Интернет
Роман Персианинов

Партнёр хоррор-фэндома SCP попытался заработать на бренде в обход правил. Его обвинили в шантаже и грозят ему судом

Петербуржец зарегистрировал товарный знак и потребовал у конкурента комиссию, пообещав в противном случае пойти в полицию.

Андрей Дуксин Фото Horror Zone

5 мая российский филиал фонда интернет-проекта SCP опубликовал большой пост о конфликте с бывшим партнёром Андреем Дуксиным. Как следует из публикации, предприниматель нарушил правила и зарегистрировал товарный знак «SCP Foundation» для производства сувениров по фэндому. Несмотря на то, что это чужой контент со свободной коммерческой лицензией.

Получив права на товарный знак, Дуксин обратился к производителю тематических сувениров во «ВКонтакте», пригрозив штрафами и судом, если он продолжит свою деятельность. Ситуация вызвала большой резонанс в сообществе SCP. Многие обвинили предпринимателя в вымогательстве, а российский филиал назвал действия Дуксина незаконными и пообещал оспорить их в суде.

Обновлено 8 мая: Дуксин объявил об аннулировании торгового знака после волны протестов.

Дуксин заработал хорошую репутацию в сообществе SCP, но скрыл от партнёров регистрацию товарного знака

Многие в рунете знают о проекте SCP (Special Containment Procedures — «Особые условия содержания») по бюджетным хоррор-играм, которые популяризировали стримеры и YouTube-сообщество. На деле это один из самых активных творческих проектов в своём жанре. Во вселенной аббревиатуру SCP носит секретная организация, которая сдерживает и изучает аномальные объекты, в том числе вирусы, чудовищ и территории вроде нацистских бункеров.

С момента основания в 2008 году у проекта зародились несколько филиалов со своей культурой творчества, в стороне не осталось и русскоязычное объединение. Есть свой сайт с форумом и подробным списком аномальных объектов, а также официальная группа во «ВКонтакте». С 2015 года отечественное отделение сотрудничало с жителем Петербурга Андреем Дуксиным. Он создал в соцсети сообщество ARTSCP, в которой регулярно публикуют рисунки, фотографии самодельных сувениров или истории по SCP, а администрация поощряет это репостами и благодарностью.

Сотрудничество Дуксина с официальным фондом SCP сводилось к консультационной и информационной поддержке, но в целом проект петербуржца существовал автономно. В итоге он вырос в самую популярную группу по фэндому во «ВКонтакте», насчитывающую больше 63 тысяч подписчиков.

Один из самых популярных объектов SCP. По задумке, он нападает и убивает всех, кто увидит его и прервёт зрительный контакт

Летом 2017 года к Дуксину обратилась некая крупная кинокомпания, предложившая выпустить сериал по мотивам вселенной SCP. Предприниматель предложил официальному сообществу вместе проработать план взаимодействия, но там восприняли идею скептически из-за тонкостей лицензирования проекта.

Все материалы филиалов SCP Foundation распространяются по открытой лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike. Она позволяет использовать материалы проекта в любом виде, в том числе в коммерческих целях, но с соблюдением условий лицензии. В связи с этим условный фильм по вселенной можно распространять бесплатно, что лишает возможности заработка.

Обсуждение тонкостей лицензии между Дуксиным и представителями проекта возобновилось больше чем через год, осенью 2018 года. Тогда к российскому филиалу обратился магазин Geekfunco, продающий товары под брендом SCP по коммерческий лицензии. Его представители пожаловались, что их сообщество во «ВКонтакте» заблокировали по просьбе некоего правообладателя.

Этим «правообладателем» оказался Дуксин. Когда ему предложили выпустить сериал по SCP, он подал заявку в Роспатент на регистрацию «SCP Foundation» как товарного знака, имеющего силу на территории участников Таможенного союза.

Какие товары и услуги подпадают под товарный знак SCP, зарегистрированный Дуксиным:

  • Магниты;
  • Альбомы;
  • Журналы;
  • Комиксы;
  • Книги;
  • Школьные канцтовары;
  • Видеоигры;
  • Фильмы.

О заявке на регистрацию (по словам предпринимателя, она стоила 100 тысяч рублей) Дуксин сообщил своим партнёрам лишь осенью 2018 года, объяснив, что таким образом хочет «обезопасить себя от того, чтобы кто-то ушлый не заработал денег». Как считают представители филиала SCP, таким образом предприниматель вымогал деньги у конкурентов — других производителей сувениров по вселенной.

В доказательство представители филиала привели скриншоты переписок Дуксина с руководителями Geekfunco во «ВКонтакте». Предприниматель потребовал от организатора группы «снять с продажи товары, защищённые зарегистрированным товарным знаком». Далее он пригрозил собеседнику пожаловаться на его группу в администрацию, а затем подать заявление в прокуратуру.

Вскоре сообщество действительно удалили, а на возражения создателя, что они действовали по лицензии Creative Common, Дуксин ответил, что в России оно ничего не значит. «Будете [про него] в СИЗО весёлым сокамерникам рассказывать», — добавил предприниматель.

Другому представителю Geekfunco Дуксин предложил заключить договор, по условиям которого он разрешает выпуск сувениров за вознаграждение — 500 рублей за каждый фэндом-комплект. «Если эти условия неприемлемы, торговать мерчем вам нельзя. При нарушении запрета последуют судебные разбирательства, конфискация товаров, а также штрафы», — пригрозил он.

Скриншоты переписки Дуксина с представителем Geekfunco, выложенные в открытый доступ

Во «ВКонтакте» пояснили TJ, что Дуксин действительно предоставил им документы, подтверждающие его права на товарный знак, поэтому соцсеть «не могла не реагировать на обращение правообладателя». В пресс-службе пообещали позже уточнить, сколько групп заблокировали после запроса Дуксина. А также и порекомендовали представителям сообществ SCP обратиться в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, чтобы оспорить регистрацию товарного знака.

Как предположили представители русскоязычного сообщества SCP, с помощью товарного знака бывший партнёр также хотел обойти ограничения лицензии и повысить шансы на создание сериала по вселенной и получению за него денег. Товарный знак распространяется на «публикации электронные загружаемые», что, считают представители сообщества, может в будущем позволить петербуржцу «захватить контроль над сайтом SCP».

Необходимо понимать, что вопреки утверждению Андрея, которым он пытался усыпить нашу бдительность, товарный знак — это не просто формальная бумажка, этот документ имеет юридическую силу и в текущем положении создаёт риск ограничения прав читателей и участников сайта в возможности пользоваться открытой лицензией. Даже сейчас его слова про то, что товарный знак никак не вредит сайту, справедливы только до тех пор, пока на самом сайте не ведётся никакая коммерческая деятельность.

Из заявления русскоязычного фонда SCP

Из недавней публикации Дуксина следует, что он сотрудничает с издателем ролевых игр Studio 101. В разговоре с TJ директор организации Александр Ермаков сообщил, что партнёрство с Дуксиным касается разработки ролевой игры во вселенной SCP, но создание проекта проходит под лицензией Creative Commons. «Андрей Дуксин предоставляет нам иллюстративные материалы и помощь в маркетинге», — уточнил Ермаков.

В издательстве не знали о проблемах взаимоотношений ARTSCP и официальным сообществом SCP, а теперь ожидают реакции и действий партнёра. Директор «Студии» отказался уточнить, повлияет ли ситуация на взаимоотношения с Дуксиным.

Благие намерения и стремление развить проект SCP — позиция Дуксина

В конце апреля Дуксин опубликовал развёрнутый материал, объяснив, что его главной целью при регистрации товарного знака оставалось развитие мирового сообщества SCP. Он объяснил, что этот путь позволит перейти от выпуска тематических книг к созданию «высокобюджетных фильмов и компьютерных игр», и именно отсутствие лицензии мешало этому раньше.

Далее петербуржец перечислил свои заслуги по развитию Фонда, указывая, что вложил в него «несколько миллионов рублей» и создал почву для появления «сотни высококачественных артов по SCP-объектам». В заключении Дуксин приложил скриншоты с жалобами в техподдержку «ВКонтакте» на пользователей, которые, по его словам, за деньги начали травить его.

Процесс кибербуллинга, утверждает предприниматель, организовала производитель сувениров по SCP, которая увидела угрозу для своего бизнеса в регистрации Дуксиным товарного знака.

6 апреля в сообществе ARTSCP появился репост материала администраторов филиала SCP, где они критически высказываются о Дуксине. Администрация группы (не понятно, писал ли пост Дуксин, или его партнёры) пояснила, что «не видит смысла замалчивать и скрывать» от подписчиков информацию, даже негативную.

В разговоре с TJ Дуксин сообщил, что конфликт положительно повлиял на деятельность его проекта — по его словам, продажи тематических книг выросли на 400%. Предприниматель больше не планирует общаться с руководством российской ветви Фонда, но подчеркнул, что в конфронтации его больше волнует реакция сообщества на проект ARTSCP, а не мнения отечественных администраторов. Подробности дальнейших действий он пообещал раскрыть в видеообращении.

Российский закон в целом находится на нашей стороне. Касательно других производителей — я мог бы их притеснять, но не буду заниматься подобными вещами. Был один случай не достижения договорённостей с одним единственным сообществом, который гиперболизировали, утаив часть переписки, и дополнив её множеством фейковых скриншотов, а затем применили как средство антипиара против меня и моего проекта.

Андрей Дуксин

Массовая поддержка администрации SCP и планы оспорить действия Дуксина — как будет развиваться история

Конфликт между Дуксиным, хорошо известным в русскоязычном сообществе SCP, и администрацией проекта, вызвал большой резонанс у поклонников вселенной. В тематических группах во «ВКонтакте» развернулись обсуждения на сотни комментариев, при этом большая часть пользователей осудила предпринимателя, увидев в его действиях попытку украсть народный контент.

В обсуждениях нашлись и те, кто усомнился в действиях российского филиала. Программист Денис Пешехонов задался вопросом, появится ли по мотивам вселенной SCP серьёзный и дорогостоящий проект, если весь тематический контент автоматически становится бесплатным.

По этой причине, полагает Пешехонов, проект давно не развивается дальше любительских текстов, а самое известное произведение по проекту — «плохо сделанная низкобюджетная игра» (речь об игре SCP: Contaiment Breach — прим. TJ). На это указывал и Дуксин, говоря, что регистрация товарного знака позволит ему развивать SCP через создание фильмов, книг и видеоигр.

Обновлено 8 мая: Дуксин опубликовал подробное видео, где объявил об аннулировании товарного знака на фоне недовольства сообщества SCP.

Однако официальные представители проекта считают Дуксина вымогателем, попытавшимся незаконно присвоить себе контент. Чтобы доказать «недобросовестность» действий бывшего партнёра, администраторы попросили о помощи иностранные филиалы, которые предоставили им юридическую и информационную поддержку.

Главный администратор англоязычного филиала SCP-Wiki Джон Райан Битти написал большое письмо в поддержку русскоязычных коллег, назвав действия Дуксина незаконными.

Дуксин Андрей Владимирович не обладает какими-либо правами на интеллектуальную собственность SCP и не может претендовать на таковую, за исключением артбука SCP, который также обязательно лицензирован под CC-BY-SA 3.0.

По этой причине он не обладает действительным правом на регистрацию авторского права или товарного знака на какое бы то ни было произведение по мотивам Фонда SCP, на логотип Фонда SCP или его название.

Из обращения англоязычного филиала SCP

В разговоре с TJ представитель русскоязычного филиала SCP Дмитрий Зельтен заявил, что вероятность будущего сотрудничества с Дуксиным «крайне низка», но администрация не будет мешать его деятельности, пока она соответствует официальной лицензии. В филиале заверили, что планируют отправиться в суд или иную инстанцию, чтобы оспорить регистрацию товарного знака, ставшего причиной конфликта.

Российский закон находится на стороне Дуксина ровно до тех пор, пока регистрация товарного знака на его имя не будет оспорена в суде. Мы считаем данную регистрацию незаконной и, честно говоря, недоумеваем, как этот товарный знак смог пройти экспертизу на уникальность, в то время как некоторые другие товарные знаки, созданные с нуля и никем ранее не используемые, не всегда могут пройти её с первого раза.

Дмитрий Зельтен

#разборы #соцсети #бизнес #скандалы #игры #лонгриды