Новости
Виктор Степанов

Разъединённое королевство

Предложение британского премьера запретить защищённые мессенджеры вызвало бурную реакцию в СМИ и соцсетях

Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон заявил о готовности в случае победы своей партии на предстоящих выборах запретить в стране любые виды защищённой коммуникации, недоступные для анализа спецслужбами. Новость об этом всполошила британские и американские СМИ, попытавшиеся разобраться, кто может попасть под гипотетический запрет.

Дэвид Кэмерон

С предложением ужесточить законодательство в области мобильных и интернет-коммуникаций Дэвид Кэмерон выступил в Париже, куда прибыл для участия в посвящённом жертвам теракта в редакции Charlie Hebdo Республиканском марше.

Говоря о необходимости защитить население от угрозы терроризма, премьер-министр подчеркнул: ни один вид современной коммуникации не должен быть полностью закрыт от правоохранительных органов, а власти всегда должны располагать возможностью получить ордер на доступ к той или иной информации в переписке или телефонном разговоре.

Должны ли мы разрешать способы связи, которые просто-напросто невозможно прочесть? Мой ответ — нет, не должны. Парижские атаки продемонстрировали масштаб угроз, которые стоят перед нами. И показали, что спецслужбам и разведке нужны серьёзные полномочия, чтобы защитить людей.

Дэвид Кэмерон

Политик обозначил инициативу как одно из решений, которое он может принять в случае победы возглавляемой им Консервативной партии на предстоящих в мае выборах. Фактически это означает, что запрет может вступить в силу не раньше 2016 года.

Тем не менее слова британского премьера всерьёз взволновали медиа как в самой Великобритании, так и в США, где многие издания начали гадать, какие сервисы и приложения Кэмерон запретит, а какие нет.

The New York Times назвала возможными жертвами будущего законопроекта принадлежащий Facebook мессенджер WhatsApp и приложение Snapchat, позволяющее обмениваться самоуничтожающимися сообщениями. The Independent отметила, что под запретом могут оказаться сервисы Apple iMessage и FaceTime. Издание The Next Web не забыло и о мессенджере Павла Дурова Telegram, также позиционирующимся как полностью защищённый от слежки.

В то же время в социальных сетях пишущие об IT журналисты раскритиковали не только сами слова британского премьер-министра, но и неспособность СМИ понять, какие мессенджеры на самом деле являются защищёнными.

Редактор Forbes Кэшмир Хилл (Kashmir Hill) пояснила в твиттере: Snapchat и сегодня может передавать правоохранительным органам пользовательский контент, а WhatsApp фактически является полностью закрытым от слежки только для пользователей Android.

Один из пользователей отметил, что заметка в The New York Times была «лениво списана» с материала The Independent, в тексте которого изначально упоминалось о якобы существующей защите Snapchat от любого шпионажа.

13 января обсуждение парижских предложений Дэвида Кэмерона добралось и до российских пользователей соцсетей. Глава российской Ассоциации интернет-издателей Владимир Харитонов сравнил британского политика с российским депутатом Сергеем Железняком. Член «Единой России» известен как один из разработчиков антипиратского закона в России, а также автор многочисленных инициатив в области цензуры интернета.

Расстрел редакции сатирического издания Charlie Hebdo в Париже заставил задуматься об ужесточнии контроля за сетью не только власти ЕС, но генпрокуратуру США и министерство юстиции Канады. Представители ведомств по итогам специальной встречи со своими европейскими коллегами подписали резолюцию по борьбе с терроризмом в интернете. Власти объявили о необходимости лучше зачищать сеть от экстремисткого контента и сотрудничать с провайдерами в деле выявления радикально настроенных пользователей.

#Дэвид_Кэмерон #борьба_с_терроризмом #криптомессенджеры #медиа #защищенные_коммуникации