Интернет
Даша Лейзаренко

На Западе родители и знаменитости говорят о «Челлендже Момо», склоняющем детей к самоубийству. Это старый мем-страшилка

Момо вернулась и теперь якобы раздаёт детям указания через видео. Но YouTube не нашёл таких роликов, а журналисты попросили не распространять фейки.

Скульптура «Женщины-птицы», которую назвали Момо

В феврале 2019 года в соцсетях снова заговорили о Момо — меме-страшилке, которая якобы призывает к самоубийству через интернет. Британские СМИ, родители и знаменитости, включая Ким Кардашьян, начали распространять слухи о том, что похожая на птицу фигура девушки «взломала» видео на YouTube и заставляет детей наносить себе увечья.

В YouTube заявили, что видео с Момо на хостинге отсутствуют, а западные журналисты попросили не впадать в панику и не распространять фейковую новость. Они считают, что Момо — обычная легенда, которая не приводит к смерти детей, а подобное освещение истории в новостях как раз может негативно повлиять на них.

Возрождение «суицидальной игры»

21 февраля семилетний мальчик из Манчестера рассказал своим одноклассникам, что похожие на кукол существа убьют их во сне. Мать подумала, что её сын угрожал друзьям, но выяснила, что на ребёнка якобы повлиял «Челлендж Момо». По словам женщины, её сын посмотрел видео, где похожая на птицу девушка приказала ребёнку запугать других детей, иначе она убьёт его во сне. Историю подхватили британские таблоиды: Sun выпустило предостережение о «суицидальной игре Момо», Metro сообщило о том, что смертельный челлендж появился в Великобритании.

25 февраля Лин Диксон (Lyn Dixon) из Эдинбурга рассказала, что Момо угрожала её сыну. Он настолько испугался игры, которую называл «Челленджем Момо», что отказывался идти спать. По словам матери, ребёнок сказал, что «жуткое лицо» приказало ему вытащить нож и приставить к своему горлу. 27 февраля Пёрл Вудс (Pearl Woods) из Калифорнии заявила, что Момо заставила её 12-летнюю дочь с аутизмом включить газовую плиту, что могло привести к пожару.

Реакция родителей и знаменитостей

26 февраля британские родители начали публиковать и распространять посты в Фейсбуке с предостережениями насчёт Момо. По их словам, героиня «взломала» безвредные видео на YouTube. Родители утверждали, что Момо появляется в мультфильме «Свинка Пеппа» и роликах о куклах LOL Surprise на YouTube Kids.

Оно появляется посреди шоу и приказывает ребёнку принимать таблетки или включать духовку. Оно предупреждает, что если дети проговорятся, то оно придет за ребёнком и его семьей. Момо провоцирует детей на самоповреждение и суицид.

Лиам Пиннигтон

В тот же день сообщения обеспокоенных родителей начали распространять британские школы.

На следующий день, 27 февраля, подобные сообщения родители начали распространять и Твиттере. Они предупреждали о том, что «Момо хочет убить ваших детей», и прикладывали скриншоты оригинальных постов с Фейсбука.

Тогда же полиция Северной Ирландии предупредила об опасности Момо и попросила следить родителей за «безопасностью своих детей на YouTube». Полицейские города Крейгавон сообщили, что «Момо управляется хакерами, которые собирают персональные данные». Офицеры решили, что героиня связывается с детьми через WhatsApp, и заявили, что видели ролики с записью её голоса: «В одном из видео звучит запись зловещего голоса, которые приказывает ребёнка приставить нож к горлу. В другом видео голос угрожал семье, если ребёнок отказывался выполнять „челлендж“».

О «Челлендже Момо» вскоре узнали знаменитости. Ким Кардашьян выложила «историю» в свой инстаграм, где попросила YouTube удалить все видео с Момо. К ней присоединилась певица Кейлани — она ретвитнула пост об опасности героини и призвала своих подписчиков его прочитать. Хип-хоп исполнитель Tory Lanez (Дейстар Петерсон) попросил родителей «уберечь детей от этого дерьма».

Несмотря на утверждения родителей, школ, полицейских участков, СМИ и знаменитостей, доподлинно неизвестно, существуют ли ролики с «Челленджем Момо» на самом деле, и причинили ли они вред детям. TJ не удалось обнаружить их на YouTube. При этом в сервис перезалиты видео, где Момо якобы угрожает зрителям.

Момо – интернет-страшилка, а не «суицидальный челлендж»

Момо стала популярна в интернете ещё в июне 2018 года. Тогда распространилась легенда о том, что её якобы можно встретить в мессенджере WhatsApp. Утверждалось, что девушка требует от детей наносить себе увечья. Игру сравнивали с «Синим китом».

Тогда же СМИ заявили, что 12-летняя аргентинская девочка совершила самоубийство из-за «Челленджа Момо». Но спустя несколько месяцев местная полиция так и не доказала связь суицида ребёнка с Момо.

На самом деле Момо — это скульптура головы темноволосой девушки с птичьими лапами, фото которой начали публиковать в еще 2016 году. Тогда компания Link Factory выставила свою работу в токийской галерее, специализирующейся на эксцентричных произведениях искусства. Скульптура под названием «Женщина-птица» отсылает к популярному японскому монстру — беременной девушке, которая умерла и вернулась в качестве призрака.

Блок instagram недоступен

Реакция YouTube и журналистов

27 февраля представитель YouTube сообщил, что компания не обнаружила никаких видео с «Челленджем Момо» на сайте. По его словам, даже если бы ролики существовали в действительности, их бы удалили за нарушение правил платформы.

Обновлено (16:43): YouTube отказался от монетизации любых видео о Момо, включая новостные ролики. По словам представителя сервиса любой контент с этим персонажем нарушает правила сообщества компании.

Издание Snores, специализирующееся на проверке слухов и фейковых новостей, прокомментировало: «Возможно, дети причинили себе вред из-за Момо, но информация о таких случаях остается обрывочной. Скорее всего, это механизм, который используют „тролли“, чтобы побуждать эмоционально уязвимых детей к самоповреждению и издеваться над ними, а не „челлендж“ в соцсетях».

Зарубежные журналисты сказали, что никакой угрозы нет, а родители и СМИ распространяют фейковые новости. Многие утверждали, что «Челлендж Момо» — интернет-легенда, поскольку не нашли доказательств существования видео с персонажем.

Samaritans, благотворительная организация, которая оказывает помощь людям, решившим покончить жизнь самоубийством, прокомментировала: «Эта история так широко освещается и создаёт панику, что эмоционально уязвимые люди могут узнать о ней. В этом и заключается опасность».

Журналистка The Atlantic предположила, что эти истории отвлекают от реальных трудностей: «Они предлагают лёгкий путь решения сложной проблемы. Если вы можете защитить своего ребенка от Момо, значит вы можете защитить его от всех плохих вещей в интернете. К сожалению, обеспечение безопасности детей в киберпространстве — гораздо более сложная и деликатная задача».

Издание CNN предположило, что паника вокруг Момо может привлечь «троллей», которые действительно будут загружать в соцсети ролики с призывами к убийствам.

Этот «Челлендж Момо», который склоняет детей совершать самоубийства, похож на историю с воспроизведением записей The Beatles задом наперед, чтобы прослушать сатанинские сообщения.

Бен Коллинз

Реакция пользователей соцсетей

Пользователи Твиттера не испугались Момо, а начали готовиться к встрече с ней.

P.S. В соцсетях попытались превратить Момо из страшилки в позитивный мем.

#разборы #мемы #флешмобы