Новости
Дамир Камалетдинов

Отмена региональных цен, закрытие онлайн-подписок и смена гендиректора: что происходит с Microsoft в России

Эксперты считают, что компания готовится к уходу из страны, но в корпорации говорят о «развитии бизнес-практик».

Microsoft Technology Center в Москве Фото Microsoft

С осени 2018 года в российском филиале Microsoft происходят изменения: в глобальном интернет-магазине исчезли цены в рублях, прямые онлайн-продажи подписок Xbox Live и Office прекратили, а также сменили PR-директора и гендиректора. В соцсетях многие решили, что компания готовится к уходу из России из-за возможного усиления санкций или давления со стороны российских властей.

TJ изучил последние решения Microsoft, поговорил с представителями компании и экспертами из индустрии, и выяснил, что происходит с российским офисом корпорации.

Компания отказалась от продаж Office на своём сайте

11 октября 2018 года стало известно, что Microsoft перестала продавать пакет Office 365 напрямую на своём сайте. В компании не объяснили конкретные причины решения, но изменения коснулись только России и только физических лиц.

Скриншот vc.ru

Раньше пользователи Office 365 могли оформить и оплатить подписку на сайте Microsoft. Но теперь приобретать ключи или коробочные версии можно через ритейл-партнёров компании — «М.Видео», «Кей» или в других магазинах.

Прекращение продаж Office нельзя объяснить его непопулярностью или невостребованностью на отечественном рынке. В последние годы компания ставила рекорды по прибыли: например, в 2017 году чистая прибыль впервые достигла 1,16 миллиарда рублей.

Microsoft отменила региональные цены в магазинах Windows и Xbox Live

16 ноября 2018 года цены некоторых ААА-игр в Microsoft Store стали отображаться в долларах. При этом пользователи обнаружили странный баг, позволявший купить игры по курсу 1 доллар — 1 рубль.

В компании сначала никак не прокомментировали ситуацию, а потом объявили о переводе интернет-магазинов Xbox и Microsoft Store с региональных цен на доллары. В компании также не раскрыли конкретную причину перехода.

По словам основателя и ведущего подкаста Zavtracast Тимура Сейфельмлюкова, для пользователей из России это негативные изменения. Он отметил, что до сих пор многие игры в стране стоили у Microsoft дешевле, чем на конкурентных платформах.

Дело в том, что владельцы Xbox One, в отличие от владельцев PS4 и Switch, часто пользовались преференциями в виде региональных цен на многие игры в Xbox Live. Очень часто одна и та же игра (особенно инди от маленьких разработчиков) могла стоить на 10-40% меньше, чем в том же PSN.

Тимур Сейфельмлюков

Сейфельмлюков пояснил, что цены в российском PlayStation Store строятся на базе европейских, поэтому ААА-игры могут стоить более 4 тысяч рублей. Но так как Microsoft перевела магазин на доллары, в России цены на игры будут всё равно немного ниже, чем у конкурентов.

СМИ пишут о сокращениях внутри Microsoft. Официально компания их не комментирует

Помимо отмены региональных цен в ноябре 2018 года издание CNews со ссылкой на источники сообщило о реструктуризации в российском офисе Microsoft. По словам собеседников издания, некоторым из 590 сотрудников предложили перейти на удалённую работу в филиалах в других странах. Источник связал сокращения с политикой импортозамещения российских властей. В компании тогда отказались комментировать «слухи».

Собеседник, близкий к Microsoft, рассказал TJ, что в заметке CNews не совсем верно интерпретированы бизнес-практики компании. По словам источника, в Microsoft рабочие группы создаются под проекты и могут состоять из представителей различных регионов.

Российские сотрудники могут работать совместно с иностранными коллегами над международными проектами, и наоборот. Это не подразумевает никаких серьёзных сокращений. «Это просто внутренняя политика компании», — отметил источник TJ.

21 ноября Microsoft также объявила о поиске нового PR-директора для российского филиала. Предыдущий менеджер проработал на должности чуть больше года, а в Microsoft пояснили, что он решил покинуть компанию по собственному желанию.

Компания закрыла продажи онлайн-подписок Xbox и предложила покупать их у ритейлеров

В конце февраля 2019 года Microsoft сообщила о прекращении продаж подписок Xbox Live Gold и Game Pass на своём сайте. Как и в случае с Windows и Office, пользователям предложили покупать ключи онлайн у ритейлеров или приходить за ними в обычные магазины.

Сейфельмлюков считает, что передача продаж подписок ритейлерам также негативно скажется на пользователях. По его мнению, магазины могут быть не заинтересованы в продвижении подписок.

У Microsoft раньше было большое количество промокампаний, которые позволяли купить Xbox Game Pass и Xbox Live Gold за совершенно смешные деньги. Теперь же все эти подписки и кампании отдаются на откуп ритейлерам. Совсем не факт, что они захотят делать что-то особенное с далеко не самым ходовым товаром.

Тимур Сейфельмлюков

Microsoft в России сменила гендиректора — им стала россиянка

27 февраля главой Microsoft в России стала Кристина Тихонова — россиянка с опытом работы в инвестиционной компании ESW Capital в США, а также в Veon (владеет «Билайном»), Nokia Networks и Mitsui. Тихонова заменила уроженца Польши Томаша Боченека, руководившего российским филиалом около полутора лет.

Кристина Тихонова Фото с сайта Microsoft 

Официальный представитель компании пояснил, что смена руководителя — это обычная практика. По словам источника TJ, близкого к компании, это изменение стоит воспринимать в позитивном ключе, потому что теперь филиалом будет руководить человек, которому ближе российский рынок. По данным источника, это говорит о том, что компания заинтересована в бизнесе в России

Microsoft не объяснила конкретную причину сокращения присутствия в России, но начала отрицать уход из страны

При переводе цен в магазинах на долларовые и отказе от онлайн-продажи подписок российский офис Microsoft каждый раз комментировал ситуацию примерно одними и теми же словами. В заявлении компании говорилось, что решения были «продиктованы необходимостью развития бизнес-подхода» и приняты «после проведения технического и операционного анализа».

Возможно, что именно из-за использования размытых формулировок представители индустрии, эксперты и обычные пользователи решили, что компания на самом деле сокращает деятельность и планирует уйти из России по тем или иным причинам.

Например, Тимур Сейфельмлюков считает, что причина изменений стратегии Microsoft в слишком маленьком российском рынке и санкциях.

Одна из причин, так скажем, менее очевидная, состоит в том, что Microsoft окончательно осознала: российский рынок является крайне маленьким. Если во времена Xbox 360 компания сражалась с Sony лоб-в-лоб, то в 2014 году все «полимеры» были потеряны окончательно. Это подтверждают и ритейлеры. Я периодически с ними общаюсь – в Москве и регионах – все как один говорят о соотношениях уровня 1:5, 1:10, 1:20 по проданным играм и консолям по сравнению с PS4.

Вторая самая очевидная причина — санкции. Microsoft постепенно поджимает весь российский офис. Продажи Office, Windows и прочих продуктов тоже отдают на откуп ритейлерам. Это связано с финансовой стороной санкций – они влияют на отношения американских компаний с финансовыми организациями и возможностью иметь длинный кассовый разрыв. Именно поэтому российское отделение Microsoft испытывало бы большие сложности в случае продолжения работы.

Тимур Сейфельмлюков

Директор по развитию IT-компании Dioram (разработка SLAM-технологий и компьютерного зрения) Василий Мещеряков считает, что с ноября 2018 года Microsoft сворачивает деятельность в России и готовится к полному уходу с рынка.

Лично моя позиция, что компания постепенно сворачивает деятельность на случай ввода дополнительных санкций и готовится к полному отказу от зарубежного софта в государственных структурах и компаниях, который может произойти в начале 2020-х. В этом случае, при неизменности российского политического курса для Майкрософта «профита» исчезающе мало, а политические риски слишком большие.

Василий Мещеряков

В разговоре с TJ представитель Microsoft снова отвергла слухи об уходе из России. В компании объяснили, что «сохраняют приверженность пользователям и продолжат работу в стране».

Источник TJ, близкий к Microsoft, сообщил, что компания не собирается покидать российский рынок, а решения носят, скорее, «технический» характер. Собеседник предположил, что они связаны с глобальными изменениями внутри корпорации.

По логике источника, переводя продажи к ритейлерам компания развивает локальных партнёров. Собеседник не пояснил, насколько это выгоднее Microsoft, чем заниматься продажами самостоятельно.

#microsoft #разборы