Интернет
Сергей Звезда

Исследователи из США нашли след «фабрики троллей» в Твиттер-кампании по бойкоту Nike

Но достоверных доказательств мало.

В центре реклама Nike c Колином Каперником и слоганом «Верьте во что-то. Даже если из-за этого вам придётся пожертвовать всем». Фото Getty Images

В сентябрьской кампании по бойкоту Nike в США участвовали твиттер-аккаунты, связанные с Россией, сообщило издание Wired со ссылкой на исследование американской аналитической компании Graphika. Спортивный бренд критиковали за рекламу с футболистом Колином Каперником, который в знак против полицейского насилия перестал вставать во время гимна.

Graphika известна исследованиями политических интернет-кампаний, которая она проводит с помощью алгоритмов машинного обучения. Она насчитала 47 хэштегов о бойкоте Nike c момента появлений первых публикаций в СМИ о рекламе с Каперником. Самым популярным оказался #nikeboycott, который использовали более 10 тысяч раз.

По данным аналитиков, за сутки после появления рекламы, 3 сентября, число сообщений о бойкоте резко выросло. Через несколько часов после её выхода под хэштегами против Nike оставили сообщения с 7-8 тысяч аккаунтов. Через 12-18 часов в бойкоте стали участвовать более чем 80 тысяч разных профилей. Аналитики сфокусировались на тех, кто использовал эти хэштеги более одного раза.

Кампания распространилась по большей части благодаря аккаунтам, которые поддерживают Дональда Трампа, сделала вывод Graphika. Так, 66,1% твитов по хэштегу #nikeboycott и 58% по хэштегу #boycottnike оставили с профилей сторонников президента США.

Гендиректор Graphika Джон Келли утверждает, что в бойкоте «определённо» участвовали связанные с Россией твиттер-аккаунты и управляли ситуацией «с самого начала». Аналитики уточнили, что «российские» профили не начинали кампанию против Nike, но следили за тем, чтобы увеличить её охват в соцсети.

Келли назвал такие аккаунты «тесно связанными» с Агентством интернет-расследований, которое называют центром «фабрики троллей». В самом агентстве это отрицают.

Как мы понимаем работу русских не только в США, но и в Европе, и вообще везде — они добавляют эти марионетичные активы в естественный политический ландшафт страны, на которую они хотят повлиять.

Джон Келли

Аналитики не предоставили конкретные примеры аккаунтов, которые могут быть связаны с Россией, или их сообщений. В материале Wired не указано, чем именно подтверждается связь этих профилей с «фабрикой троллей».

Квотербек команды «Сан-Франциско» по американскому футболу Колин Каперник получил известность в 2016 году, когда начал выступать против того, что полиция часто применяет оружие против афроамериканцев. Он первым стал преклонять колено во время исполнения гимна США на играх вместо того, чтобы встать. Часть фанатов сочла это неуважением к традициям. Трамп раскритиковал Каперника, но примеру квотербека последовали футболисты других команд.

В конце 2016 года Каперник покинул «Сан-Франциско» в связи с истечением контракта и более нигде не выступал. Позднее он заключил спонсорский контракт с Nike. Протесты вызвала его реклама со слоганами «Верьте во что-то. Даже если из-за этого вам придётся пожертвовать всем» и «Не думай о том, что ты делаешь что-то сумасшедшее. Подумай, достаточно ли это сумасшедше». После выхода рекламы Nike в Твиттере появились призывы к бойкоту, а на YouTube стали публиковать видео, в которых сжигались кроссовки бренда.

Акции Nike после выхода рекламы упали на 3,2%, но к середине сентября выросли на 7%. Продажи товаров Nike в США на 10 суток с начала кампании выросли более чем на 60%. 26 сентября The New York Times сообщила, что Nike почти решилась на отмену кампании с Каперником из-за риска потерять контракт с Национальной футбольной лигой, но передумала.

#соцсети #русскиеботы #реклама