{"id":1015,"title":"\u0410\u043b\u044c\u0431\u043e\u043c \u043e \u043b\u044e\u0431\u0432\u0438 \u0432\u043e \u0432\u0440\u0435\u043c\u044f \u0432\u043e\u0439\u043d\u044b \u0431\u0435\u0437 \u0435\u0434\u0438\u043d\u043e\u0433\u043e \u0441\u043b\u043e\u0432\u0430 ","url":"\/redirect?component=advertising&id=1015&url=https:\/\/tjournal.ru\/umg\/472440-poslushat-novoe-oulavyur-arnalds-i-strunnyy-kvartet&placeBit=1&hash=2f79f2d1dce5a3269d2e27f43f5810c5215f9449ef7975dca45f4a27e2574b04","isPaidAndBannersEnabled":false}
Интернет
Roman Persianinov

В поисках «джедаев»: жизнь Telegram-чатов, в которых водители предупреждают друг друга о местоположении инспекторов ДПС Статьи редакции

Сообщества переходят из «ВКонтакте» ради анонимности, борются с мошенниками и порой сотрудничают с полицией.

Примерно в 2016 году в русскоязычном сегменте Telegram появились первые группы «МДПС». Аббревиатура, которая расшифровывается как «Местоположение ДПС», всё чаще встречается в названиях региональных чатов в мессенджере.

Сызрань, Белгород, Екатеринбург, Сургут — жители десятков российских городов помогают друг другу, сообщая местоположение дорожных инспекторов на дорогах, а создатели таких проектов модерируют процесс и продают рекламу. TJ пообщался с авторами таких чатов и разобрался, почему они уходят из «ВКонтакте» в Telegram, как уживаются в мессенджере и развивают бизнес.

Иммиграция в Telegram

Вечером 15 февраля на парковке воронежского ТРЦ «Град» собрались десятки участников группы «МДПС Воронеж». Многие общались между собой и фотографировались, а другие ходили с самодельным флагом: темные буквы «МДПС Воронеж» на белой ткани. Этот же логотип в виде наклейки (её продают авторы сообщества за 50-100 рублей) можно было заметить на заднем стекле или бампере стоящих на парковке машин, или же на игрушечном джипе, на котором ездил чей-то сын.

Такие сходки для участников группы — не редкость, но в тот раз они готовились к 23 февраля. Координируя друг друга, они составили автомат Калашникова из примерно 70 автомобилей. «Пусть машина всегда будет на ходу, пусть мудрость и отвага поможет вам выбрать правильный путь», — поздравила мужчин администрация группы, сопроводив пост фотографией с воздуха получившегося оружия. Водителей также попросили приехать на это же место первого марта для построения к Международному женскому дню.

Машины участников сообщества «МДПС Воронеж» на парковке местного ТРЦ Фото Андрея Иванова

Кадры этой далеко не первой акции быстро разошлись по региональным СМИ города, прорекламировав не только местное сообщество, но и российское движение «МДПС» в целом. «Самое популярное, что есть в региональном Telegram, это такие чаты», — заявил SMM-специалист Сергей Хахалев в разговоре с TJ. Они не слишком публичные, но существуют почти для каждого города.

Первые крупные сообщества «МДПС» появились во «ВКонтакте» ещё в 2014 годах. Самая большая группа в соцсети посвящена Нижнему Новгороду, в ней состоит больше 70 тысяч человек. Аналогичные проекты в других городах найти легко — некоторые из них неактивны, а авторы крупных, напротив, ведут профили в Инстаграме, организовывают сходки участников и продают тематические сувениры с символикой «МДПС». Везде она примерно одинаковая, отличаются лишь названия городов. Найти автора оригинального логотипа сложно, так как неясно, где впервые появился этот знак.

Фото «МДПС Нижний Новгород»

Основная причина появления сообществ «МДПС» — это нежелание автовладельцев сталкиваться с дорожными инспекторами, для чего требуется точно знать их местоположение. Многие водители таким образом избегают штрафа или лишения прав. В первую очередь группы популярны у водителей с тонировкой, (штраф за полную или частичную тонировку лобового и передних боковых стёкол составляет 500 рублей), владельцев «заниженных» авто или машин с тюнингом.

Помимо этого, сервисом «МДПС» пользуются те, кто ездит без страховки, перевозит грудного ребёнка без детского кресла или ведёт машину пьяным. Однако встречаются и законопослушные водители, которые опасаются, что ДПС попытаются задержать их и оштрафовать по надуманному поводу.

Многие чаты «МДПС» в Telegram создали в 2016 и 2017 годы, на которые пришлась волна популярности мессенджера в России. Теперь там можно легко найти чат конкретного города, но среднее количество участников варьируется в районе трёх-четырёх тысяч.

Хахалев полагает, что в перспективе активность в мессенджере увеличится: «Сейчас идёт тренд на Telegram, потому что формат чата удобнее стенки во „ВКонтакте“» для таких сообществ.

В разговоре с TJ с этой версией согласились трое авторов чатов «МДПС» в мессенджере. Во-первых, читать в нём сообщения и писать гораздо проще, чем на стене группы во «ВКонтакте». При желании также можно записать голосовое сообщение. Во-вторых, в Telegram участники могут использовать анонимные профили, что не всегда удобно делать в соцсети. Чаты «МДПС» также существуют в WhatsApp и Viber, однако там все участники видят мобильные номера друг друга, чего можно избежать в Telegram.

«Я читал о случае, когда человек спросил [в группе „МДПС“ во „ВКонтакте“], где стоят менты, а к нему в профиль зашёл коп, нашёл там фотографию его белой машины и остановил её, а водитель был пьяный», — рассказывает Хахалев. Порой сотрудники ДПС скрытно следят за активностью в группах «МДПС», в том числе и в Telegram. С этим столкнулся и модератор группы «Где стоят Екатеринбург» и «Где Стоят Невьянск» Дмитрий.

По его словам, первое время после создания чата туда заходили инспекторы и писали ложную информацию о своём местонахождении, чтобы запутать водителей. «Я их банил, но они покупали новые SIM-карты», — утверждает мужчина. Затем к нему в личные сообщения обратился начальник местного ГИБДД с просьбой разблокировать аккаунты подчинённых, чтобы он мог контролировать их местонахождение. Дмитрий в обмен попросил, чтобы инспекторы не дезинформировали людей в чате. Стороны договорились, и поток ложной информации прекратился.

Сотрудничество с ДПС на этом не закончилось. Однажды инспекторы попросили закрепить в чате профилактическое сообщение о безопасности на дороге, а в другой раз пост с ориентировкой на водителя, который сбил велосипедиста и скрылся.

В правилах своих сообществ Дмитрий указал, что за оскорбление инспекторов грозит бан на неделю, а если кто-то из водителей отправляет сообщение, что ДПС начали спецоперацию по выявлению пьяных на дороге, модератор удаляет предупреждение. «Я только за проведение таких операций», — пояснил автор чата TJ.

Руководитель сообществ «МДПС Крым» и «МДПС Челябинск» с псевдонимом Savelyy подтвердил TJ, что инспекторы используют чаты для мониторинга ситуации на дорогах. Например, перемещаются в другое место после раскрытия. На вопрос, не чувствует ли администрация дискомфорт от того, что информация в чате может стать причиной аварии или трагедии, мужчина отвечает так: «Испытываем только радость, что можно избежать встречи с сотрудниками. Сейчас ДПС работает на количество штрафов, а не на профилактику».

Внутренняя кухня и бизнес-перспективы

Корреспондент TJ в течение нескольких дней наблюдал за лентой сообщений в различных Telegram-чатах «МДПС». За это время участники лишь изредка присылали новостные заметки и другие ссылки не по теме. Всё остальное время автовладельцы делились местоположением ДПС и порой прикладывали фотографии. В чатах инспекторов не оскорбляют, лишь сухо сообщая, что они либо «стоят», либо на конкретной улице «чисто». Иногда работников ведомства называют «экипажем», «нюхачами», «джедаями» или «приставами».

В активных чатах спам встречается редко, его сразу удаляют модераторы (в среднем в каждом сообществе за этим следят два-три человека). Некоторые спамеры поступают хитрее, рассылая посты по теме быстрого заработка или продажи наркотиков в личные сообщения участникам. Как говорит Хахалев, рекламу в «МДПС» в Telegram покупают нечасто.

«Региональный рынок в мессенджере только начинает развиваться, но есть шанс, что в будущем всё изменится в лучшую сторону», — полагает SMM-специалист.

В разговоре с TJ модератор группы «МДПС Сызрань» (1353 участника) под псевдонимом Dan пояснил, что руководство не продаёт и не планирует размещать рекламу в группе, «так как к ней негативно относятся участники». Модератор «МДПС Крым» и «МДПС Челябинск» (суммарно больше девяти тысяч участников) не раскрыл цены на рекламу в сообществах, лишь сказав, что стоимость у постов разная.

Владелец чатов по Екатеринбургу и Невьянску (суммарно около 2500 участников) Дмитрий ответил, что рекламный пост стоит примерно 400 рублей, а рекламодателями обычно выступают местные СМИ или региональные Telegram-каналы по теме автомобилей. Все чаты по теме «МДПС» развиваются в Telegram хаотично, так что определить самые популярные из них сложно.

Активных сообществ «МДПС» по Москве или Петербургу нет, подтвердили TJ модераторы сообществ в других регионах. По их мнению, в столь крупных местах такие проекты неактуальны из-за отсутствия сегментации. «Москва большая. В больших городах могут работать такие чаты по районам, но это нерентабельно, если ездишь между районами», — говорит администратор Дмитрий. Хахалев придерживается схожей версии, полагая, что в небольших населённых пунктах водителям гораздо проще объединиться в одном чате.

«Я думаю, попытки [создать чаты Москвы и Петербурга] были, но из-за отсутствия взрывного роста люди перестали этим заниматься», — считает SMM-специалист. Возможно, в перспективе всё больше создателей групп «МДПС» во «ВКонтакте» начнут иммиграцию в Telegram, однако пока это медленный процесс. Многие группы «МДПС» активно развиваются и без преимуществ Telegram, оставаясь во «ВКонтакте». Но авторы белгородского сообщества считают, что эти две площадки следует совмещать.

Для чата в Telegram создатели запустили бота, который автоматически пересылает сообщения на стене во «ВКонтакте» в Telegram, и наоборот. У него также есть список исключающих слов, фильтрующий рекламный и спам-контент. Изначально команда искала готового бота для синхронизации платформ, но он либо отправлял информацию с задержками, либо для его работы требовалась ежемесячная плата.

Модератор сообщества под псевдонимом SLK пояснил TJ, что в ближайших планах — доработать функционал чат-бота. Это логичное решение, учитывая то, что группа и далее планирует развиваться во «ВКонтакте» и Telegram. Авторы сообщества оценивают рекламу в Telegram дороже, чем во «ВКонтакт»: промо-пост с закреплением на сутки и оповещением всех участников чата (больше 3300 человек) в мессенджере стоит 950 рублей, а соцсети — 150 рублей или подарочные купоны для членов сообщества.

Подборка белгородских заведений, где предоставляются скидки для участников группы «МДПС». Чаще всего это автомойки, СТО, химчистки, магазины автозапчастей или общепиты

Порой под видом рекламодателей к создателям сообществ обращаются мошенники, которые хотят прорекламировать услуги по восстановлению водительских прав или по продаже поддельных страховых полисов. Таким авторы отказывают и предупреждают о злоумышленниках создателей других групп «МДПС» в закрытом чате. Там администраторы из 21-го города регулярно обсуждают новости и делятся информацией — например, когда Роскомнадзор начал блокировать Telegram, в чате делились ссылками на прокси-сервера.

Как полагает Хахалев, группы «МДПС» — это эволюция приёма, когда водители подмигивают друг другу фарами, предупреждая о ДПС впереди. Законом такие действия не регулируются, и уверенно сказать, что она может привести к происшествиям на дороге, нельзя. «Это палка о двух концах. Ты не знаешь, кто и как воспользуется информацией [в чатах „МДПС“]. Кто-то просто тонированный, а кто-то поедет пьяным и убьёт кого-нибудь», — объясняет Хахалев.

Как и другие авторы сообществ «МДПС», SLK не испытывает дискомфорта от того, что его сообществом может воспользоваться недобросовестный водитель. «Думаю, садиться пьяным за руль людей провоцирует доступность алкоголя, отсутствие моральных ценностей и неуважение к закону, а не чаты в Telegram. Надеюсь, что люди, видя работу полиции, читая о рейдах и их статистике, задумываются о последствиях нарушения закона», — говорит создатель сообщества.

TJ направил запрос в ГИБДД по теме отношений и взаимодействий с сообществами «МДПС».

0
110 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Разный историк

садиться пьяным за руль людей провоцирует доступность алкоголя, отсутствие моральных ценностей и неуважение к закону
Описание основной аудитории этих групп, нормально человеку эта группа не понадобиться.

Ответить
30
Развернуть ветку
Егор Гаврилов

Тся, бялдь, тся!

Ответить
3
Развернуть ветку
Разный историк

Спешил классов собрать. Да и троечник, а телефон не поправил так как есть два варианта написания этого слова, в будущей и инфинитивной форме.

Ответить
0
1 комментарий
Развернуть ветку
Праздничный фонарь

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
22
Развернуть ветку
Разный историк

Нет, биомусор указан в новости.
Помимо этого, сервисом «МДПС» пользуются те, кто ездит без страховки, перевозит грудного ребёнка без детского кресла или ведёт машину пьяным.

И таких ни капли не жалко.

Ответить
18
Развернуть ветку
Разный историк

Плюс к этим я бы добавил таксистов. Не в смысле того, что они биомусор, нет. Они почему-то старательно избегают встреч с инспекторами ДПС.

Ответить
1
Развернуть ветку
Илья Павлов

Потому что у них у половины (и в Яндекс такси и в Ситимобиле и везде), нету лицензий. Вот и боятся.

Ответить
0
Развернуть ветку
Михаил Кометов

Водителей, которые отказываются следовать правилам дорожного движения, стоит приравнять к террористам. Они куда опаснее, чем лайкающие записи в соцсетях люди

Ответить
19
Развернуть ветку
Tural

Перегнул

Ответить
0
Развернуть ветку
Разный историк

Гибнет от таких больше, чем от террористов

Ответить
3
Развернуть ветку
Stanley H. Tweedle

Едрить как вы быстро до одобрения цензуры скатились

Ответить
16
Развернуть ветку
Разный историк

Понятно, что ты подразумеваешь. Что все запрещающие законы были приняты под предлогом "безопасности и защиты".
Но тут следует отделять зёрна от плевел.
Даже тот же телеграм, при все своей свободе, блокирует террористические каналы и чаты. Так по мне таки вот группы мало чем отличаются от подобных каналов.

Ответить
2
Развернуть ветку
Stanley H. Tweedle

Лол. По твоей логике нежелание контактировать с людьми в погонах это терроризм.
Порядочным людям нечего скрывать от государства!

Ответить
3
2 комментария
Развернуть ветку
Roman Persianinov

Не понял

Ответить
0
Развернуть ветку
Stanley H. Tweedle

Ето не к тебе претензия, а к комментариям выше

Ответить
8
Развернуть ветку
Праздничный фонарь

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
2
Развернуть ветку
Моральный Абдужаббор

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0
Развернуть ветку
Разный историк

Назови мне хоть одну НОРМАЛЬНУЮ причину пользоваться этим каналом? ЦА канала - люди, которые грубо нарушают правила и ставят под угрозу жизнь других людей. На таких людей стучать можно и нужно.

Ответить
0
Развернуть ветку
Артём Пашков

Так если копнуть чуть глубже, мы моралисты и конформисты на самом деле-то....

Ответить
0
Развернуть ветку
Разный историк

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
11
Развернуть ветку
Times Roman

Для трассы актуально, для города в большей степени нет.

Ответить
5
Развернуть ветку
Roman Persianinov

Как полагает Хахалев, группы «МДПС» — это эволюция приёма, когда водители подмигивают друг другу фарами, предупреждая о ДПС впереди.

Ответить
5
Развернуть ветку
Разный историк

Идея для стартапа

Ответить
2
Развернуть ветку
Разный историк

для России доп опция в Тесла, искусственный интеллект сам этим занимается

Ответить
1
Развернуть ветку
Сергей Хахалев

Мультморгание с геолокацией через месенджер запрещенный в России

Ответить
0
Развернуть ветку
Разный историк

Такие вот чаты сразу можно удалять, без предупреждения.
Потому что основная часть их пользователей - синяки, БПАНщики и тонировкодрочеры. Т.е. люди, в принципе, представляющие опасность на дороге.

Ответить
6
Развернуть ветку
Никита Гинце

Сейчас бы любителей тонировки к алкашам приравнивать

Ответить
6
Развернуть ветку
Разный историк

Что те, что те относятся к категории людей, представляющих наибольшую опасность на дороге. Вполне сравнимо.
И вообще почти всегда любитель тонировки = алкаш

Ответить
–2
50 комментариев
Развернуть ветку
arayam

Орнул, спасибо.

Ответить
0
Развернуть ветку
Сергей Хахалев

Какую опасность представляют любители stance-культуры которые едут 40км и объезжают каждую ямку аккуратно?]

Ответить
6
Развернуть ветку
Разный историк

Такую же, какую представляют те, кто управляет самостоятельно переделанными вёдрами. У которых, например, движки на Волгах стоят от Тойоты. Которые из шестёрки делают авто, способное ехать задом наперёд. Ровно ту же.
Если ты такой талант, иди конструктором. А так, кам он, без тебя всё уже давно просчитано и рассчитано, и твои обрезания пружин не подразумеваются.

Ответить
–4
3 комментария
Развернуть ветку
Психологический утюг

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
5
Развернуть ветку
arayam

Так в чем прикол таких групп? Типа ебут систему дорожного контроля в рот?

Ответить
0
Развернуть ветку
Праздничный фонарь

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
7
Развернуть ветку
arayam

Ну и мрази же, отвратительно.

Ответить
1
Развернуть ветку
Никита Гинце

Допустим едешь ты тонированый не по ГОСТу, или номера у тебя грязные, или ты мамкин жипер с кенгурятником.
А штраф получать или взятку платить не очень хочется.
Вот для этого и нужны

Ответить
2
Развернуть ветку
Разный историк

Или бухой или без прав или без техосмотра

Ответить
0
2 комментария
Развернуть ветку
Разный историк

Proudly sponsored by Waze

Ответить
2
Развернуть ветку
Разный историк

Кароч ща под эту песню очередную причину для блокировки телеги выкинут в телек, возможно, один из основателей этой группы кто-то из стражей галактики даже. Ну и найдутся те, кто ещё и подпевать будет. Норм путаем причину и следствие.

Ответить
2
Развернуть ветку
Праздничный фонарь

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0
Развернуть ветку
Готовый завод

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0
Развернуть ветку
Alex Sallivan

реклама групп для быдла. однажды пьяный водитель собьет ребенка админа подобной группы, потому что админ показал как объехать пост дпс

Ответить
–3
Развернуть ветку
John Doe

с просьбой разблокировать аккаунты подчинённых, чтобы он мог контролировать их местонахождение

Как это работает? Т.е. обычные водилы не сообщают о местоположении дпс'ников чьи аккаунты заблокированы в чате телеги? Что?!

Как с такой формулировкой можно просить о разбане? Как можно снимать бан прочитав такую просьбу?

Ответить
1
Развернуть ветку
Разный историк

То есть дпсники едут якобы дежурить на перекресток, а на деле в бар бухать. А начальник видит, что в чате про перекресток не написали — и выписывает люлей.
И это не сильно снижает ценность дежурного поста — в центре на крупных перекрестках ночью они стоят, например, чтобы гонщиков отпугнуть, а не пьяных ловить.

Ответить
1
Развернуть ветку
Ev Vane

У нас в Красноярске ещё раньше появилось сообщество «Антикоп».

Ответить
1
Развернуть ветку
Привлекательный чайник

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
1
Развернуть ветку
Обязанный Абдужаббор

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
1
Развернуть ветку
Необычный огонь

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
1
Развернуть ветку
Интригатор. Провокан

суммарно около 2500 тысяч участников

Сколько-сколько?

Ответить
0
Развернуть ветку
Vladislav Donets

2.5 млн.

Ответить
0
Развернуть ветку
Roman Persianinov

((

Ответить
0
Развернуть ветку
Nikita Dolotov

Зачем, если можно в Я.Навигаторе поставить метку?

Ответить
0
Развернуть ветку
Читать все 110 комментариев
null