Освободите «Колу»
Российские магазины продают безалкогольные напитки по паспортам, неправильно трактуя закон Московской области
Автор: Иван Талачев
19 марта 2015 года Московская областная Дума приняла закон «Об установлении ограничений розничной продажи слабоалкогольных и безалкогольных тонизирующих напитков на территории Московской области». Согласно тексту закона, с 1 мая 2015 года на территории Московской области не допускается розничная продажа слабоалкогольных тонизирующих напитков, в том числе «Ягуара» и его аналогов, а также запрещается продажа несовершеннолетним безалкогольных тонизирующих напитков: проще говоря, «энергетиков» и иных напитков, содержащих кофеин или другие стимуляторы.
В интернете активно публикуются истории пользователей о том, что торговые сети не только в Московской области, но и за её пределами, в том числе в Москве, трактуют акт в сторону ужесточения, запретив продажу каких-либо газированных напитков несовершеннолетним. Обозреватель TJ Иван Талачёв решил разобраться в тексте закона и в позиции юристов и представителей торговых сетей.
«Энергетики» по паспорту
Закон вводит понятия «слабоалкогольных тонизирующих напитков» и «безалкогольных тонизирующих напитков». Под первыми подразумеваются алкоголесодержащие газированные «энергетики» (например, обладающий спорным имиджем напиток «Jaguar»), а под вторыми — энергетические напитки вроде «Red Bull», «Adrenaline Rush» и «Burn».
Для обоих типов товаров заданы параметры содержания компонентов: для первого типа нормирован объём этилового спирта от 1,2% до 9%, а также установлено содержание кофеина, необходимое для попадания товара в список «тонизирующих»: от 0,151 миллиграмма на кубический сантиметр. Под действие закона не попадают кофе и чай, а также напитки, изготовленные на их основе.
В законе предусмотрен запрет на продажу первой категории напитков и ограничение по возрасту для покупки напитков второй. Предполагается, что безалкогольные «энергетики» смогут покупать только совершеннолетние граждане, а в случае сомнений в возрасте продавец имеет право потребовать паспорт или другой документ, удостоверяющий личность. Также закон запрещает продажу безалкогольных «энергетиков» в детских, образовательных и медицинских учреждениях.
Не продали «Колу»
Закон вступил в силу с 1 мая 2015 года на территории Московской области. Уже через несколько дней в социальных сетях начали появляться упоминания о том, что торговые сети Москвы и других городов приостановили продажу некоторых безалкогольных напитков без предъявления паспорта.
Ох ты. Сейчас в центре Москвы в Дикси покупал Кока Коллу. Спросили, есть ли мне 18 лет. На вопрос: Такой закон же есть т...
Posted by Владимир Владимирович on Sunday, May 17, 2015
Многие пользователи Твиттера удивились, придя в магазин за газировкой, а в ответ получив просьбу предъявить паспорт. Подобные происшествия были зарегистрированы в Москве в торговых сетях «Пятёрочка», «Дикси» и других магазинах.
Максу в магазине не продали колу)))) потому что там кофеин. Оказывается, теперь до 18 лет нельзя. А-ха-ха, ржака!!
— Elena Nefedova (@dundrik_i) May 18, 2015
Хотела купить Колу, а мне ее не продали! Требовали паспорт
— Печенюха (@Lisa_crasa) May 15, 2015
МНЕ КОЛУ НЕ ПРОДАЛИ😂😂😂😂
— JL (@cherry_ulia) May 13, 2015
Есть информация о подобных случаях в Вологде.
Мне в магазине не продали колу ибо мне нет 18
— дерзкая (@dashamp_) May 12, 2015
Некоторые виды напитков перестали продавать в Московской области, для которой и был принят закон: в Дзержинском, Наро-Фоминске, Реутове и Серпухове, в торговых сетях «Пятёрочка» и «Дикси».
Ребят, Я СВАЛИВАЮ С ЭТОЙ ПЛАНЕТЫ МНЕ В МАГАЗИНЕ КОЛУ БЕЗ ПАСПОРТА НЕ ПРОДАЛИ !!!!!!!
— БОРИСКА✨ (@BorisStylish) May 16, 2015
прик мне в дикси колу не продали тип она безалкогольный энергетический напиток и до 18 нельзя че хаха
— энз (@cad94s) May 3, 2015
Просто мне взяли и не продали кока колу без паспорта...колу...без паспорта...
— Sofia De-Cesaris (@01_VISI) May 4, 2015
Сейчас в магазине наблюдал как подростку не продали кока-колу. Маразм. Пиво с водкой можно, а колу - нельзя #странамаразматиков
— Denis Tananin (@DenisTananin) May 5, 2015
Некоторые пользователи отреагировали на действия торговых сетей с энтузиазмом.
в России запретили продавать редбулл несовершеннолетним. Пытаются заодно и колу. Комментарии благодарного народа, гм. pic.twitter.com/O2XvNkM6jl
— David Homak (@aalien) May 20, 2015
Закон вообще не запрещал продажу «Колы»
Торговая сеть «Дикси» разместила в некоторых своих магазинах информационные таблички о запрете продажи безалкогольных энергетических напитков несовершеннолетним. Та часть закона, где говорится об ограничениях на продажу слабоалкогольных энергетиков, в объявлении была опущена.
Объявление в магазине сети «Дикси»
И если действия торговых сетей в магазинах Московской области более-менее обоснованы, то их законность в Москве и других городах выглядит неопределённо. Москва не является частью Московской области, а считается отдельным субъектом Российской Федерации.
Московская городская Дума приняла 18 марта закон, запрещающий продажу слабоалкогольных тонизирующих напитков, который вступил в силу с 1 мая и оставил москвичей без «Ягуара» и аналогичных напитков. Закон синхронизирован по дате выхода с законом для Московской области, однако не содержит в себе запрета на продажу энергетических напитков несовершеннолетним.
В своих выступлениях парламентарии поддержали закон, отметив, что он направлен на защиту здоровья молодого поколения. Особая опасность алкоэнергетиков состоит в том, что, как правило, их пьют подростки.
пресс-центр Московской городской думы
«Coca-Cola» и «Pepsi», несмотря на содержание кофеина, не попадают под классификацию тонизирующего напитка, предложенную законом. В тексте указано содержание кофеина в 0,151 миллиграмма на кубический сантиметр (15,1 миллиграмм на 100 миллилитров).
Однако «Coca-Cola», «Pepsi», «Mountain Dew» и «Irn Bru», упоминающиеся в рассказах очевидцев, не содержат необходимое количество кофеина, следовательно, не попадают под действие закона. В «Sprite» и «7 Up» кофеина не содержится вовсе, поэтому их продажа не должна быть ограничена.
TJ обратился за комментариями к юристам.
Основания ограничения продажи слабоалкогольных и безалкогольных тонизирующих напитков — основной предмет регулирования Закона Московской области от 30 марта 2015 г. N 40/2015-ОЗ.
Его действие распространяется искючительно на территорию Московской области. Как так получилось, что не продавали в других субъектах нашей необъятной, непонятно. Предположу, что руководство магазинов слишком близко и буквально приняло к сведению информацию от некоторых информагентств.
Вопрос о том, почему этим законом запрещена продажа «газировки», следует задавать депутатам Московской областной думы. Это исключительно их компетенция.
Севан Авалян, юрист «Модульбанка»
Управляющий партнёр юридической компании «Зарцын и партнёры» Людмила Харитонова в комментарии для TJ обратила внимание на «размытость определения», из-за которого трактовать ограниченные категории товаров можно очень широко. По её словам, правовых оснований для ограничения торговли безалкогольными газированными напитками нет, а ограничения торговых сетей — не больше чем «результат правовой безграмотности продавцов».
Виной всему неверное, расплывчатое определение в законе.
Ещё в письме Роскомнадзора 20.06.2007 №0100/6202-07-32 «О надзоре за
напитками, содержащими тонизирующие компоненты» было приведено
исследование напитков и в том числе отмечено: «В обороте также находился и был отобран напиток «PEPSI-X» с надписью “Энергетическая Кола” и с информацией, что это “энергетический” напиток. Однако он тоже не может быть отнесен к “энергетическим” напиткам, так как
содержит тонизирующие компоненты в незначительном количестве».Выходом для производителей может стать проведение анализа на соответствие (несоответствие) Национальному стандарту и определение принадлежности напитка к тонизирующим.
Людмила Харитонова, «Зарцын и партнеры»
Ответ «Дикси»
12 мая пресс-служба сети магазинов «Дикси» рассказала радиостанции «Говорит Москва», что ограничение на продажу напитков было вызвано «адаптацией» к коррективам, которые внёс новый закон. После устранения недоразумения торговая сеть заявила, что возобновила продажи указанных напитков.
13 мая пресс-служба «Дикси» дала более развернутый ответ сайту «Одинцово-Инфо», в котором отметила, что ограничения были введены в связи с тем, что производитель не предоставил сети информацию о содержании в напитках тонизирующих компонентов, в том числе кофеина. После того, как компания-производитель проинформировала представителей сети о составе напитков, ограничения были сняты.
Тем не менее это не объясняет свидетельства очевидцев о продаже «Колы» по паспортам в магазинах сети, опубликованные уже после предполагаемого устранения запрета. Пресс-службы «Дикси», «Пятёрочки» и других сетей, которые упоминались пользователями, не ответили на запросы TJ по электронной почте.
Покупал «Колу» ещё когда она была легальна,
Иван Талачёв,
Специально для TJ
#Статья #госрегулирование #газированные_напитки #кока_кола #продажа_тонизирующих_напитков #запрет_продажи_Кока_Кола_несовершеннолетним #Дикси #Пятёрочка