чем требуется для ТВ), может влиять на решения миллионов украинцев. [...]

Я не профессиональный политический аналитик, но предположу, что украинским общественным организациям и НКО следует направить больше усилий на борьбу с фейками и манипуляциями в социальных сетях, а также на повышение медиаграмотности среди наиболее подверженных подобным манипуляциям категорий граждан.

Андрей Боборыкин

#исследования #соцсети #фейсбук