Новости
Николай Чумаков

Верните врачу свободу: российские доктора вступились за медика, приговорённую к двум годам за смерть пациента

Елена Мисюрина якобы неверно провела процедуру, теперь за неё заступились десятки медиков, «Лига защиты врачей» и члены РАН.

Елена Мисюрина. Фото с сайта администрации московского Щукино

22 января в Москве приговорили к двум годам заключения врача Елену Мисюрину, которую обвинили в смерти пациента. Муж и адвокат доктора считают, что она невиновна и не допускала ошибки. За неё также вступились главврачи нескольких московских клиник, а медики создали петицию для её освобождения.

Что произошло

Черёмушкинский суд Москвы приговорил 42-летнего врача-гематолога и кандидата медицинских наук Елену Мисюрину к двум годам тюрьмы. По версии следствия, доктор неверно провела пациенту забор костного мозга из-за чего он умер через два дня после процедуры. Она якобы проткнула иглой кровеносный сосуд вместо подвздошной кости из-за чего произошло масштабное кровотечение.

Полную версию событий описал муж Елены Андрей Мисюрин в своём письме: он назвал уголовное дело сфабрикованным без наличия «каких-либо объективных доказательств». В 2013 году Елена провела пациенту забор костного мозга для уточнения заболевания миелофиброза. Затем врача вызвали в Следственный комитет, где она узнала, что после процедуры мужчина умер в одной из клиник сети «Медси».

В 2015 году СК возбудил уголовное дело на Мисюрину по части 1 статьи 109 УК РФ (Причинение смерти по неосторожности), затем его переквалифицировали на часть 2 статьи 238 (Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности и повлекших по неосторожности либо смерть человека). В разговоре с TJ адвокат Елены Мария Зайцева заметила, что материалы дела вернули в прокуратуру в 2016 году из-за неверно оформленных документов, а процесс над её клиенткой начался в мае 2017 года. Доктор находилась под подпиской о невыезде до января 2018 года, но продолжала работать.

Что не так в версии следствия

Как рассказала Зайцева, по закону вскрытие должно было проходить в морге при государственной клинике, однако его провели в клинической больнице №3, принадлежащей к сети «Медси». Защита обжаловала приговор об изменении меры пресечения и 29 января обжалует приговор с самим сроком.

Мы не утверждаем, что точно случилось с больным, но знаем, что произошло незаконное и некачественное исследование тела. Вскрытие проходило в клинике без лицензии на патологическую анатомию, об этом есть приказ Департамента здравоохранения Москвы.

Мария Зайцева

Муж врача, опираясь на материалы дела, заявил, что больному не сделали УЗИ и провели операцию только после появления симптомов внутреннего кровотечения. По его словам, пациент погиб не от ошибочной процедуры, а от геморрагического шока и полиорганной недостаточности, наступивших от неверных действий работников «Медси».

Вину доказывают тем, что зонд патологоанатома вышел в области лигатур, то есть и трепан должен был выйти в этом месте, а оно выше, чем место, откуда кровоточило. Но ведь это же в нашу пользу говорит, значит, не повреждала Елена никаких сосудов. Просто патологоанатом думал, что там, где лигатуры, там и есть искомые повреждения сосудов. И, чтобы тебя обвинить, нужно написать, что канал от трепана к лигатурам был направлен. Но не знал он, что кровоточило-то ниже. И не мог трепан побывать в том месте, где кровоточило.

Андрей Мисюрин

Сторона защиты и врачи Городской клинической больницы №52 указали следующие нарушения:

  • обвинение основано на показаниях одного свидетеля — патологоанатома, проводившего вскрытие;
  • в заключении о вскрытии не было фотографий, место биопсии также показывали только на снимке;
  • ходатайство о эксгумации и повторном вскрытии отклонили;
  • в документах о биопсии за 2014 и 2015 годы указаны разные места вхождения иглы во время процедуры;
  • суд не принял результаты нескольких экспертиз от специалистов по гематологии и судебной медицине, которые предоставила сторона защиты;

В пресс-службе «Медси» отказали давать TJ комментарий.

Реакция медиков

Президент «Лиги защиты врачей» Семён Гальперин считает, что у суда нет чётких и конкретных обвинений, а Мисюрина не могла ошибиться при проведении трепанобиопсии, так как это «довольно несложная манипуляция».

Но дело не только в этом: идёт расхождение по времени. Если процедурой были вызваны повреждения сосуда, которые привели бы к таким последствиям, то они развиваются достаточно быстро. Пациент поступил в хирургический стационар вечером и несколько дней ещё находился в нем под наблюдением врачей — и вдруг вина за кровотечение падает на врача, который работал с пациентом несколько дней назад. Это совершенно нелогичное заключение — а что делали все это время специалисты, под наблюдением которых он находился?

Семён Гальперин

Онкогематолог и академик РАН Андрей Воробьёв уверен, что пациент не мог погибнуть от кровотечения из сосудов и вина лежит на хирургах, неверно перевязавших сосуды.

Пусть будет правдой (хотя допустить это в опытных руках невозможно), что врач спутала подвздошную кость с крестцом, пусть (что крайне маловероятно и никем не наблюдалось) были трепаном ранены сосуды таза. Но перевязкой кровоточащих сосудов занимались на операции хирурги, сосуды они перевязывать умеют. Это бессмысленно подвергать сомнению.

Почему же больной погиб от массивной кровопотери? От кровотечений из разорванных сосудов, даже при отрыве ноги взрывом, сегодня не умирают.

Андрей Воробьёв

Главные врачи московской онкологической больницы № 62 Дмитрий Каннер и столичной ГКБ им. Юдина Денис Проценко запустили в Фейсбуке акцию в поддержку Елены Мисюриной. К ним уже присоединились директор фонда «Подари жизнь» Екатерина Чистякова, завкафедрой общей хирургии Медицинского университета им. Н.И. Пирогова Александр Сажин, главный внештатный кардиолог Москвы Елена Васильева и другие врачи.

Персонал Многопрофильного медицинского центра «Клиника №1»

Дмитрий Каннер

Сергей Бондаренко

25 января «Лига защиты врачей» начала сбор подписей в поддержку Елены Мисюриной — уже подписались больше 25 тысяч человек. В случае успеха, авторы направят подписи и запрос о проверке дела к президенту, Следственному комитету и Генпрокуратуре. В «Лиге защитников пациентов» также подписали петицию и поддержали врача.

#разборы #медицина #здоровье #суды