Музыка
Анна Гласс
11 565

Что за музыка играет в «Однажды... в Голливуде» Квентина Тарантино

И где послушать то, что режиссёр включил в свой девятый фильм.

В закладки

Фильмы Квентина Тарантино отличает внимание к деталям, умение с помощью таких инструментов, как музыка и реквизит, воссоздать атмосферу того или иного периода. Вспомнить хотя бы «Криминальное чтиво» и танец Винсента и Мии под Чака Берри или lap dance в баре из моего любимого «Доказательства смерти». В конце июля он составил внушительный плейлист лучших песен из своих фильмов для Spotify.

«Однажды... в Голливуде» в музыкальном плане не стало исключением для Тарантино.

В материале спойлеров нет.

Good vibrations Америки 60-х

Для Америки это было десятилетие перемен. В первую очередь, речь идет о «британском вторжении», которое начали The Beatles из свингующего Лондона. Они заложили традицию экспорта английской музыки в Америку, превратив столицу Британской империи в мировой центр модных течений. Всего этого не случилось бы, не окажись в свое время в Ливерпуле американских пластинок с модными ритм-н-блюзовыми записями. Для послевоенного поколения, эта музыка стала настоящей религией.

«Все, что вам нужно, – это любовь» — пели Битлз и эта фраза стала настоящим гимном хипповых 60-х. Увлечение Джорджа Харрисона восточной философией привело к тому, что эксперименты Битлз вызвали волну интереса к психоделическому року.

1965 год в Лос-Анджелесе — это время «кислотной» революции и буйного расцвета субкультуры хиппи. Это время англичан The Who, Pink Floyd и The Rolling Stones (к 66-му, пришедших к психоделике) и американцев The Doors, Jefferson Airplane и Дженис Джоплин.

Наряду с психоделическим роком в музыке того периода процветали и другие жанры. Солнечное побережье Калифорнии подарило миру серф-рок (пляжную смесь рокабилли и тропических стилей) и моду на Fender Stratocaster, гитару короля серф-рока Дика Дейла. Он был одним из первых ее испытателей. Его сингл Misirlou (1963) стал хитом фильма «Криминальное чтиво». Его последователями станут The Beach Boys, про которых мы еще вспомним в связи с сюжетом «Однажды в... Голливуде».

Еще одной отличительной чертой десятилетия можно считать, скрытый до поры, сырой гаражный рок, вдохновленный ритм-н-блюзом и психоделикой. Жанр, который тоже имеет непосредственное отношение к Калифорнии. Это была музыка молодых, никому неизвестных групп, большое количество которых появилось, благодаря сравнительной доступности гитар и усилителей в ту пору. По радио они почти не звучали, но в 1963 году случился прорыв. Несколько синглов таких групп попали в национальные чарты, к ним относятся Paul Revere & the Raiders. Одна из их песен закономерно попала в плейлист «Однажды в... Голливуде».

В конце 60-х, в уставшей от психоделики Америке, появляется кантри-рок, а в 70-е набирает популярность фолк-рок (ответвление от британского фолка 60-х). Прощальная песня Битлз «Let It Be», написанная в 1969-м, стала точкой, в которой одна музыкальная эпоха сменила другую.

Музыкант-неудачник Чарльз Мэнсон

Сюжет фильма относится к событиям, произошедшим в Голливуде в августе 1969 года. Вечером 8 августа, участники секты Чарльза Мэнсона «Семья», беспрекословно выполнявшие указания своего руководителя и совершившие к этому моменту целую серию преступлений, убили жену режиссера Романа Полански. Беременную актрису Шэрон Тейт и ее друзей, зверски растерзали в особняке на Сьело Драйв в Лос-Анджелесе. Для района, в котором и двери никто не запирал, это было настоящим потрясением.

Я не буду заострять внимание на деталях преступлений Мэнсона, отмечу только, что даже прокурор, добившийся его пожизненного заключения соглашался с тем, что он обладал определенной харизмой и умело манипулировал теми, кто попадал от него в зависимость. Несмотря на ужасные преступления, он стал своеобразным символом поп-культуры и даже после смерти его слава не меркнет.

Во время судебного процесса высказался президент США:

Перед нами — человек, который виновен, прямо или косвенно, в восьми убийствах. И все же, судя по тому вниманию, которое уделяет ему пресса, радио и телевидение, он представляется чуть ли не героем.

Ричард Никсон

В ответ Мэнсон заявил:

Человек, который обвиняется в убийстве сотен тысяч человек во Вьетнаме, обвиняет меня в том, что я совершил восемь убийств.

Чарльз Мэнсон

После этого он моментально оказался на обложках журналов «LIFE» и «Rolling Stone»:

В общем, к 32 годам у Мэнсона уже было несколько «ходок» за мошенничество, насилие и кражи. В тюрьме один из заключенных научил его играть на гитаре.

Ему даже улыбнулась удача, продюсер Тэрри Мэлчер проявил интерес к его творчеству и обещал поспособствовать в записи альбома. Позднее Тэрри от этого проекта отказался. Несмотря на то, что адвокат пытался использовать этот отказ, утверждая что он сильно задел Мэнсона и был одной из причин убийств, совершенных позднее, сам Чарльз эту версию отрицал.

Любопытно, что особняк, который снимала чета Полански достался им от Мэлчера и его подруги, с которыми они общались. От предыдущих арендаторов даже осталась рождественская гирлянда на заборе, окружавшем усадьбу, которую Полански не стали снимать.

Надо заметить, что в Голливуде к Мэнсону до описанных событий, многие относились нейтрально, а некоторые даже позитивно.

В 1969 году, еще до массового убийства, The Beach Boys выпустили песню — «Never Learn Not to Love» , авторства Чарльза. Их барабанщик Уилсон, вообще позволял Мэнсону и его «Семье» жить в своем особняке и оплачивал все расходы. Он настолько проникся его личностью, что в течение нескольких месяцев потратил на их содержание примерно 100 тысяч долларов.

В 1970 году, до начала судебного процесса, дебютный альбом Мэнсона «Lie: The Love and Terror Cult», все-таки увидел свет. Помог в его выпуске известный роуд-менеджер Фил Кауфман (работал с The Rolling Stones, Джо Кокером, Фрэнком Заппой). Они вместе с Чарльзом сидели в тюрьме в 60-х, какое-то время Фил состоял в его секте.

Помимо продюсирования музыкальных проектов Фил прославился тем, что похитил тело Грэма Парсонса (одного из основоположников кантри-рока) после смерти и кремировал его в калифорнийской пустыне, с чем был связан определенный бугурт.

Для лицевой стороны пластинки была позаимствована обложка того самого «LIFE» от 19 декабря 1969 года с фотографией Мэнсона. Из оригинального заголовка просто убрали букву «F».

Lie: The Love and Terror Cult, 1970 (полностью)

В фильме Тарантино присутствует только один трек с этого альбома — «I'll Never Say Never To Always» и в чем-то я его понимаю.

В 2005 году, находясь в пожизненном заключении, плодовитый руководитель сект записал еще один альбом — «One Mind». Если первый, со скрипом я еще как-то могу послушать, то последнее творение мрачного гения не понравилось совсем.

Многие известные исполнители записывали каверы на песни Мэнсона. В 1993 году Guns N' Roses на альбоме «The Spaghetti Incident?» представили весьма годный кавер на «Look at your game girl».

Про Мэрлина Мэнсона и речи не идет, он и псевдоним-то взял в его честь. В 2018 году Мэрлин Мэнсон и Роб Зомби записали совместный кавер на «Helter Skelter», песню Битлз 1968 года с Белого альбома. Чарльз Мэнсон любил рассказывать, что именно эта песня вдохновила его на убийства, более того в своих проповедях конец света, который планировал учинить, он именовал не иначе как Хелтер Скелтер. Эта же надпись, написанная кровью, встретила полицейских 9 августа 1969 года в особняке семейства Ла-Бьянка, последних жертв членов секты.

Кстати, в официальный сборник саундтреков к фильму «Helter Skelter» не вошла, хотя многие предполагали, что она станет чуть ли не главной песней, которую использует режиссер.

Официальный сборник саундтреков

Once Upon a Time in Hollywood, 2019 Original Motion Picture Soundtrack

Сборник со всем разнообразием представляет эпоху. Тут есть и гаражный рок, и кантри-рок, и психоделика, и фолк, и соул. Правда надо заметить, что для плейлиста выбраны не самые громкие имена и не самые очевидные композиции.

Например, Тарантино выбрал не оригинал культовой песни группы The Mamas & the Papas — California Dreamin’ (1965), а не самый известный кавер Хосе Фелисиано (популярность которому, в свою очередь принес кавер на The Doors). Но так даже интереснее, в этом больше индивидуальности, на мой взгляд.

Еще плейлисте есть саундтреки к старым фильмам: пост-апокалиптической черной комедии «Gas-s-s-s», спагетти-вестерну «Dinamite Jim» и другие, отрывки радио-эфиров одной из первых лос-анджелесских радиостанций KHJ и реклама того времени (например, Summer Blonde AdvertisementCoty Inc.).

В 1965 году для KHJ программный директор разработал новый формат вещания Boss Radio (в первую очередь, для Калифорнии и Гаваев). Он пришел на смену TOP-40, популярному в 50-е и предполагал интенсивное чередование самых значимых хитов, короткие джинглы и меньше разговоров от ведущих в эфире, так что это был расцвет его популярности.

Архивные записи отлично передают атмосферу, окружающую героев, ни одного случайного звука в фильме нет.

Пожалуй, выделю пару песен с альбома, которые мне особенно понравились:

California Dreamin' — Jose Feliciano, 1968
Jenny Take a Ride — Mitch Ryder & the Detroit Wheels
Hey Little Girl — Dee Clark (1959)

Список записей, которые так или иначе можно услышать в фильме, но которые не вошли в официальный плейлист (отмечу звездочкой те, которые самой нравятся):

А еще что-нибудь есть?

Есть сборник каверов на значимые песни того периода. С ним все загадочно. Непонятно кто его составил, непонятно в курсе ли режиссер, но я заметила, что по популярности он не уступает официальному. В 2018 году до выхода картины на экраны, был вброшен еще один сборник с аналогичным по стилю, оформлением обложки.

Once Upon A Time In Hollywood, 2019

Это как версия того «как все могло бы быть, но не случилось» из альтернативной вселенной. Здесь есть несколько песен, которые по-моему были бы не лишними в фильме. Это каверы на «Wheels On Fire»Боба Дилана и «Cocaine»Эрика Клэптона. Кавер на Боба Дилана с альбома мне нравится больше, чем оригинал, его исполнение для меня слишком тягучее. А про «House Of The Rising Sun» (The Animals) и «Paint It Black» (The Rolling Stones) я хочу поговорить отдельно.

House Of The Rising Sun

Знаменитая американская народная баллада «Дом восходящего солнца», относящаяся к broadside ballads (песни, издававшиеся в XVI – XVIII веках на листовках и исполняющиеся на улицах без аккомпанемента).

Версий о том, про какой именно дом в Новом Орлеане идет речь много, но еще больше вариантов ее исполнения (было из чего выбрать). Есть две версии сюжета: в первой повествование ведется женщиной, сбежавшей в Новый Орлеан с пьяницей и игроком и стала там проституткой в Доме восходящего солнца (или заключенной в тюрьме с аналогичным названием); во второй повествование ведется от лица мужчины, предостерегающего от пороков, разрушивших его жизнь.

Именно вторая версия в аранжировке британской группы The Animals (1964), одной из лидеров «британского вторжения», получила бешеную популярность в 60-х. Была включена в Зал славы премии Грэмми и заняла 122 строчку рейтинга «‎500 величайших песен всех времен» по версии журнала Rolling Stone в 2004 году (хотя все мы знаем, что рейтинги ничего не решают).

На этом альбоме ее исполняет сам Эрик Бердон (78-летний солист The Animals). Он же поет Don't let me be Misunderstood — Нины Симоне (1964), но ее сложно превзойти, оригинал мне нравится больше. В 1965 году The Animals уже делали кавер на эту песню, их версия стала одной из самых знаменитых.

The Animals - House of the Rising Sun (1964)

Двумя годами ранее эта песня уже выходила на дебютном альбоме Боба Дилана. Мало того, что он позаимствовал аранжировку у Дэйва ван Ронка (культового американского фолк-певца), который сам планировал ее выпустить, так еще и популярность версии The Animals сделала ситуацию совсем неоднозначной — вариант Дилана начали считать кавером на них.

В общем, этот заход для Дилана был неудачным и долгое время после, он вообще ее не исполнял. Правда, положительно отзывался про аранжировку Бердона и даже говорил, что чуть не выпал из машины, когда впервые услышал ее по радио.

Bob Dylan — House Of The Rising Sun

Это та песня, которая вполне могла звучать в машине любого героя «Однажды в... Голливуде», настолько обсуждаемой и популярной она была.

Paint It Black

Знаменитый сингл The Rolling Stones с альбома Aftermath (1966) на этом альбоме исполняет не очень известная Calli Malpas и ей, как мне кажется, удалось сделать достойный вариант. С кавером на Piece Of My Heart — Дженис Джоплин (1968) она тоже отлично справилась.

Paint It Black (174 строчка рейтинга, все того же Rolling Stone) можно услышать в титрах фильма «Цельнометаллическая оболочка» Стэнли Кубрика и в трейлере Call of Duty: Black Ops III.

На эту песню существует огромное количество каверов. Deep Purple исполняла ее на концертах (хотя их вариант мне не нравится), у глэм-металистов W.A.S.P. есть свой вариант. Есть версия от Лондонского симфонического оркестра (1994), которую иногда ошибочно приписывают симфоник-металистам Apocalyptica. У Сиары есть очень красивый вариант. Даже у Zdob și Zdub есть своя версия.

Повод переслушать оригинал и сравнив, выбрать то, что нравится.

The Rolling Stones — Paint It Black (оригинал)

Мне кажется, что таких Роллингов фильму не хватает, также как не хватает ему и Jefferson Airplane (кавер на «White Rabbit» тоже есть на этом альбоме). Правда, последние скорее визитная карточка «Страха и ненависти в Лас-Вегасе».

Jefferson Airplane - White Rabbit (1967)

Закончу еще парочкой песен с этого альбома, чтобы повспоминать эпоху:

George Harrison - My Sweet Lord (1970)
Simon & Garfunkel - The Sound of Silence (1964)

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы рассказать свою историю.

Написать
{ "author_name": "Анна Гласс", "author_type": "self", "tags": ["\u0442\u0430\u0440\u0430\u043d\u0442\u0438\u043d\u043e","\u0441\u0430\u0443\u043d\u0434\u0442\u0440\u0435\u043a\u0438","\u043a\u0438\u043d\u043e"], "comments": 20, "likes": 81, "favorites": 84, "is_advertisement": false, "subsite_label": "music", "id": 110875, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 14 Aug 2019 14:45:06 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 110875, "author_id": 111689, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/110875\/get","add":"\/comments\/110875\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/110875"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 214348, "last_count_and_date": null }
20 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
10

Музыкальный лонгрид в /Музыке. Однозначно Платина.
*UGC большими буквами*

Ответить
4

Анна Гласс, ты супер! Спасибо за такой подробный материал

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

4

Анна Гласс - Хозяйка Лонгридов.
Круто!

Ответить

Комментарий удален

0

видела его, но в моем тексте официальный плюс то что не вошло и интересный неофициальный, этот для меня лишний был)

Ответить
2

У Paul Revere & The Raiders есть классная песня - I had a dream. Всем советую :) И да, материал - огонь

Ответить
2

Спасибо огромное за такую подборку, объяснения и экскурс!!!Невероятно!!!

Ответить
1

круть! только вот в фильме играет out of time 1975 года с использованием струнных

Ответить
2

О, спасибо! К сожалению поправить уже не смогу (

Ответить
1

В сцене у бассейна Playboy Mansion героиню Марго Робби за руку ведёт на танцплощадку девушка, очень похожая внешне на одну из солисток The Mamas & the Papas - Касс Эллиот. После этого я весь фильм ожидал услышать California Dreamin' :)

Ответить
1

Нашёл кадр. И да, судя по всему, это как бы она и была.
https://www.imdb.com/name/nm6637304/

Ответить
1

Приятно видеть заинтересованных людей)

Ответить
1

Очень круто, Аня!
Я вот никак не сподоблюсь на музыкальный лонгрид.

Ответить
0

Почему? Помочь чем-то?

Ответить
0

Материала для лонгрида маловато

Ответить
1

Напиши @sergeyzvezda в телегу, вдруг смогу подсказать

Ответить
0

Спасибо) буду иметь в виду

Ответить
1

Нихуя себе. Да это же лонгрид о музле!

Ответить
1

Это как версия того «как все могло бы быть, но не случилось» из альтернативной вселенной. 

Брат 2. За кадром.

Ответить
1

хороший разбор, терь надо еще сам фильм увидеть

Ответить

Комментарий удален

Обсуждаемое
Интернет и мемы
Sony и Disney не договорились о будущем Человека-паука в киновселенной Marvel. Фанаты злятся, грустят и делают мемы
Поклонники боятся, что перезапуск с Томом Холландом ждёт судьба предыдущих фильмов Sony о Человеке-пауке.
Новости
Минпросвещения не поддержало идею Института развития интернета включить компьютерные игры в школьную программу
Добавление новых предметов якобы приведёт к переутомлению учеников.
Разборы
Нехватка местных новостей, закрытие телеканалов и уход в интернет: чем переход на цифровое ТВ грозит регионам
Масштабная правительственная программа оборачивается серьёзным кризисом для жителей дальних точек России.

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovy", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byswn", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-130073047", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=cndo&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudv", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "ccydt", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvc" } } } ]