Интернет
Роман Персианинов

Убивая красоту: почему Инстаграм-модели Ближнего Востока боятся за свою жизнь

Критика, угрозы и смерть — что бывает, если местные интернет-звезды выглядят не так, как хотят сторонники мусульманских традиций.

Инстаграм-модель Тара Форес возле своей машины, в салоне которой её застрелили Фото из её инстаграма

В сентябре 2018 года в Ираке застрелили 22-летнюю модель, которая в 2015 году выиграла в конкурсе «Мисс Багдад». Она стала одной из самых известных Инстаграм-моделей в стране и на Ближнем Востоке, а её снимки долгое время вызывали споры и осуждение среди мусульман. Незадолго до смерти неизвестные регулярно угрожали девушке, но она игнорировала сообщения.

Случай Фарес не только шокирует, но и подтверждает тенденцию — звезды Инстаграма в Ираке и на Ближнем Востоке всё чаще подвергаются агрессивной критике за свою публичность и откровенные фото. Они вынуждены отказываться от своей активности или скрывать её, чтобы не оказаться среди тех коллег, которые стали жертвами неоправданной жестокости.

Жизнь за известность

27 сентября должно было стать обычным днём в жизни Тары Фарес. Уроженка Объединённых Арабских Эмиратов, в детстве она переехала в Ирак, в 2015 году стала «Мисс Багдад» и переехала из столицы в Эрбиль — более зажиточный и безопасный город. Безопасность играла важную роль для девушки, учитывая её образ жизни, которым она делилась с подписчиками в Инстаграме.

Беря пример с западных интернет-моделей, она публиковала фотографии с непокрытой головой, в модной одежде, ярким макияжем из клубов или отелей. Любой, кто заходил к ней на страницу, мог увидеть выразительные татуировки на её руках. Аудитории девушки это нравилось — 27 сентября она заняла шестое место по количеству подписчиков в соцсетях в Ираке. За жизнью «Мисс Багдад 2015» следили больше 2,7 миллиона человек.

«Меня не пугает, что есть те, кто отвергает существование Бога. Что меня действительно пугает, так это то, что есть те, кто убивает, чтобы доказать существование Бога», — писала Фарес в июле в Инстаграме. Она и до этого не стеснялась демонстрировать характер, порой критикуя отдельные события в стране.

Блок instagram недоступен

Хотя с момента убийства девушки прошло почти три месяца, многие детали трагедии до сих пор неизвестны. Незадолго до произошедшего она стала чаще появляться в Багдаде, пока её семья, включая трёхлетнего сына, оставалась в Эрбиле. Девушка замечала, что количество угроз в адрес значительно выросло, но, судя по всему, не придавала этому особого значения.

Во второй половине дня 27 сентября девушка сидела в салоне своего белого Porsche в жилом районе Багдада. Там она, по сообщениям СМИ, присматривала дом для своей семьи, когда к ней подъехал неизвестный. Он три раза выстрелил в девушку, сидевшую на пассажирском месте, и скрылся в неизвестном направлении. Фарес скончалась до прибытия скорой помощи.

Серия нераскрытых убийств

За убийством Фарес стояли члены экстремистской группировки (не уточняется, какой), заявил министр внутренних дел Ирака Касим Мохаммад Джалал аль-Араджи (Qassem al-Araji) в ответ на трагедию. Он заверил, что полиция тщательно изучит дело об убийстве звезды и накажет виновных. Такие же обещания дали официальные власти за два дня до убийства Фарес, когда в днём в Басре неизвестные застрелили известную правозащитницу Суад аль-Али (Suad al-Ali).

Правозащитница  Суад аль-Али, застреленная в Басре за два дня до убийства Тару Фарес Фото организации Human Rights

О проведении расследования иракская полиция говорила и в августе, когда в центре Багдада за сутки при загадочных обстоятельствах скончались владелицы двух салонов красоты. Возможно, смерть четырёх известных иракских женщин, действия которых шли вразрез с консервативными взглядами многих граждан страны, лишь совпадение. Для Ирака, долгие годы разрываемого войной, случайные убийства не считаются чем-то уникальным.

Однако в Министерстве внутренних дел подозревают, что серия убийств — это часть скоординированного плана неких группировок. В разговоре с The New York Times член иракского парламента Мухаммед Насир аль-Карбули (Mohammad Nasir al-Karbouli) предположил, что убийство такой интернет-звезды как Фарес — это способ дестабилизировать положение в стране. «Убийства женщин средь бела дня — это сообщения, цель которых запутать ситуацию с безопасностью в Багдаде и ослабить доверие граждан», — говорит Карбули.

Учитывая политическую нестабильность в различных регионах Ирака, под этой версией есть почва, но она не объясняет, почему жертвой показательной казни стала именно Фарес. Журналистка и основательница модного издания LYNX Magazine Дарина Сархан (Daryna Sarhan), которая давно следила за девушкой в Инстаграме, полагает, что причина кроется в западном образе жизни погибшей.

«По сути, она делала всё, против чего выступают консерваторы. Она была обычной Инстаграм-моделью, но в нашем обществе это не считается чем-то нормальным. Мне кажется, так было послано сообщение: «Не будьте как Тара, или закончите как она», — полагает Сархан.

Критики девушки не остановились даже после её смерти — к примеру, журналист крупнейшей телевизионной сети страны, Al Iraqiya, публично назвал Фарес «шлюхой», найдя поддержку в соцсетях.

Атмосфера ненависти в стране отразилась на других моделях. Через три дня после убийства Фарес «Мисс Ирак 2015» и звезда Инстаграма (больше трёх миллионов подписчиков) Шимаа Касим (Shimaa Qasim) записала эмоциональное видео для подписчиков, где, плача, рассказала о поступающих ей угрозах. В начале октября она уехала из Ирака в Иорданию, объяснив это страхом за свою жизнь и родственников.

Вероятно, Касим эмигрировала именно из-за расправы над Фарес. В прошлом ей поступали угрозы и от террористической группировки «Исламское государство», члены которой обещали похитить девушку, но она не покидала страну. «Они сказали, что убьют меня. Сначала я думала уехать в Эрбиль, но это показалось мне ошибкой», — объяснила модель свои мотивы покинуть Ирак. В разговоре с The Verge менеджер Касим заявил, что если бы она не уехала из страны, «то была бы уже мертва».

Альтернативный подход Ближнего Востока

В соседнем от Ирака Иране атмосфера вокруг Инстаграм-моделей не менее агрессивная. В июле полиция арестовала 18-летнюю гимнастку Маэдэ Ходжабри (Maedeh Hojabri) за публикацию ролика, где она танцует у себя дома. Помимо неё за «нарушение моральных норм» задержали ещё несколько человек, имена которых не раскрываются, а аккаунт девушки в соцсети (больше 600 тысяч подписчиков) заблокировали.

Вскоре после этого Ходжабри и другие арестованные выступили на национальном телевидении, извинившись за своё поведение. Активисты полагают, что заявления сделаны под давлением.

После смены политического устройства с монархии на республику в 1979 году власти Ирана тщательно регулировали тему секса в стране. Это выражалось в ряде новых запретов для женщин и цензуры в СМИ, по телевидению и в интернете. Наравне с Фейсбуком и Твиттером, Инстаграм остаётся одной из последних незаблокированных соцсетей в Иране, но случай Ходжабри показывает, что и Инстаграм не обходит цензура сексуальной темы.

Тем временем в соседних ОАЭ ситуация развивается в ином русле. Как отмечает The Verge, Дубай словно создан для Инстаграм-знаменитостей со своими небоскрёбами, ночными клубами, ресторанами и роскошными магазинами. Благодаря развивающейся экономике и засилью модных брендов местные Инстаграм-модели, в основном женщины, играют в лиге, отдельной от остального мира, зарабатывая до 20 миллионов долларов в год.

В марте 2018 года власти ОАЭ выступили с первыми предложениями по регулированию рекламного бизнеса в Инстаграме, обязав местных моделей получать две лицензии для «ведения бизнеса» в соцсети. Суммарная стоимость разрешений составляет чуть больше восьми тысяч долларов. За нарушение правил грозит штраф до 1,3 тысячи долларов, официальный выговор и/или блокировка аккаунта.

Две модели — два пути

«Людям сложно продолжать заниматься тем же, что в прошлом они могли делать бесплатно», — говорит дубайская Инстаграм-модель Тала Самман (Tala Samman). На её профиль подписаны чуть больше 120 тысяч человек — относительно небольшая цифра по местным стандартам, но даже она позволила девушке заключить рекламное сотрудничество с Chevrolet и крупными магазинами.

Блок instagram недоступен

Инстаграм-модель не стесняется фотографироваться в открытой одежде, демонстрируя своё тело подписчикам. Она не переживает, что столкнётся с осуждением — по словам Самман, многие не знают, что на деле ОАЭ открыты для культуры разных стран. Тем не менее она следует местным правилам — например, не фотографируется со спиртным, так как это противоречит мусульманским традициям.

Блок instagram недоступен

После убийства Ферас «Мисс Ирак 2015» Шимаа Касим сбежала в относительно безопасную Иорданию, но фотографии в её профиле и близко не похожи на те, что публикует Самман в Дубае. Хотя на кадрах Касим появляется с непокрытой головой, в платьях и на каблуках, в её аккаунте нет фотографий с вечеринок, в ночных клубах или в дорогих ресторанах. Возможно, это связано с тем, что девушка до сих пор не уверена в собственной безопасности и безопасности родственников, которые остались в Ираке.

Неизвестно, когда Касим вернётся на родину. Её история, как и история убитой Фарес, указывает на растущую и опасную тенденцию внутри Ирака и Ирана. Суть этого тренда в том, что если в соцсетях девушка не выглядит так, как того требуют консерваторы и сторонники жёсткого соблюдения мусульманских традиций, она рискует навлечь на себя агрессию извне. Вплоть до того, что ценой её свободных взглядов в Инстаграме станет собственная жизнь.

#цензура #истории #инстаграм