«Афише» исполнилось 20 лет. Несколько культовых обложек закрытого журнала
Нашёл в шкафу пару выпусков. И осмелюсь назвать их классическими.
2 апреля исполнилось 20 лет с появления первого номера печатного журнала «Афиша». Последний же вышел 1 декабря 2015 года. Руководство издания планировало перейти с ежемесячного на ежеквартальный цикл, но так этого и не сделало — и в конце 2016 года объявило о закрытии печатной версии. К тому моменту она не выходила уже год. Сайт, который тоже запустился в 1999 году, работает до сих пор.
Материалы к важной дате выпустили как бывшие редакторы «Афиши», так и нынешние. Ветераны издания вспомнили, как выглядел редакционный чат при подготовке номера про современную поп-музыку, и подняли немало архивных фотографий. Издание же собрало мнения бывших сотрудников, которые зачастую напоминают некрологи.
На мой взгляд, точно нельзя судить о той «Афише» по скромному описанию «журнал о городских событиях и сфере развлечений». В 2000-х годах, когда многие ещё регулярно покупали и действительно читали что-то на бумаге, издание приобрело чуть ли не культовый статус.
Из журнала жители Москвы, Петербурга и других крупных городов узнавали о неочевидных и любопытных музыкантах, понимали, на что обязательно нужно идти в кино и что сегодня обсуждать. А потом разговаривали друг с другом цитатами из колонок Юрия Сапрыкина. В годы протестной активности «Афиша» содержала чуть ли не больше политики, чем лайфстайла и указания на тренды — чего стоит выпуск с серией каминг-аутов и несколько вариантов обложек с балаклавами Pussy Riot.
Куда лучше меня о статусе «Афиши» тогда и сейчас говорят её редакторы. Я лишь нашёл несколько выпусков журнала у себя дома и хочу показать их вам. Хорошо это или плохо, но таких печатных изданий уже, вероятнее всего, не будет. А кто-то скажет, что они уже и не нужны.
Цитата «Это вы сделали так, что я один» с обложки отсылает к спору о нехватке лидеров оппозиции. Контекст — спад протестной активности, с нового срока Путина прошёл год, остался месяц до выборов мэра Москвы с участием Алексея Навального. А ещё в том номере Оксимирон спорил с Андреем Макаревичем о копирайте.
Номер с диалогами журналистов. Контекст — только стартовавший новый срок Владимира Путина и необходимость переосмыслить роль медиа.
Номер о жизни представителей ЛГБТ-сообщества. Контекст — в Госдуму внесли законопроект о запрете гей-пропаганды.
Номер, выпускавшийся с несколькими обложками — с балаклавами разных цветов. Контекст – дело Pussy Riot, после приговора которым примут закон о защите чувств верующих.
Номер о российском интернете, который «превратился из игрушки, доступной избранным, в среду обитания миллионов и объект настороженного интереса властей».
#журналистика #фото