Москва
Василий Суслов

«Когда башни были маленькими»: как устроен детский спектакль в мобильном театре в декорациях центра Москвы

Интерактивная история на свежем воздухе и в компании «Алисы».

​В начале пути выдавалась карта, по которой было удобно ориентироваться без смартфона Здесь и далее фото Василия Суслова

24 ноября в мобильном художественном театре (МХТ) Михаила Зыгаря состоялась премьера детского спектакля «Когда башни были маленькими». Этот сервис позволяет смотреть постановки в любой момент, двигаясь по заданному маршруту и слушая голоса героев в наушниках. Декорациями спектакля становится улицы города. Корреспондент TJ попробовал и делится впечатлениями.

Для детей

Многие люди, когда слышат о чём-то для детей, сразу готовы простить многое. Глупый сюжет? Это ведь для детей. Сладко-приторное общение? А как по-другому, без этого ребёнок не поймёт.

Однако среди создателей детского контента есть люди и команды, которые делают по-другому. Они разговаривают с детьми на равных и делают творчество универсальным. Например, мультфильмы студии Pixar, темы и мораль которых заинтересуют всех. Или книги про Гарри Поттера, которые растут вместе с читателями. Теперь к таким людям можно отнести команду МХК под руководством журналиста и писателя Михаила Зыгаря.

Мобильный художественный театр — это новый проект студии «История будущего», которую Зыгарь основал в 2016 году после ухода с поста главного редактора телеканала «Дождь». За это время команда журналиста запустила мультимедийные проекты «1917. Свободная история», «1968.Digital: Год, когда всё началось», «Карта истории».

На улице было -6 ℃, поэтому зрителям выдавались грелки для рук​

В постановке «Когда башни были маленькими» драматург Мария Рупасова рассказывает историю двух мальчиков: шестиклассника Миши и сына каменщика Добрыни из 1529 года. Миша находит Добрыню рядом с Никольской башней Кремля.

Неясно, как мальчик из шестнадцатого века попал в современность. Миша думает, что у одной из башен открылся временной портал, но неясно, у какой именно. Искать нужную ребята отправляются в компании обыкновенной козы, которая переместилась вместе с Добрыней, и «Алисой» — голосовым помощником из смартфона Миши.

Постановка занимает примерно 50 минут, за которые зритель вместе с мальчиками обойдёт Кремль вокруг и параллельно познакомится с его секретами и историей.

Алиса в волшебном зеркале

Для просмотра постановки надо загрузить мобильное приложение, купить билет и надеть наушники. Билет стоит 379 рублей, но для подписчиков «Яндекс.Плюс» он выдаётся бесплатно.

После этого смартфон можно спрятать, потому что рассказчик помогает ориентироваться на местности. Если же зритель потеряется, то весь маршрут показан в мобильном приложении, а кнопки помогут промотать историю вперёд или назад.

Через диалоги мальчики передают изменчивость русского языка: Добрыня использует старые названия кремлёвских башен и термины быта, например, называет памятник князю Владимиру «истуканом», а Алису «колдуньей из волшебного зеркала». Миша же знакомит Добрыню с современным сленгом, например, «ору» или «лол» и показывает, как изменилась Москва за 500 лет.

Мальчик из прошлого перенимает речь Миши: ближе к концу истории он будет иногда говорить словами из двадцать первого века.

Совсем редко случаются казусы в маршруте. Например, зрителя просят идти вдоль кремлёвской стены, а она огорожена полицейскими решётками и приходится идти в обход.

Иногда на маршруте встречалась уборочная техника, которая полностью закрывала дорожки и вынуждала идти в обход

Создатели «Башен» стараются точно передавать особенности места, где происходит история. Например, Добрыня обращает внимание, что Троицкая башня завешана зелёной тканью, на что Миша отвечает, что сейчас она на ремонте.

По всему маршруту Миша и Добрыня часто обращаются в Алисе, чтобы она рассказала историю башен, перевела старые единицы измерения и другое. Иногда Алиса отвечает что-нибудь остроумное или шутит над пацанами.

Однако её возможности в постановке преувеличены. Если задать Алисе вопросы в точности так, как это делают Миша и Добрыня, то в половине случаев она не сможет ответить. Например, если попросить Алису перевести аршины в метры не в определённой формулировке, она только скажет общее определение слова.

Новый способ вовлечения

Актёры в постановке — дети, которые разговаривают с обыденными интонациями, иногда могут допустить редкие ошибки в речи. Это увеличивает достоверность истории, складывается ощущение, что они прямо сейчас стоят рядом с тобой.

В спектакле авторы вовлекают все органы чувств в процесс: предлагали рассматривать устройство Кремлёвских башен и представить, что раньше на месте Александровского сада протекала река Неглинная.

Звуками бега и бодрой музыкой они подталкивали зрителя побежать вместе с Мишей и Добрыней, а во время сцены безостановочного блеяния козы очень хотелось вместе с ними прикрикнуть на животное.

​Интерфейс приложения. Фото на втором экране — доказательство того, что история не выдумана

Несмотря на небольшую фантастичность Алисы, у неё успешно получается быть всезнающим гидом-проводником, который помогает прямо на месте узнать информацию о мире вокруг.

Грелки для рук не понадобились, а в конце маршрута я даже немного взмок: путь пролегал по набережной Москвы-реки и авторы несколько раз предлагали зрителям пробежаться.

Парковка рядом с кремлёвской стеной вынудила идти в обход

Такой спектакль очень похож на другого представителя этого жанра — сторителлинговый подкаст. У них обоих хорошо получается доносить историю прямо в уши слушателя. Самая большая разница между ними — подкаст ты можешь слушать во время выполнения рутинных дел. Аудиоспектакль же привязывается к определённой местности и будто вплетает историю в привычный взгляд зрителя на мир.

* * *

Создатели рекомендуют постановку детям от шести до тринадцати лет и это не просто так. Рядом со мной шли с пятилетним сыном, который понимал меньшую часть всей истории Миши и Добрыни. Дети же постарше поделились положительными впечатлениями и отметили, что очень интересно наблюдать за всем практически от первого лица.

Это очень радует, потому что в современном мире борьба за внимание ребёнка увеличилась в разы. Старыми форматами увлечь детей становится всё сложнее, и многие энтузиасты стараются придумать новые. Кажется, у МХТ это получается, ведь если такому формату получается пробудить фантазию в голове взрослого человека, то детей это может заинтересовать не меньше.

Эта статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

#репортаж #истории #подкасты #лигаавторов