Интернет
Никита Лихачёв

50 лет Impact: почему один шрифт стал главным инструментом для создания мемов

Практически каждая картинка с наложенной поверх текстовой шуткой в интернете использует один и тот же узнаваемый шрифт с особо жирным начертанием букв — Impact. Vox проследил, почему именно Impact стал «визитной» карточкой мемов, хотя появился ещё 50 лет назад.

Брошюра Stephenson Blake

Хотя Impact и воспринимается как явление эпохи интернета, он был создан ещё в 1965 году дизайнером Джоффри Ли (Geoffrey Lee). В 2004 году Ли рассказывал на уже не работающем форуме Typophile, что из-за отсутствия компьютеров в те годы приходилось вырезать наборы букв на металлических пластинах. Позднее шрифт был продан компании Stephenson Blake за несколько фунтов стерлингов.

В брошюре Stephenson Blake подчёркивалась лёгкость восприятия надписей, набранных с помощью Impact. Большие широкие буквы оставались легкочитаемыми, даже если их накладывали поверх фотографий без дополнительной обводки контура.

После того, как Stephenson Blake перестала заниматься созданием шрифтов, она стала продавать свои активы бывшим конкурентам. Так Impact оказался у компании Monotype, которая лицензировала его корпорации Microsoft для использования в Windows 98 в качестве одного из веб-шрифтов.

Impact попал на миллионы компьютеров. Из-за ограниченности стандартного набора в Windows он практически не имел конкурентов — за исключением, пожалуй, Comic Sans, ставшего популярным по другим причинам.

С помощью бесплатных инструментов вроде Microsoft Paint пользователи интернета стали самостоятельно создавать смешные картинки с надписями поверх изображений. Такие картинки ещё называют «макросами» по аналогии с повторно используемыми алгоритмами в программировании.

Каждый из сюжетов макросов предполагает определённый тип шутки, обычно строящейся по одинаковой схеме, а для простоты восприятия все используют один и тот же шрифт. В более широком понимании эти схемы иногда называют мемами.

В 2003 году Impact использовали на одной из таких картинок, с которой и зародился большой пласт западной интернет-культуры. На изображение кота нанесли надпись «I can has cheezburger?» (грамматически неправильное «Можно чизбургер?»), которая спустя два года дала название самой популярной энциклопедии англоязычных мемов в интернете.

Впоследствии культура создания макросов эволюционировала и дошла до медиа, которые стали массово использовать картинки с нанесёнными надписями в социальных сетях с подачи Vox. Издание разработало инструмент, помогающий накладывать текст на фотографии при помощи тёмной подложки, а для большей серьёзности использовался не Impact, а другой жирный шрифт.

#Новость #мемы #Microsoft #Windows_98 #Comic_Sans #типографика #шрифт_Impact #Джоффри_Ли #Monotype #Stephenson_Blake