Новости
Alexander Uspenskiy

Скабеева и Попов как самые успешные молодые политические тележурналисты

Они представляют поколение, сделавшее карьеру при Путине.

Ольга Скабеева и Евгений Попов в студии «России-1»

Ольга Скабеева и Евгений Попов — имена, которые из-за скандалов вокруг освещения федеральным ТВ российской действительности становятся знакомы даже тем, кто никогда не видел их передачи. Для тех, кто не смотрит телевизор, TJ рассказывает, чем молодая пара ведущих «России 1» отличается от телезвёзд старшего поколения.

Политическая мыльная опера

«60 минут» – самая рейтинговая передача самого модного формата российского телевидения 2010-х. Политические ток-шоу стали неотъемлемой частью дневных и вечерних эфиров телеканалов первого цифрового мультиплекса. На флагмане ВГТРК, «России 1», они выходят каждый день за исключением субботы. Ольга Скабеева и Евгений Попов ведут «60 минут» с понедельника по пятницу почти круглый год.

Политические ток-шоу стали занимать особое место в федеральном эфире в 2014 году после обострения военно-политического конфликта на Украине. На сегодняшний день они стали своеобразными «мыльными операми»: к бессменным ведущим приставлены постоянные эксперты, изображающие «друзей» и «врагов» России — это самозваные политологи, журналисты и непопулярные российские политики.

Часто на ток-шоу заходят реальные звёзды вроде Владимира Жириновского, но обычно там можно увидеть бывшего американского страхового агента Майкла Бома, украинского политолога Вячеслава Ковтуна (о котором на Украине не знают) или военного эксперта Игоря Коротченко (уволенного из армии). Для них участие в таких ток-шоу — как основная работа.

«60 минут» выходит на «России 1» в прямом эфире дважды в день — в 13:00 и 18:50. Вечерний выпуск расположился между ток-шоу Андрея Малахова и «Вестями». Именно вечерние выпуски оккупировали в прошлом телесезоне топ самых рейтинговых политических ток-шоу (рейтинг — доля смотревших передачу от телезрителей страны старше четырёх лет), то есть «60 минут» собирает наибольшее количество зрителей. Стоит учитывать поправку: другие политическое ток-шоу выходят в иное, возможно, более неудобное время.

Самым рейтинговым в телесезоне 2018-2019 стал выпуск о трагическом пожаре в кемеровском торговом центре «Зимняя вишня». На начало 2019 года вечерние выпуски «60 минут» соперничают по рейтингу с будним ток-шоу Андрея Малахова. Хотя тематика ток-шоу разная, в самых резонансных случаях она может пересекаться — так было в истории с кемеровской трагедией.

Подавляющее большинство передач освещают не внутренние проблемы России, а отношения с Украиной и всё, что с ними связано. «60 минут», как и «Вечер с Владимиром Соловьёвым» (он тоже выходит на «России 1») с «Время покажет» (Первый канал) вполне могли бы транслироваться для украинских зрителей, а не российских.

Международные отношения интересуют авторов передачи намного больше внутренней политики. Такая картина не только в «60 минутах»: на каналах первого мультиплекса о внутренних проблемах страны постоянно говорят только в ток-шоу на Общественном телевидении России (ОТР), но рейтинг этого телеканала не публикуется. Схожесть тем изо дня в день тоже делает из российских политических ток-шоу «мыльные оперы» или «Дом-2», в котором никто не строит свою любовь. Никто, кроме ведущих «60 минут».

Ведущие от народа

В «60 минутах» есть существенное отличие, которое иногда резко выделяет его среди политических ток-шоу. «60 минут» ведут скорее профессиональные корреспонденты, чем ведущие. 40-летний Евгений Попов работает на ВГТРК с 2000 года и за это время успел несколько лет поработать корреспондентом в США. На Украине Попов был в качестве корреспондента во время Оранжевой революции, Евромайдана и войны на востоке страны.

34-летняя Ольга Скабеева тоже работала корреспондентом на ВГТРК. В качестве корреспондентов они и сейчас делают сюжеты, устраивают телемосты друг с другом в рамках ток-шоу: Москва – Нью-Йорк, Москва – Донецк, Москва – Пхёнчхан, Москва – Кемерево и так далее. Это отличительная черта «60 минут» – ведущие часто одновременно играют роль корреспондентов.

Евгений Попов и Ольга Скабеева Фото ВГТРК

Известность Скабеевой и Попова вышла за пределы каналов ВГТРК. Их знают и ненавидят на Украине и в среде публики, которая «не смотрит телевизор». Такое удаётся не всем: сейчас уже не начало 2000-х, и для того, чтобы стать знаменитым, недостаточно просто вести передачу на телевидении – его смотрят меньше людей и менее внимательно.

Скабеева с Поповым и раньше заходили на поле людей, «не смотрящих телевизор». Это случалось, например, после очень спорного репортажа о митинге оппозиции против «закона Димы Яковлева» в 2013 году и фильма «Эффект Браудера» в 2016-м. В первом случае Скабееву подозревали в намеренном искажении позиции протестующих, во втором Попова обвиняли в подделке документов о связях Алексея Навального с ЦРУ США.

Скабеева и Попов — звёзды именно этого сегодняшнего телевидения с передачами об Украине. И именно как звёзд нынешнего телевидения их можно сравнить с телезвёздами прошлого.

  • По возрасту они младше своих коллег, того же Владимира Соловьёва;
  • Они не сделали карьеру в 1990-е;
  • Попов попал на федеральное телевидение уже при Путине, а Скабеева при Медведеве;
  • Они пока ещё молодое поколение политических тележурналистов.

Номинация «ведущий политического ток-шоу прайм-тайм», в которой получила премию Скабеева, введена только в 2017 году

Скабеева и Попов и в начале звёздной карьеры, и сейчас по идеологическим взглядам были государственниками, охранителями, прокремлёвцами (здесь применимы и прочие слова, характеризующие политических журналистов ВГТРК). К ним могут быть претензии, но явно не в том, что они резко меняли политические позиции.

В отличие от звёзд, которые начинали восходить в 1990-х, они никогда не работали на иностранные СМИ (как, например, Дмитрий Киселёв и Пётр Толстой), не обвиняли Путина в атаке на свободу слова (как Андрей Норкин и Владимир Соловьёв), не работали на олигархов (как Сергей Доренко и Евгений Киселёв), не иностранцы (как Владимир Познер и Савик Шустер). Скабеева и Попов — государственники всегда работавшие на государство. Таким мог бы стать Сергей Брилёв, но он оказался британским подданным.

У Скабеевой и Попова эталонная для российского государственного телевидения карьера. Как и положено журналисту, они закончили журфак — Скабеева в СПбГУ, а Попов в Дальневосточном федеральном университете. Среди звёзд российского телевидения старшего поколения журфаки были явно не в почёте: полезнее были лингвистика, хорошее знание иностранных языков — через них можно было получить практику за границей, привезя оттуда опыт, которого не было в СССР. Например, Леонид Парфёнов, закончивший тот же журфак, что и Скабеева, оценивает своё образование крайне низко и считает, что фактически высшего образования у него нет. Но Парфёнов закончил журфак на 25 лет ранее Скабеевой.

Скабеева и Попов из провинциальной интеллигенции, а не столичных околоэлитных семей (как Владимир Соловьёв, Пётр Толстой, Сергей Брилёв, Дмитрий и Евгений Киселёвы). Скабеева родом из города Волжский, что около Волгограда, Попов — из Владивостока. Причём отец Попова жил отдельно от сына на Украине, что делает Попова кровно связанным с украинской темой.

По народности происхождения Скабеева и Попов могут сравниться с Андреем Малаховым и Маргаритой Симоньян. Но первый не про политику, а вторая — не русская, что для аудитории безусловно важно. Поэтому если российский зритель будет выбирать ведущих, близких им по биографии, то скорее выберет Скабееву и Попова.

Есть ведущий политического ток-шоу, всеми силами пытающийся показаться народным — Артём Шейнин с Первого канала. Но после его выходок с ведром «говна», матом и пистолетом в эфире нужно сильно не любить народ, чтобы называть Шейнина народным.

Многие зрители склонны воспринимать дуэты ведущих как семейные пары: так было даже с официозными дикторами советского телевидения. Скабеева и Попов ожидания таких зрителей полностью оправдывают: они муж и жена, и у них есть ребёнок.

Для фанатов детективов и боевиков есть слух, что Попов якобы сотрудничает с ФСБ. Такие слухи распространяются о журналистах во все времена. Но в отличие, например, от Владимира Познера и Евгения Киселёва, эти подозрения играют Попову скорее в плюс. Попов себя либералом не позиционирует, а выполнение заданий за рубежом под прикрытием известного журналиста — это уже что-то из геройских романов.

Скабеева и Попов лучше всего подходят на символ российской тележурналистики последних лет. Они рискуют жизнями в окопах Донбасса, лично сражаются за честь российских спортсменов, ходят по развалинам сгоревшего ТЦ — но в результате, скорее всего, запомнятся по сотням однотипных передач об Украине с моральными избиениями бывшего либерального политика Леонида Гозмана.

Есть ли у них будущее

Меньше года осталось до окончания эпохи 2010-х. Что произойдёт с телевидением в 2020-х, пока не совсем ясно. Нынешние десятилетие стало первым, когда фраза «Я не смотрю телевизор» стала обретать реальные массовые практики. В следующем фанатов традиционного телепотребления станет меньше по естественным причинам, и это неизбежно коснётся телеканалов «большой тройки» и конкретно «Россию 1».

Конечно, многое зависит от политической ситуации в стране. Но если телеканалы будут ориентироваться на запрос аудитории, а не только на политический заказ, то перед «Россией 1» будет стоять вызов сохранить зрителей. Тем более сейчас аудитория «Россия 1» считается более пожилой, чем на Первом канале и НТВ.

Рейтинги телеканалов «большой тройки» с каждый годом падают. Это во многом связано с методикой подсчёта, когда учитывается только традиционный прямой просмотр эфира. В 2020-х размер аудитории будут активнее считать с учётом отложенного просмотра и интернета, что окончательно прояснит вопрос. Но расширение способов оценки аудитории должно пойти на пользу рейтингам, например, сериалов, как это сейчас происходит в США. Сериалы — более эксклюзивный продукт, чем политические ток-шоу.

У Скабеевой и Попова шансов сохранить позиции больше, чем у Соловьёва и Киселёва. Если ничего не изменится, то они так и продолжат работать на государственном ТВ — возможно, заменят стареющего Киселёва в качестве ведущих и авторов еженедельной итоговой передачи.

Если придётся меняться, то возможности у Скабеевой и Попова тоже есть. Это касается и формата, и политической конъюнктуры. Они ещё молодые и могут поработать корреспондентами, попробовать себя в больших интервью. Их энергию можно направить с Украины и США на внутренние проблемы страны. Пусть спрашивают с губернаторов и министров так же, как с Петра Порошенко.

Но в первом случае они рискуют выпасть из эпохи и стать киселёвыми для старушек. А в это время более молодые и дерзкие завоюют внимание тех, кому меньше 40 лет, тех, кто не помнит, где лежит пульт от телевизора и кто такой Майкл Бом.

#тв #медиа #разборы