Интернет
Женя Кузьмин

Каково это — вести крупнейшую библиотеку мемов в интернете. Рассказывает редактор Know Your Meme из России

Об удалённой работе с коллегами из США, секретах поиска мемов и объяснении шуток русских националистов англоязычным читателям.

Набор стикеров в офисе Know Your Meme в Нью-Йорке Фото The Verge

Сайт Know Your Meme — крупнейшая онлайн-библиотека интернет-культуры, где описывается происхождение и распространение мемов, флешмобов и вирусных видео. История проекта началась с 2007 года, когда несколько блогеров запустили видеошоу с объяснением шуток из интернета. Год спустя авторы запустили базу данных мемов, и к 2019 году Know Your Meme превратился в один из самых авторитетных и популярных сайтов о мем-культуре.

Наполнять библиотеку помогают читатели, но у проекта есть и собственная редакция, задача которой — искать и документировать сведения о новых мемах. С недавних пор в команде Know Your Meme работает россиянин Филипп Качалин. TJ попросил его рассказать о своём попадании в редакцию, рабочем процессе и популярности русских мемов на Западе.

* * *

О начале работы в Know Your Meme

В Know Your Meme я попал в декабре 2018 года. Предыдущий месяц я был занят тем, что подыскивал себе новое место после работы в российской «Мемепедии», где я более полугода каждый день расследовал и архивировал историю российских и западных мемов. Я закидывал удочки в основном в российские издания и компании, где искали пишущих людей, но заодно составил себе резюме на английском — так, на всякий случай.

После предыдущей работы мне очень хотелось продолжить писать про интернет-тренды и мемы: в интернет-культуру с головой я нырнул ещё году в 2010, спустя несколько лет стал разбираться в ней значительно лучше всех друзей, а потом случайно сделал её своей профессией. Останавливаться на достигнутом я совсем не хотел, но с трудом представлял, где в России я мог бы в этом плане развиваться и/или писать исключительно про культуру сети.

Написать в Know Your Meme я решился не сразу — отпугивало отсутствие опыта работы в зарубежных изданиях и то, что на сайте было написано: вакансий нет.

Решив, что терять всё равно нечего, я собрался с духом, основательно расписал свой богатый опыт изучения мемов, собрал наработанные мной хитрости поиска похороненных интернетом картинок, приложил все возможные заверения, что за владением английским дело не станет, и отправил эту стену текста без особой надежды получить ответ. Ответ я получил в тот же день.

Филипп Качалин

Дон, выпускающий редактор, пригласил меня на онлайн-собеседование. Важную роль сыграло то, что у меня уже был большой опыт исследования мемов сначала в российском Medialeaks, а потом в «Мемепедии» — последнюю в Know Your Meme уже хорошо знали. За первым разговором последовали тестовые задания: меня попросили самостоятельно найти один-два мема и описать их на сайте (Know Your Meme работает по принципу «Википедии»: внести свой вклад в базу данных может любой зарегистрированный пользователь).

С энциклопедическим стилем я был уже более-менее в ладах, и мои первые справки про Buff Tom и This Is Beyond Science зашли на ура. Вдобавок я перевёл пару ранее написанных мной на русском статей, благо до этого я очень много подрабатывал переводами.

Тестовое задание и пару собеседований спустя я стал первым зарубежным редактором Know Your Meme.

О рабочем графике и команде

Я работаю в редакции уже без малого пять месяцев. Мой рабочий день начинается в 11 утра по Москве, за четыре-пять часов до того, как подтягивается остальная команда. Благодаря этому самые горячие мемы часто достаются именно мне — если что-то стало вирусным в выходные, то в понедельник утром именно я буду про это писать.

Ежедневно появляется около двух десятков мемов, трендов, субкультур и событий, которые могли бы занять достойное место в библиотеке Know Your Meme. Наша команда состоит из восьми человек, но ежедневным заполнением сайта, включая меня, занимаются пятеро. Трое вместе с остальной командой приезжают в офис редакции в Нью-Йорке, а ещё один редактор, Мэтт, работает удалённо из Лос-Анджелеса.

Офис Know Your Meme в Нью-Йорке Фото The Verge

Рабочий день я начинаю с открытия нескольких десятков вкладок: это примерно десять сабреддитов (большинство самых популярных мемов по-прежнему рождается на реддите), Инстаграм, YouTube, Твиттер, несколько популярных интернет-изданий, пара пабликов во «ВКонтакте», специализирующихся на западных мемах. Плюс просматриваю, не добавили ли пользователи на наш сайт что-нибудь занимательное.

Если появилось что-то действительно срочное, заполонившее все ленты за считанные часы, как было, например, с Big Chungus и Unsettled Tom, то понять и отписать это первым делом — моя задача. Если, наоборот, интернет взял на сутки передышку — всегда можно добавить на сайт то, что в своё время не «взорвалось» и не попало под наш радар, но со временем переросло в полноценный мем.

О поиске мемов и трудностями с названиями

Когда мемы отобраны, начинается самая кропотливая (и интересная!) часть работы — поиск их происхождения. Здесь в ход идут многочисленные инструменты обратного поиска, хитрости поиска в Google и не только, работа с онлайн-архивами, очень много нажатий Ctrl-F, порой — переписка с людьми, опубликовавшими вариации мема первыми.

На некоторых сайтах (например, на Reddit и в Твиттере) отследить историю мема куда проще, чем, скажем, в Инстаграме, где отсутствует толковый поиск.

Единого способа найти и установить происхождение мема нет, и часто приходится искать нестандартные решения. Около месяца назад я писал про набравшие популярность шутки жанра «парень, который придумал шутку vs. парень, который сказал её громче». В итоге я придумал искать подобные мемы, вбив в поиск «potenuse» — словечко из самого известного комедийного скетча на эту тему. Идея сработала: на Reddit в каждой секции комментариев к подобным мемам кто-нибудь да использовал эту популярную отсылку.

После того, как происхождение мема установлено — или установлено настолько близко, насколько это возможно — мы описываем историю его распространения и заполняем галерею примерами его использования. Несмотря на то, что за день я просматриваю какое-то запредельное число картинок и видео, оригинальные мемы по прежнему могут заставить меня орнуть в голос, а желание полистать ленту в свободное время никуда не пропадает.

Появляются и свои мемы-любимчики — не обязательно те, про которые я писал сам. Сейчас для меня это U Got That-ремиксы и «контрабандистские» мемы, ставшие популярными на волне паники из-за принятия Евросоюзом 13-й статьи.

Одна из самых ответственных частей работы — поиск подходящего названия для мема. Иногда названия напрашиваются сами собой. Куда сложнее с картинками-реакциями, такими, как Unsettled Tom — обычно я тщательно обсуждаю возможные названия с выпускающим редактором. Другой пример — мемы, которые назвать описательно было бы очень сложно или громоздко, такие как Muskposting. Во всех случаях на помощь приходит анализ поисковых трендов в Google и запросов на сайте.

Часто бывает так, что название и смысл мема со временем меняется. Например, танец Рикардо Милоса когда-то был более известен, чем сам танцор. И на Know Your Meme написали про это за пять лет до того, как в 2018 году главный славянин Бразилии прогремел сначала в России, а потом и во всем мире. Только после этого имя Рикардо Милоса стало названием мема, оттеснив танец на второй план.

Страница про Рикардо Милоса. Впервые про него написали в 2012 году, но материал регулярно обновляется. Последняя правка — уже в апреле 2019 года

Сегодня модно вспоминать и переосмысливать мемы и тренды, популярные годы назад — многие иронически, как рейдж-комиксы, другие, как Minecraft, с чувством ностальгии, а некоторые, как Doge — со смесью обоих чувств. Но в любом случае, поддерживать актуальность старых справок и обновлять их в соответствие с тем, как развивается и мутирует мем — тоже наша задача.

У каждого редактора есть своя специализация (очень условная, так как все отлично пишут про всё, но каждый в чём-то большой гик). Адам — большой фанат Nintendo и обычно пишет про всё, что с ними связано, Софи отлично разбирается в TikTok, а я, помимо иногда вырывающихся за пределы одной восьмой суши российских мемов, часто пишу про мемы Инстаграма, 4chan, видеоигр и аниме.

О русских мемах на Know Your Meme

Как штатному российскому сотруднику, исследовать мемы из России, когда те становятся популярными на Западе, выпадает именно мне. Недавно были «ЪУЪ СЪУКА», на Западе более известный как Cursed Cat или Angry As Fuk, плачущий стример Озон и «ух сука со смыслом». Последний, кстати, просочился на Запад благодаря всего одному гиперпопулярному посту на Reddit, сделанному российским пользователем.

Профиль Филиппа Качалина на Know Your Meme

Интересный случай был с Тессой Вайолет, которая стала царицей российских националистов — на эту историю мы наткнулись, когда в одном из популярных сабреддитов спросили, откуда под её клипами комментарии «русские вперед». Этот тренд и стал первым российским мемом, про который я написал для сайта.

Попадёт российский мем в Know Your Meme или нет, определяет не то, насколько мем популярен в России, а то, заметили и используют ли его за её пределами страны. Так что у «Спулае Мулае» и Ержана шансов мало, а вот переведённые макро и картинки-реакции вполне могут однажды очутиться на страничке нашего сайта.

Я очень горжусь той работой, которую я и остальная команда делаем в Know Your Meme. За десять лет сайт стал «Википедией» интернет-культуры — я с трудом могу представить, как сегодня можно было бы воссоздать такой объём знаний с нуля, если бы кто-то поставил себе на такую задачу. Сейчас мемы рождаются, становятся популярными и умирают как никогда быстро, а мы служим гарантией того, что их история и значение никогда не будут безвозвратно утрачены.

Ну и к тому же моя работа — это смотреть на лучшие мемы целыми часами, каждый день. С чем это можно сравнить, интернет-аналог дегустатора мороженого?

#мемы #соцсети #интервью