Новости
Alexander Uspenskiy

Догнать и перегнать Киселёва: программу «Время» подвергли эксперименту

С середины февраля из неё сделали гибрид новостной и авторской передачи.

В начале марта программа «Время» прославилась не только среди любителей смотреть телевизор. Пользователи интернета были впечатлены фрагментом эфира, в котором ведущий рассуждал, зачем Павлу Грудинину нужно золото. Ситуацию можно назвать скандальной: во время предвыборной кампании такие высказывания выглядят как агитация против кандидата. Но она — следствие обновления передачи, которую многие считают главной информационной в стране.

Критикой в адрес кандидата от КПРФ уже никого не удивить. Не Ксения Собчак, как можно было предположить до выборов, а именно Павел Грудинин стал основным антигероем выборов-2018. По подсчётам движения «Голос», у Грудинина наибольшая доля негативных упоминаний в новостях самых популярных телеканалов. С начала года в новостях не устают напоминать о его счетах, недвижимости и якобы обманутых пайщиках. Обычно делается это в рамках сюжетов о ходе предвыборной кампании — так за Грудининым создаётся негативный информационный шлейф.

В еженедельных информационных передачах это делается острее. Например, Дмитрий Киселёв объяснил зрителям, что Грудинин своей биографией топит КПРФ. На Первом канале его с желтизной опустили ниже пояса. Что было ожидаемо от Киселёва или РЕН ТВ, случилось в передаче, которая раньше выглядела консервативно.

Сложно точно сказать, когда в новостях на Первом канале последний раз так шутили про интимные части тела. Чтобы это делал лично ведущий — совсем необычно. Чтобы это делал лично ведущий новостного выпуска — неслыханно.

Но мужскими половыми органами кандидатов в президенты на Первом канале (тогда ОРТ) уже «мочили». В 1999 году в одной из классических авторских передач Сергея Доренко он использовал омоним для того, чтобы перенести цитату из фильма «Ширли-Мырли» («Этого пидора в Химках видал, деревянными членами торгует») на Евгения Примакова.

Кирилл Клеймёнов — сегодняшний ведущий будних выпусков «Времени» — начинал как раз при Доренко. Как говорит сам Доренко, Клеймёнов и Екатерина Андреева — «мои назначенцы, я их назначил, и ребята нормально работают, я их выпестовал, можно сказать». Сейчас Клеймёнов руководит информационным вещанием и является членом совета директоров Первого канала. На постоянной основе в эфире он не появлялся почти 16 лет.

В новой версии программы «Время» изменилась графика и расширилась дополненная реальность: теперь ведущие могут ходить по студии в окружении виртуальных объектов. Но эти изменения эволюционные. Время выхода и хронометраж передачи остались прежними.

Главное изменение вполне революционное. Это реплики ведущего, в которых он ярко высказывает отношение к событиям и людям. Отношение не ограничивается одними-двумя словами вроде «печальная новость» или «злодейское преступление». Клеймёнов выражает мнение, комментирует, высмеивает, пытается убедить зрителей в своей позиции. Он больше, чем диктор или ведущий, умеющий только красиво читать по телесуфлёру.

К примеру, в выпуске новостей о Послании Президента Федеральному собранию он от своего лица интерпретировал позицию Путина, занимая его сторону и заявляя, что теперь граждане России проснулись в другой стране.

Предвыборную жизнь других кандидатов в президенты он предваряет совсем другими по тональности текстами. После освещения Послания он сравнил дебаты с выражением «кто как обзывается, тот так и называется». Золото Грудинина было вершиной, но и на подходе к ней Клеймёнов был щедр к директору «совхоза».

Если бы так говорил Доренко в 1999 году или Михаил Леонтьев в передаче «Однако», это можно было бы простить. И передача Доренко, и «Однако» были авторскими. Зрители включали их, зная, что ведущий выскажет своё мнение. Авторская передача подразумевает, что её авторы могут быть очень необъективны. Что-то похожее происходит с такими информационно-аналитическими передачами, как «Вести недели» Дмитрия Киселёва и «Воскресное время» Валерия Фадеева. Реплики Киселёва и Фадеева — это как бы часть «аналитики». Их анонсируют как передачи «с Дмитрием Киселёвым», а не просто новости.

С будничной программой «Время» ситуация другая. Формально она осталась просто выпуском новостей, от которого требуется хотя бы фасадная объективность. До середины февраля 2018 года по части объективности к ней было много претензий, но они касались выбора тем, сюжетов и их героев: например, много Путина и отсутствие несистемной оппозиции.

Тексты Екатерины Андреевой не демонстрировали мнения Андреевой. Она — один из символов «госпропаганды», потому что она ведёт эту передачу. Клеймёнов же высказывается для старого формата «Времени» неприемлемо.

Сравнить старый и новый стиль передачи можно по версиям из разных часовым поясов. На регионы Дальнего Востока, Сибири и Урала по будням «Время» по-прежнему выходит с Екатериной Андреевой и Виталием Елисеевым. Подводки к репортажу о Путине и сюжетам о предвыборной кампании у Андреевой и Клеймёнова в среду 7 марта радикально отличались.

Высказывания Клеймёнова выглядят как внезапный удар дубиной по башке зрителя. Дмитрий Киселёв к удару зрителей готовит — у него на это два часа в эфире. Киселёв может помахать и предупредить: те, кто готов, этот удар примут, кто нет — переключит. Если неинтересна политика, Киселёва в принципе можно не включать. У Клеймёнова времени на раскачку нет. Зритель ждёт «Время», чтобы узнать последние новости, а внезапно получает удар золотым фаллосом амазонок.

Сами тексты Клеймёнова создают впечатление, что кто-то из сценаристов «Вечернего Урганта» заходит в редакцию «Времени» и судорожно пытается придумать шутки для аудитории 60+. Реплику про золото амазонок ведущий нарочито смущённо не смог договорить до конца, отделавшись фразой «ну, вы понимаете, практиками со слитками определённой формы».

Ссылки на старые анекдоты и крылатые выражения для молодого поколения неочевидны, а напрямую всё сказать нельзя — это не YouTube-канал.

Клеймёнов пытается сделать текст близким для зрителей, но зависимость от широкой аудитории и серьёзного информационного фона делают его нелепым и непонятным. Предположение, что кёрлингист Крушельницкий принимал мельдоний от похмелья — это что? Шутка, всерьёз, провокация? Всё вместе? Клеймёнов хочет соблюсти баланс, одновременно болея за Россию и подвергая сомнению адекватность спортсмена? Непонятно.

Вместо того, чтобы просто сказать, о чём будет следующий сюжет, он начинает рассуждать и делать выводы. Чтобы понять Клеймёнова, нужно готовиться заранее, ещё до вступительного циферблата «Времени»: отставлять в сторону ужин, уводить в другую комнату детей (в свете амазонок это особо актуально) и отключать интернет. И так пять дней в неделю.

Вряд ли Клеймёнов как большой начальник останется вести «Время» после выборов. Скорее всего, жители европейской части России после 18 марта снова увидят Екатерину Андрееву. Новые технологии останутся, а подводки к сюжетам окрасятся в привычный информационный стиль.

Пока же программа «Время» находится в состоянии революции, а если судить по некоторым репликам ведущего, малой гражданской войны.

#медиа #политика #тв