Новости
Анатолий Чиквин

«Нестандартный подход к восприятию прав человека»: главные вопросы к статье Медведева, посвящённой юбилею Конституции

Председатель правительства вычитал в российской Конституции новые смыслы. И это трудно объяснить.

Дмитрий Медведев Фото «Российской газеты»

Председатель правительства России Дмитрий Медведев опубликовал 12 декабря статью в журнале «Закон», посвящённую 25-летию принятия Конституции. Позже она была также размещёна на сайте правительства.

В своей публикации премьер-министр вспоминает, в каких условиях принимался основной закон страны, рассуждает, насколько эффективно работает Конституция сегодня и говорит о возможных поправках в неё. Статья разбита на семь параграфов, в каждом из которых Медведев заостряет внимание на своём видении той или иной проблемы.

Ряд его высказываний носят доктринальный или даже спорный характер — премьер является кандидатом юридических наук и так может высказываться в рамках научной дискуссии. Медведев даже говорил, что хотел бы стать преподавателем после работы чиновником. Однако некоторые тезисы Медведева вызывают много вопросов.

Нестандартный подход к восприятию прав человека

Самое оригинальное высказывание глава правительства сделал в середине статьи.

Признавая и защищая права человека, российская Конституция устанавливает пределы притязаний на защиту таких прав, не признавая правами те, которые явно входят в конфликт с ценностями, традиционными для российского общества.

Тем самым сама идея прав человека получает новое прочтение по отношению к другим конституциям и обозначает особый, оригинальный и нестандартный подход к восприятию прав человека.

Дмитрий Медведев

Неизвестно, что имел в виду Медведев под «правами, которые входят в конфликт с ценностями» — в Конституции об этом ничего не сказано. Также в основном законе не упоминаются вообще какие-либо традиционные ценности.

В статьях 55 и 56 Конституции сказано, что права и свободы человека могут быть ограничены только законом в следующих случаях:

  • в целях защиты основ конституционного строя;
  • для защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц;
  • для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан (на конечный срок).

Соотносятся ли как-то нравственность, упомянутая в Конституции и традиционные ценности — это вопрос, оставшийся без ответа.

Такой оригинальный и нестандартный подход к восприятию прав человека более нигде не упоминается. Скорее всего, премьер выдал таким образом желаемое за действительное.

«Первая» Конституция

Приступая к описанию роли действующей Конституции, Медведев делает несколько спорных утверждений.

Конечно, и задолго до этого существовали источники права, которые могли претендовать на то, чтобы называться Основными законами государства.

Однако ни один из них так ясно, ёмко, но одновременно системно и всеохватно не регулировал базовые начала построения государства и общества.

Дмитрий Медведев

Хотя контекст высказывания сводится к тому, что современная Конституция гораздо яснее и системнее предыдущих, можно также сделать вывод, что до 1993 года как такового основного закона в России не было. Это, разумеется, не так — начиная с «Основных Законов Российской Империи» нынешняя Конституция уже шестая по счёту.

Кроме того, премьер-министр сам себе создаёт неочевидное противоречие. У него Конституция то имеет прямое действие, то требует многочисленных инструкций. В начале статьи он говорит, что «Конституция 1993 года стала первой конституцией в истории нашей страны, которая действует непосредственно». В конце статьи, однако, Медведев уже утверждает, что «реализация конституционных норм требует обеспечения действия её принципов огромным массивом законодательных и подзаконных норм».

Работа над ошибками

Председатель правительства считает «показательным», что все советские Конституции начинались с разделов про политическое устройство и лишь потом закрепляли личные права. Это на самом деле не так. Конституция 1918 года начиналась с «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», а Конституция 1925 года в первых же пунктах провозглашала свободу совести, собраний, светский характер государства, и только потом описывала политическое устройство.

Всё законодательство России было полностью обновлено за последние 25 лет на основе положений Конституции. Можно смело сказать, что не осталось ни одной значимой сферы регулирования, где старое советское законодательство сохранило бы свою силу.

Дмитрий Медведев

Говоря об обновлении законодательства, Медведев вновь говорит только о желаемом результате. Ещё в 2012 году министерство юстиции в ходе масштабной ревизии установило, что своё действие сохранили 45 тысяч правовых актов советского периода.

В том, что эта работа далека от завершения, легко убедиться. Своё действие сохранил не только относительно новый закон «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» 1991 года, но даже и декрет Совета Народных Комиссаров «О восьмичасовом рабочем дне» 1917 года.

Говоря, что российские суды укомплектованы квалифицированными кадрами, Медведев несколько преувеличивает. Дефицит кадров испытывают все суды, вплоть до Верховного.

Даже самый отъявленный скептик не сможет отрицать, что за последние два десятилетия страна неузнаваемо изменилась в лучшую сторону: построены тысячи километров современных дорог, миллионы квадратных метров жилья, современные больницы и школы, в разы выросли реальные доходы людей, увеличилась продолжительность жизни, россияне стали в целом жить намного лучше, чем в 1993 году.

Дмитрий Медведев

Статистика не во всём согласна с Медведевым. Темпы ввода жилья в России хоть и замедлились, но в 2014-2015 годах достигали пиковых значений, превосходящих показатели рекордного 1987 года. А вот количество больниц в России в 2000-2015 годах сократилось в два раза. Продолжительность жизни действительно выросла. Что касается реальных располагаемых доходов, то в 2014-2017 годах они падали, и только в 2018 году Росстат сообщил об их росте.

Неконституционная Конституция

Говоря, что действующая Конституция имеет «особую легитимность» благодаря тому, что была принята посредством всенародного волеизъявления голосами миллионов граждан, Медведев противопоставляет этому историю принятия Конституции США. Премьер приводит воспоминания Джеймса Мэдисона, который утверждал, что ряд делегатов «не имели явных полномочий на одобрение текста американской Конституции от направивших их штатов».

Легитимность российской Конституции — далеко не самый удачный пример для такого сравнения. Известно, что Борис Ельцин, назначая всенародное голосование по проекту основного закона, не имел полномочий на это в соответствии с действовавшим на тот момент законом. А количество высказавшихся за принятие новой Конституции (31,02% от общего числа избирателей) было также недостаточным. ЦИК РФ, однако, опирался на то, что проект поддержали 58,43% от числа принявших участие в голосовании.

Вопросы без ответов

Некоторые тезисы Медведев как бы не договаривает, предоставляя читателю самому догадаться, что кроется за тем или иным суждением.

Никакие политические или экономические ка­таклизмы не должны поколебать в нас веру в идеалы правового государства, заставить свернуть с дороги, выбранной нами вместе двадцать пять лет назад как альтернативы тоталитаризму, произволу и подавлению прав и свобод.

Дмитрий Медведев

Неизвестно, что имел в виду премьер, говоря о выбранной альтернативе произволу. Возможно, он имел в виду события сентября-октября 1993 года в Москве, когда Борис Ельцин своим указом распустил съезд народных депутатов и Верховный Совет. Указ был признан Конституционным судом не соответствующим Конституции, однако это не остановило последовавший государственный переворот.

Автономия регионов должна опираться на самостоятельные и ответственные органы государственной власти, которые пользуются поддержкой и доверием населения.

А эффективный общественный контроль должен стать основой предотвращения коррупции. К сожалению, такие условия не могли быть обеспечены во всех российских регионах.

Дмитрий Медведев

Здесь председатель правительства также оставляет без ответа подвисший в воздухе вопрос, почему же такие условия не могли быть обеспечены во всех регионах.

Совет Европы и эффективное судопроизводство

Говоря о членстве России в Совете Европы, Медведев сначала даёт положительную оценку этой практике. Премьер отмечает, что «в диалоге с Советом Европы нам удалось серьёзно продвинуться в решении очень многих проблем». Однако приводимые им примеры не выдерживают критики, поскольку опровергаются доступной статистикой.

Упоминая своевременное исполнение требований судебных актов и общее повышения качества правосудия, Медведев обходит молчанием тот факт, что Россия занимает первое место среди стран Совета Европы по количеству нарушений прав граждан, признанных ЕСПЧ. При этом три четверти постановлений ЕСПЧ власти России просто не исполняют.

В конце параграфа Медведев переходит уже к критике ЕСПЧ, назвав его инструментом политического давления на Россию.

Использование структур Совета Европы и других международных организаций как инструментов давления на Россию — дорога в один конец. Путь, ведущий к расшатыванию и в конечном итоге уничтожению всей хрупкой системы сотрудничества и безопасности на континенте.

Дмитрий Медведев

Точечные изменения

Финальный параграф своей статьи Медведев посвятил рассмотрению потенциала действующей Конституции и возможным поправкам в неё. Так же, как и председатель Конституционного суда Валерий Зорькин, премьер пришёл к выводу, что точечные изменения в основном законе возможны.

Однако права человека, упорядоченная власть и правосудие по мнению Медведева «незыблемы», а сама Конституция «в принципе должна быть вечной». В качестве примера возможных изменений глава правительства назвал «актуализацию статуса органов власти», а также «развитие тех или иных прав».

В завершение Медведев призвал «беречь Конституцию», сказав, что именно её положения «придают нам надежду на лучшее».

#политика #законы