Новости
Mayya Gavasheli

Новые законы: что изменилось в России с начала июня

«Жёлтая» разметка, блокировка SIM-карт и разрешение не пускать на борт самолёта дебоширов.

«Вафельная разметка». Фото Алексея Куденко, РИА «Новости»

С 1 июня 2018 года в России в силу вступают сразу несколько законов и указов, которые регламентируют деятельность сотовых операторов, страховых, а также вносят изменения в ПДД. С 3 июня на квитанциях ЖКХ исчезнет реклама, а с 4 июня авиакомпании смогут отказывать в перелёте авиадебоширам из своих «чёрных списков».

TJ подробнее рассказывает о самых важных нововведениях в законодательстве.

Блокировка SIM-карт, купленных «с рук»

Фото Олега Харсеева, «Коммерсантъ»

С 1 июня операторы обязаны отключать SIM-карты абонентов, если не могут подтвердить их личность. Поправки в закон «О связи» приняли в июле 2017 года. Они обязывают операторов проверять достоверность данных абонента, а компании, которые пользуются корпоративными тарифами — предоставлять информацию о пользователях.

Если оператор не смог подтвердить данные абонента, он вправе потребовать у него паспорт или другое удостоверение личности. Клиент может прислать документ с электронной подписью. Операторы также могут подтвердить личность абонента самостоятельно через Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА) на портале госуслуг. При заключении новых договоров на проверку абонента отводится 15 дней. Сотрудник ритейлера, который торгует SIM-картами оператора, должен направить ему копию договора с достоверными сведениями об абоненте через 10 дней после заключения.

Оператор может направить абоненту повторную просьбу о подтверждении личности, если предоставленная информация показалась ему подозрительной. На это абоненту отводится 15 суток. В противном случае оператор должен прекратить оказание услуг связи.

При помощи данного закона власти намерены бороться с SIM-картами, купленными с рук. Правительство решило ужесточить требования после теракта в Петербурге в апреле 2017 года — террористы пользовались для связи SIM-картами, купленными без паспортов.

Увеличение страховых выплат при мелких ДТП

Фото Александра Шемляева, Russian Look/РБК

С 1 июня увеличили лимит выплаты по ОСАГО при оформлении ДТП по европротоколу. Теперь от страховой компании можно получить не 50 тысяч рублей, а 100 тысяч рублей.

В Москве, Петербурге, Московской и Ленинградской областях с 2014 года действует безлимитный протокол в 400 тысяч рублей. Однако только при условии, что обстоятельства аварии зафиксированы при помощи специальных средств контроля.

Европротокол также можно будет оформить без согласия участников ДТП и установления виновника, но для этого водители должны зафиксировать обстоятельства аварии.

Сообщить об аварии можно через сайт госуслуг или же при помощи «технических средств контроля», работающих с ГЛОНАСС. Однако как отметило издание СИА, такие устройства есть не у всех водителей. Кроме того, в AppStore и Google Play есть приложение «ДТП.Европротокол» от Российского союза автостраховщиков, однако судя по комментариям, оно ещё не работает. Через такие приложения можно сфотографировать машины и их повреждения, а также проверить действительность полисов. Если возможности зафиксировать аварию нет, следует вызывать ГИБДД.

Запрет на въезд автобусов в города, принимающие ЧМ-2018

Фото Юлии Честновой, РИА «Новости»

С 1 июня вводятся ограничения для въезда автобусов в города проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года, говорится в Указе президента от 9 мая 2017 года №202. Проезд разрешат автобусам, которые регулярно перевозят пассажиров по муниципальным и междугородним маршрутам, а также оснащённым системой ГЛОНАСС или получившим специальное разрешение от МВД.

С 1 июня по 17 июля вводится запрет на въезд автобусов в Казань, Москву, Нижний Новгород, Самару, Петербург, Сочи и Ростов-на-Дону. С 1 июня по 30 июня — в Волгоград, Екатеринбург, Саранск и Калининград.

Хотя постановление вышло в декабре 2017 года, транспортники до сих пор не получили необходимые разъяснения, рассказал «Интерфаксу» глава рабочей группы по автобусам РСТ Владимир Рабинков. По его словам, пока что в том числе не прописан порядок подачи уведомлений о поездке и что конкретно должно содержаться в уведомлении.

На сайте транспортной дирекции указано, что заявка формируется не менее чем за 48 часов до поездки, а вносить изменения можно не позднее чем за три часа до выезда. Сможет ли при этом автобус, который приехал раньше или позже из-за непредвиденных обстоятельств (например, пробок) въехать в город — неизвестно. Также не ясно, можно ли оперативно заменить автобус, если тот, на который подавалось уведомление, сломался или попал в ДТП. Что делать в случае проблем с сайтом, также неизвестно.

Кроме того, есть проблемы с оборудованием ГЛОНАСС. Оно обязательно для всех машин, вмещающих более 9 пассажиров и выполняющих заказные, туристические и регулярные перевозки. По словам Рабинкова, есть проблемы не только с приобретением оборудования, но и с его качеством — оно постоянно выдаёт сбои. Но автобус с малейшими нарушениями могут остановить, а пассажиров высадить.

Новая дорожная разметка

Фото Ивана Прохорова, «Комсомольская правда»

С 1 июня на российских дорогах к белой разметке добавится жёлтая и синяя. Росстандарт утвердил новый ГОСТ, который готовился по заказу Росавтодора. По нему дорожные службы смогут на добровольной основе воспользоваться принципами цветной разметки.

Жёлтыми полосами можно будет обозначать основные виды дорожной разметки наравне с белыми. Например, зоны, где запрещён обгон: одинарная и двойная сплошная линии. До этого жёлтым цветом обозначался лишь запрет стоянки. Синие полосы будут направлять движение на перекрёстках и обозначать парковочные места у обочины.

Новый ГОСТ также легализует так называемую «вафельную разметку» — жёлтые перекрёстные линии. Она обозначает зону, в которую запрещено въезжать на перекрёстке, если там образовался затор.

В стандарте также сказано, что для постоянной горизонтальной разметки и дублирования дорожных знаков будут устанавливаться белый, жёлтый, красный, синий, чёрный и зелёный цвета. Для временной разметки рекомендуется оранжевый цвет. Это поможет водителям не пропускать зоны разворота или запрета выезда на перекрёсток.

Замначальника ситуационного центра московского Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Андрей Мухортиков рассказал ТАСС, что, например, в столице данный вопрос пока не решён. С юридической точки зрения дорожные службы пока ориентируются на прежний стандарт от 2011 года, где введение цветных полос не предусмотрено.

Отсутствие лишней рекламы на квитанциях ЖКХ

Фото «ККФ Тонус»

С 3 июня на платёжных документах для оплаты ЖКХ запретят размещать рекламу, в том числе и на оборотной стороне. На квитанциях теперь можно печатать лишь информацию о тарифах, поставщиках услуг и социальную рекламу.

Это необходимо, чтобы граждане не путали актуальную информацию с рекламой. Многие не понимали, что из написанного на квитанции обязательно к оплате, а что нет. Как отметила «Российская газета», некоторые даже выкидывали квитанции, принимая их за «спам».

С 1 января управляющие компании обязаны выставлять все квитанции в электронном виде в специальном разделе Госуслуг — ГИС ЖКХ.

Отказ в продаже авиабилетов дебоширам

Фото Сергея Михеева, «Коммерсантъ»

С 4 июня вступят поправки в Воздушный кодекс. Согласно им, авиакомпании смогут не впускать на борт авиадебоширов и отказывать в продаже билета тем, кто внесён в чёрный список. Попасть в него можно за:

  • неподчинение требованиям командира воздушного судна.
  • хулиганство на борту — угрозы, драки или оскорбления пассажиров и экипажа;
  • действия, угрожающие безопасности других пассажиров — например, попытки покинуть самолёт во время полёта.

Командир воздушного судна в целях безопасности вправе отдать распоряжение любому человеку на борту. Неподчинение грозит административным или уголовным наказанием.

Каждая авиакомпания составит свой собственный список нарушителей. Для того, чтобы внести в список кого-либо, командир судна должен зафиксировать нарушение во время полёта и вручить копию уведомления нарушителю. Если тот отказался её принимать, на документе будет проставлена соответствующая пометка.

После этого дебошира передадут правоохранительным органам, его дело рассмотрит суд. Только после этого человека заносят в «чёрный список», о чём перевозчик уведомляет в письменном виде. Таким образом авиакомпания больше не продаст пассажиру билет и не пустит его на борт.

Пассажир может обжаловать это решение. Кроме того, авиакомпания обязана исключить его из списка через год после вступления в силу постановления о назначении административного или уголовного наказания. Перевозчик также должен продать билеты пассажиру, если он не может покинуть другую страну иными способом, а также если он подлежит выдворению или передаче России, опять же при условии, если других способов совершить поездку нет. Попадание в «чёрный список» не будет влиять на тех, кто едет куда-либо лечиться, сопровождает инвалида или едет на похороны близкого родственника, или обратно. Но для этого нужно документальное подтверждение.

Расширение полномочий суда присяжных

С 1 июня в России расширили полномочия суда присяжных заседателей. Если раньше он действовал только на уровне областных судов и судов республик, то теперь он появится в районных и городских инстанциях. Число присяжных, которых раньше было 12, уменьшится: в районных судах их будет только шесть, а вышестоящих — восемь.

Согласно поправкам в Уголовно-процессуальный кодекс, право на суд с участием присяжных получили женщины, военнослужащие и лица старше 65 лет. Также правом наделили несколько категорий обвиняемых:

  • в убийствах с отягчающими обстоятельствами;
  • в нанесении тяжких телесных повреждений;
  • в посягательстве на жизнь государственного или общественного деятеля, а также сотрудников суда или правоохранительных органов;
  • в геноциде;
  • контрабанде наркотиков.

В подготовке материала участвовал Анатолий Чиквин.

#разборы #законы