Новости
Дамир Камалетдинов

«Альфа-Банк» начал лишать кэшбека за траты только в бонусных категориях. Клиентов обвиняют в «злоупотреблении»

Но «Альфа-Банк» такой не один.

В начале 2019 года клиенты «Альфа-Банка» пожаловались, что их лишили кэшбека из-за трат только в местах, где начислялись бонусы. Один из них пользовался картой только на заправках, а другой в ресторанах. В банке это посчитали «злоупотреблением программы лояльности» и заявили, что клиенты должны совершать равномерные траты и в других категориях.

Однако «Альфа-Банк» оказался не единственным, кто ограничивает программы лояльности. На ситуацию обратили внимание в The Village.

«Альфа-Банк» требует совершать покупки без кэшбека, но не рассказывает, в каком объёме

В пресс-службе «Альфа-Банка» рассказали изданию, что правилами пользования запрещено совершать покупки только для покупок в категориях повышенного кэшбека. Одна из дебетовых карт «Альфа-Банка» позволяет получать 10% кэшбек от расходов на заправках, 5% от кафе и ресторанов и 1% с остальных покупок. Если клиент совершает покупки только в бонусных категориях, то банк может заподозрить его в «злоупотреблении» и лишить кэшбека.

Иногда официант в ответ на желание клиента оплатить картой отвечает, что терминал не работает, и просит оплатить наличными, при этом оплачивает покупку своей картой и получает 5 % кешбэка. Или траты на бензин у владельца обычного легкового автомобиля могут превышать среднестатистические траты на АЗС в пять-десять раз.

пресс-служба «Альфа-Банка»

Представители «Альфа-Банка» отметили, что если отдельным клиентам позволят злоупотреблять программой лояльности, то остальным её предложить не смогут. Однако в банке нет конкретных требований по тратам в категориях без повышенного кэшбека: неясно, сколько нужно тратить на обычные покупки в процентном соотношении или денежном выражении, чтобы не стать «недобросовестным клиентом». Как отметили в банке, в каждом случае решение принимается индивидуально.

Другие банки тоже ограничивают кэшбек под разными предлогами

«Альфа-Банк» — не единственный российский банк, который ограничивает кэшбек. Гендиректор и основатель TalkBank (работает по лицензии «ТКБ», прим. TJ) Михаил Попов рассказал изданию, что в его банке клиентов также могут лишить бонусов. По его словам, программы лояльности привлекают не только новых клиентов, но и «кэшбекеров», которые «эксплуатируют недостатки системы лояльности компании». По мнению Попова, в будущем банки пересмотрят подходы к кэшбеку, потому что он несёт затраты, но приносит мало выгоды.

Эти люди приносят только убытки банку, так как не делают покупок в других категориях — поэтому в правилах есть пункт об исключении из программы лояльности в таких случаях. Таких клиентов вычисляют с помощью алгоритма, проводят дополнительную проверку, а потом оповещают о нарушении правил программы и отключают от неё.

Михаил Попов

Ограничения на кэшбек также есть в «Тинькофф-банке»: клиентов банка не лишают бонусов, и они могут тратить средства только в категориях повышенного кэшбека, но есть лимиты. Например, по программе Tinkoff Drive число баллов не должно превышать траты по остальным операциям больше, чем в пять раз.

В «Рокетбанке» рассказали TJ, что не лишают клиентов кэшбека, но по некоторых mcc-кодам (категориям покупок, прим. TJ) сумма рокетрублей ограничена. Например, за авиа- и железнодорожные билеты можно получить до 5 тысяч рокетрублей в месяц, а за оплату интернета — не более ста рокетрублей. При этом банк даёт возможность получать повышенный кэшбек только за траты в конкретных магазинах и сервисах, а за месяц можно получить максимум 10 тысяч рокетрублей. Полный список ограничений опубликован на сайте «Рокетбанка».

Судиться нет смысла

Как рассказали The Village в юридической компании BMS Law Firm, у клиентов, лишённых кэшбека, небольшие шансы отстоять свои бонусы в суде. По словам руководителя коммерческой практики компании Дениса Фролова, если в правилах прописаны случаи лишения бонусов, то суд, скорее всего, встанет на сторону банка.

Что касается возможности обжаловать факт непрозрачности установленных правил, то вряд ли здесь суд что-то сможет сделать, так как речь все-таки идет о бонусах, а не об основных услугах.

Денис Фролов

#банки #кэшбек