Новости
Никита Лихачёв

Выходцы из Mash и Life запустили издание Baza. Это мессенджер с лентой, где платят информаторам за контент

Создатели утверждают, что делают его на собственные средства.

14 февраля издание Baza, которое ещё в январе запустилось в соцсетях и выпустило несколько расследований по ЧП в Магнитогорске, обзавелось сайтом и приложениями. До этого момента оно сильно напоминало Mash (прошлый проект Никиты Могутина, одного из сооснователей Baza) по эмоциональной подаче в соцсетях и тематике материалов, однако с появлением собственных платформ у издания появились отличия.

TJ изучил приложение Baza заранее и поговорил с Никитой Могутиным о проекте.

Как устроена Baza

Основа Baza — это приложение с лентой и мессенджером (сайт сейчас только ведёт на приложения для iOS и Android). Лента материалов напоминает то, что уже существует в других новостных изданиях и агрегаторах: это сплошной поток карточек с заголовками, иллюстрациями и ссылками на источник информации. Материалы можно оценить по эмоциональной шкале от злого смайлика до счастливого, а контент из ленты можно фильтровать: например, убрать материалы, которые вызывают негативные эмоции, или оставить только те, которые приносят положительные.

Другой тип взаимодействия — через мессенджер. Чат-бот присылает новости поэтапно: сначала в виде подводок, которые часто можно встретить в соцсетях, а если читатель заинтересовался темой, то ему показывают дополнительные подробности (например, текст, фото или видео). Похожим образом работал западный новостной стартап Circa, запущенный в 2012 году — изначально он существовал только в виде приложения с чат-ботом.

Сам пользователь может прислать новость, инсайд или другие собственные материалы (фото или видео) в чат с Baza. Из пользовательского соглашения следует, что весь контент будет с этого момента принадлежать Baza, однако информатор может получить вознаграждение — согласно правилам, оно составляет от нескольких сотен до 30 тысяч рублей. Детали сделок пользователь-информатор обсуждает с модератором.

Некоторые темы можно полностью отключить в настройках. В тестовой сборке приложения были переключатели, отключающие на 24 часа новости про Путина, Кадырова и Украину. Создатели утверждают, что впоследствии переключатели могут меняться. Концепция одного из переключателей, «Инфошум», явно взята с телеканала RTVI, у которого раздел с таким названием для неважных новостей появился ещё в 2017 году.

Помимо ленты и мессенджера, в приложении будут видеоистории от первого лица и объекты в AR. Пока там можно увидеть только маскот издания — Базона, некоего зверька, «самую быструю лапу в информационном потоке».

Из больших расследований, подобному материалу про Магнитогорск, Baza собирается делать интерактивные истории, говорит Могутин: «Расследования мы превращаем в iStory – крупные проекты на поддоменах сайта baza.io с игровой механикой. Расследование – это не лонгрид на 15 тысяч знаков, а условный квест, который надо пройти, собрать все улики, разгадать загадки и самому раскрыть историю». Первая подобная iStory вышла тоже 14 февраля: она посвящена испанской недвижимости Игоря Лебедева, сына Владимира Жириновского, и выглядит как поиск по аренде жилья от Booking.com.

Кто делает Baza

Основателей проекта четверо — Никита Могутин, Анатолий Сулейманов, Рауль Смыр и Александр Потапов. У всех них равные доли в проекте.

До Baza Могутин возглавлял издание Mash, существовавшее только внутри соцсетей и мессенджеров. До Mash он руководил службой новостей в издании Life, которым руководил Арам Габрелянов, глава холдинга News Media. Габрелянов лично инвестировал в Mash, однако впоследствии в результате сложной сделки Могутин выкупил его долю и позднее продал издание неназванному покупателю. «Проект» писал, что Mash забрали у Габрелянова вместе с другими медиаактивами, и новым фактическим руководителем издания стал молодой медиаменеджер Степан Ковальчук.

Три других сооснователя также работали в структурах News Media: Потапов возглавлял редакцию Life, Сулейманов был замом Габрелянова, Смыр делал проект LifeCorr, основой которого была система выплат информаторам через мобильное приложение. Все они покинули холдинг одновременно в сентябре 2018 года, чтобы делать новый проект. Тогда Габрелянов назвал это «бунтом на корабле», а Сулейманов рассказывал, что причиной конфликта стала отмена перезапуска Life в новой концепции, которая, по всей видимости, и стала в некоторой мере основой для Baza.

Могутин утверждает, что на старте партнёры решили денег извне не брать и делать его на свои. В процессе Сулейманов будет искать нового инвестора, не связанного с Габреляновым.

Разработкой приложения Baza занималась компания Neuron Digital — давний IT-партнёр по разработке проектов для News Media (они делали Life.ru, приложение LifeCorr и сайт для Mash). Могутин утверждает, что дело не в связях с Life, а в опыте сотрудничества.

«Нейрон» — это наши старые знакомые, Саша Надуев, Рита Воробьёва и другие. Мы с ними работали много лет. Раньше они делали сайт «Лайфа», например. После ухода мы остались в хороших отношениях.

Когда мы решили запускать приложение, стали ходить по рынку, спрашивать про цену. Большинство выкатило нам цену в 14-15 миллионов рублей и выше. Мы спросили у ребят из «Нейрона», они оказались куда менее жадными, аж в два раза. Тут всё просто: «Нейрон» активно выходит на рынок, раскручивается и им нужно хорошее портфолио.

Собственно, тут даже вопрос не стоял — платить больше и тем, кого не знаешь, или меньше и тем, с кем хорошо и давно общаешься.

Никита Могутин

Ответы на вопросы про деньги и концепцию

Отвечает Никита Могутин.

Сколько денег выделили на запуск, включая разработку? Кто их дал?

Мы начинаем с собственными средствами, без привлечения инвесторов. Это наше осознанное решение. Несмотря на то, что нам после ухода из Mash и Life сразу поступило несколько хороших предложений, мы решили пока не зависеть ни от кого.

Тут, знаешь, как — если ты берёшь чужие деньги, ты в том или ином виде их должен отработать. Представлять интересы, отдавать проценты — в любом случае, ты уже не принадлежишь самому себе. А в случае с проектом, подобным «Базе», это может быть очень нехорошо и чревато.

На сколько месяцев вам хватит своих денег?

Наших собственных средств — моих, Толи Сулейманова, Рауля Смыра и Саши Потапова — хватит нам на год или чуть больше, в зависимости от аппетитов в процессе. Разработка приложения и сайта нам уже обошлась в сумму выше 5 миллионов рублей.

Сколько денег вы закладываете в месяц на фонд гонораров для авторов, которые будут присылать контент в приложение?

Пользовательский контент — это один из столпов нашего проекта. За него отвечает у нас Рауль Смыр, у него за спиной колоссальный опыт работы с LiveCorre, причём, очень успешный. Он, пожалуй, единственный в России, кто сумел монетизировать эту историю и выйти в очень хорошую прибыль. Не буду раскрывать информацию детально, но когда он уходил, на счётах его «Ливкора» была сумма с большим количеством нулей.

Естественно, пока мы начинаем, у нас ещё очень мало активной аудитории и мало контента от неё. Но со временем это количество сильно вырастет. На первые месяцы мы закладываем сумму от 300 тысяч рублей в месяц на пользовательский контент, но скоро должны выйти на расходы порядка 1 миллиона рублей в месяц.

Самое главное, чтобы этот контент работал, не просто был красивым и годным, а приносил прибыль. Рауль знает, как это сделать. Причём речь ведь не только о простых людях, тех самых «гражданских журналистах», нет. Мы говорим и о профессиональных репортёрах, особенно из регионов страны. Большинство медиа в регионах уже давно сидят под местными властями, редактора не решаются сделать шаг влево или вправо. А журналисты-то работают, хотят, чтобы их материалы выходили! Не взял редактор или не пропустила местная администрация? Отправляй нам!

На чём вы собираетесь зарабатывать? И собираетесь ли?

Мы собираемся не просто зарабатывать, а делать это хорошо. Да, с заработком в медиа в России тяжеловато, но только в том случае, если ты не производишь уникальный продукт или не обладаешь эксклюзивными умениями.

Мы, я думаю, что не совру, обладаем и производим. Мы ещё не запустили свой собственный проект, но у нас уже несколько предложений от брендов по созданию для них спецпроектов. Почему? Да просто мы знаем, как запускать медиа, в том числе корпоративные.

Мы умеем делать виральный контент, мы умеем добывать эксклюзивную информацию — а на неё всегда есть спрос. Врать не будем, на каком-то отрезке придётся тяжко, но я уверен, что мы прорвёмся, опыт есть у каждого из нас и у нас совершенно золотая команда. Это главное, что у нас есть — наши ребята.

У вас девиз — «Правда и эмоции». Эмоциональная подача новостей была и в Mash. Если не брать приложение, то в остальном база будет тем же самым (по форматам подачи и темам), что и Mash?

Эмоциональная подача новостей — это то, о чем сейчас говорят все. Но, во-первых, это мало кто умеет делать, а во-вторых, тема уже ушла гораздо дальше.

Нужно уметь создавать интерактивность для пользователя. Он не просто зритель в театре с красивыми картинками, он — участник иммерсивного спектакля. Человека надо вовлечь в процесс, показать, что с материалом можно взаимодействовать, играть. Игра — это одно из первых, что начинает делать человек и не прекращает делать до старости.

Наше приложение общается с пользователем, вовлекает его в потребление информации. Дополненная реальность погружает его в ситуации, которые он в обычной реальности прожить не может. На ту же дополненную реальность у нас огромные планы, несколько проектов уже прямо сейчас находятся у нас в разработке и в ближайшее время мы их покажем. Мы будем активно работать с NewsAR — так мы назвали наше направление новостной дополненной реальности, когда между событием и моментом проходит очень мало времени и ты можешь к нему «прикоснуться». Например, космический корабль «Союз» или акула из «Икеи» — все её ищут, в магазине закончилась, а у нас — есть, фоткайся, расшаривай.

Что касается видео — да, видео властвует в интернете. Но как все медийщики его упаковывают? Да как все — есть картинка, есть титры на ней. А теперь представь, что практически любой материал можно подать от лица главного героя, что ты смотришь сториз, которые запилил в инсту грабитель банка, проворовавшийся чиновник или сенатор-убийца. Кто-то отплюётся, кто-то подсядет и посоветует друзьям.

Мы не работаем для олдфагов, мы работаем для тех, кому нужно что-то новое. Для тех, кому осточертела скучнятина в медиа.

#сми #журналистика