Музыка
Анна Гласс
16 544

Что за музыка играет в «Однажды... в Голливуде» Квентина Тарантино

И где послушать то, что режиссёр включил в свой девятый фильм.

В закладки

Фильмы Квентина Тарантино отличает внимание к деталям, умение с помощью таких инструментов, как музыка и реквизит, воссоздать атмосферу того или иного периода. Вспомнить хотя бы «Криминальное чтиво» и танец Винсента и Мии под Чака Берри или lap dance в баре из моего любимого «Доказательства смерти». В конце июля он составил внушительный плейлист лучших песен из своих фильмов для Spotify.

«Однажды... в Голливуде» в музыкальном плане не стало исключением для Тарантино.

В материале спойлеров нет.

Good vibrations Америки 60-х

Для Америки это было десятилетие перемен. В первую очередь, речь идет о «британском вторжении», которое начали The Beatles из свингующего Лондона. Они заложили традицию экспорта английской музыки в Америку, превратив столицу Британской империи в мировой центр модных течений. Всего этого не случилось бы, не окажись в свое время в Ливерпуле американских пластинок с модными ритм-н-блюзовыми записями. Для послевоенного поколения, эта музыка стала настоящей религией.

«Все, что вам нужно, – это любовь» — пели Битлз и эта фраза стала настоящим гимном хипповых 60-х. Увлечение Джорджа Харрисона восточной философией привело к тому, что эксперименты Битлз вызвали волну интереса к психоделическому року.

1965 год в Лос-Анджелесе — это время «кислотной» революции и буйного расцвета субкультуры хиппи. Это время англичан The Who, Pink Floyd и The Rolling Stones (к 66-му, пришедших к психоделике) и американцев The Doors, Jefferson Airplane и Дженис Джоплин.

Наряду с психоделическим роком в музыке того периода процветали и другие жанры. Солнечное побережье Калифорнии подарило миру серф-рок (пляжную смесь рокабилли и тропических стилей) и моду на Fender Stratocaster, гитару короля серф-рока Дика Дейла. Он был одним из первых ее испытателей. Его сингл Misirlou (1963) стал хитом фильма «Криминальное чтиво». Его последователями станут The Beach Boys, про которых мы еще вспомним в связи с сюжетом «Однажды в... Голливуде».

Еще одной отличительной чертой десятилетия можно считать, скрытый до поры, сырой гаражный рок, вдохновленный ритм-н-блюзом и психоделикой. Жанр, который тоже имеет непосредственное отношение к Калифорнии. Это была музыка молодых, никому неизвестных групп, большое количество которых появилось, благодаря сравнительной доступности гитар и усилителей в ту пору. По радио они почти не звучали, но в 1963 году случился прорыв. Несколько синглов таких групп попали в национальные чарты, к ним относятся Paul Revere & the Raiders. Одна из их песен закономерно попала в плейлист «Однажды в... Голливуде».

В конце 60-х, в уставшей от психоделики Америке, появляется кантри-рок, а в 70-е набирает популярность фолк-рок (ответвление от британского фолка 60-х). Прощальная песня Битлз «Let It Be», написанная в 1969-м, стала точкой, в которой одна музыкальная эпоха сменила другую.

Музыкант-неудачник Чарльз Мэнсон

Сюжет фильма относится к событиям, произошедшим в Голливуде в августе 1969 года. Вечером 8 августа, участники секты Чарльза Мэнсона «Семья», беспрекословно выполнявшие указания своего руководителя и совершившие к этому моменту целую серию преступлений, убили жену режиссера Романа Полански. Беременную актрису Шэрон Тейт и ее друзей, зверски растерзали в особняке на Сьело Драйв в Лос-Анджелесе. Для района, в котором и двери никто не запирал, это было настоящим потрясением.

Я не буду заострять внимание на деталях преступлений Мэнсона, отмечу только, что даже прокурор, добившийся его пожизненного заключения соглашался с тем, что он обладал определенной харизмой и умело манипулировал теми, кто попадал от него в зависимость. Несмотря на ужасные преступления, он стал своеобразным символом поп-культуры и даже после смерти его слава не меркнет.

Во время судебного процесса высказался президент США:

Перед нами — человек, который виновен, прямо или косвенно, в восьми убийствах. И все же, судя по тому вниманию, которое уделяет ему пресса, радио и телевидение, он представляется чуть ли не героем.

Ричард Никсон

В ответ Мэнсон заявил:

Человек, который обвиняется в убийстве сотен тысяч человек во Вьетнаме, обвиняет меня в том, что я совершил восемь убийств.

Чарльз Мэнсон

После этого он моментально оказался на обложках журналов «LIFE» и «Rolling Stone»:

В общем, к 32 годам у Мэнсона уже было несколько «ходок» за мошенничество, насилие и кражи. В тюрьме один из заключенных научил его играть на гитаре.

Ему даже улыбнулась удача, продюсер Тэрри Мэлчер проявил интерес к его творчеству и обещал поспособствовать в записи альбома. Позднее Тэрри от этого проекта отказался. Несмотря на то, что адвокат пытался использовать этот отказ, утверждая что он сильно задел Мэнсона и был одной из причин убийств, совершенных позднее, сам Чарльз эту версию отрицал.

Любопытно, что особняк, который снимала чета Полански достался им от Мэлчера и его подруги, с которыми они общались. От предыдущих арендаторов даже осталась рождественская гирлянда на заборе, окружавшем усадьбу, которую Полански не стали снимать.

Надо заметить, что в Голливуде к Мэнсону до описанных событий, многие относились нейтрально, а некоторые даже позитивно.

В 1969 году, еще до массового убийства, The Beach Boys выпустили песню — «Never Learn Not to Love» , авторства Чарльза. Их барабанщик Уилсон, вообще позволял Мэнсону и его «Семье» жить в своем особняке и оплачивал все расходы. Он настолько проникся его личностью, что в течение нескольких месяцев потратил на их содержание примерно 100 тысяч долларов.

В 1970 году, до начала судебного процесса, дебютный альбом Мэнсона «Lie: The Love and Terror Cult», все-таки увидел свет. Помог в его выпуске известный роуд-менеджер Фил Кауфман (работал с The Rolling Stones, Джо Кокером, Фрэнком Заппой). Они вместе с Чарльзом сидели в тюрьме в 60-х, какое-то время Фил состоял в его секте.

Помимо продюсирования музыкальных проектов Фил прославился тем, что похитил тело Грэма Парсонса (одного из основоположников кантри-рока) после смерти и кремировал его в калифорнийской пустыне, с чем был связан определенный бугурт.

Для лицевой стороны пластинки была позаимствована обложка того самого «LIFE» от 19 декабря 1969 года с фотографией Мэнсона. Из оригинального заголовка просто убрали букву «F».

Lie: The Love and Terror Cult, 1970 (полностью)

В фильме Тарантино присутствует только один трек с этого альбома — «I'll Never Say Never To Always» и в чем-то я его понимаю.

В 2005 году, находясь в пожизненном заключении, плодовитый руководитель сект записал еще один альбом — «One Mind». Если первый, со скрипом я еще как-то могу послушать, то последнее творение мрачного гения не понравилось совсем.

Многие известные исполнители записывали каверы на песни Мэнсона. В 1993 году Guns N' Roses на альбоме «The Spaghetti Incident?» представили весьма годный кавер на «Look at your game girl».

Про Мэрлина Мэнсона и речи не идет, он и псевдоним-то взял в его честь. В 2018 году Мэрлин Мэнсон и Роб Зомби записали совместный кавер на «Helter Skelter», песню Битлз 1968 года с Белого альбома. Чарльз Мэнсон любил рассказывать, что именно эта песня вдохновила его на убийства, более того в своих проповедях конец света, который планировал учинить, он именовал не иначе как Хелтер Скелтер. Эта же надпись, написанная кровью, встретила полицейских 9 августа 1969 года в особняке семейства Ла-Бьянка, последних жертв членов секты.

Кстати, в официальный сборник саундтреков к фильму «Helter Skelter» не вошла, хотя многие предполагали, что она станет чуть ли не главной песней, которую использует режиссер.

Официальный сборник саундтреков

Once Upon a Time in Hollywood, 2019 Original Motion Picture Soundtrack

Сборник со всем разнообразием представляет эпоху. Тут есть и гаражный рок, и кантри-рок, и психоделика, и фолк, и соул. Правда надо заметить, что для плейлиста выбраны не самые громкие имена и не самые очевидные композиции.

Например, Тарантино выбрал не оригинал культовой песни группы The Mamas & the Papas — California Dreamin’ (1965), а не самый известный кавер Хосе Фелисиано (популярность которому, в свою очередь принес кавер на The Doors). Но так даже интереснее, в этом больше индивидуальности, на мой взгляд.

Еще плейлисте есть саундтреки к старым фильмам: пост-апокалиптической черной комедии «Gas-s-s-s», спагетти-вестерну «Dinamite Jim» и другие, отрывки радио-эфиров одной из первых лос-анджелесских радиостанций KHJ и реклама того времени (например, Summer Blonde AdvertisementCoty Inc.).

В 1965 году для KHJ программный директор разработал новый формат вещания Boss Radio (в первую очередь, для Калифорнии и Гаваев). Он пришел на смену TOP-40, популярному в 50-е и предполагал интенсивное чередование самых значимых хитов, короткие джинглы и меньше разговоров от ведущих в эфире, так что это был расцвет его популярности.

Архивные записи отлично передают атмосферу, окружающую героев, ни одного случайного звука в фильме нет.

Пожалуй, выделю пару песен с альбома, которые мне особенно понравились:

California Dreamin' — Jose Feliciano, 1968
Jenny Take a Ride — Mitch Ryder & the Detroit Wheels
Hey Little Girl — Dee Clark (1959)

Список записей, которые так или иначе можно услышать в фильме, но которые не вошли в официальный плейлист (отмечу звездочкой те, которые самой нравятся):

А еще что-нибудь есть?

Есть сборник каверов на значимые песни того периода. С ним все загадочно. Непонятно кто его составил, непонятно в курсе ли режиссер, но я заметила, что по популярности он не уступает официальному. В 2018 году до выхода картины на экраны, был вброшен еще один сборник с аналогичным по стилю, оформлением обложки.

Once Upon A Time In Hollywood, 2019

Это как версия того «как все могло бы быть, но не случилось» из альтернативной вселенной. Здесь есть несколько песен, которые по-моему были бы не лишними в фильме. Это каверы на «Wheels On Fire»Боба Дилана и «Cocaine»Эрика Клэптона. Кавер на Боба Дилана с альбома мне нравится больше, чем оригинал, его исполнение для меня слишком тягучее. А про «House Of The Rising Sun» (The Animals) и «Paint It Black» (The Rolling Stones) я хочу поговорить отдельно.

House Of The Rising Sun

Знаменитая американская народная баллада «Дом восходящего солнца», относящаяся к broadside ballads (песни, издававшиеся в XVI – XVIII веках на листовках и исполняющиеся на улицах без аккомпанемента).

Версий о том, про какой именно дом в Новом Орлеане идет речь много, но еще больше вариантов ее исполнения (было из чего выбрать). Есть две версии сюжета: в первой повествование ведется женщиной, сбежавшей в Новый Орлеан с пьяницей и игроком и стала там проституткой в Доме восходящего солнца (или заключенной в тюрьме с аналогичным названием); во второй повествование ведется от лица мужчины, предостерегающего от пороков, разрушивших его жизнь.

Именно вторая версия в аранжировке британской группы The Animals (1964), одной из лидеров «британского вторжения», получила бешеную популярность в 60-х. Была включена в Зал славы премии Грэмми и заняла 122 строчку рейтинга «‎500 величайших песен всех времен» по версии журнала Rolling Stone в 2004 году (хотя все мы знаем, что рейтинги ничего не решают).

На этом альбоме ее исполняет сам Эрик Бердон (78-летний солист The Animals). Он же поет Don't let me be Misunderstood — Нины Симоне (1964), но ее сложно превзойти, оригинал мне нравится больше. В 1965 году The Animals уже делали кавер на эту песню, их версия стала одной из самых знаменитых.

The Animals - House of the Rising Sun (1964)

Двумя годами ранее эта песня уже выходила на дебютном альбоме Боба Дилана. Мало того, что он позаимствовал аранжировку у Дэйва ван Ронка (культового американского фолк-певца), который сам планировал ее выпустить, так еще и популярность версии The Animals сделала ситуацию совсем неоднозначной — вариант Дилана начали считать кавером на них.

В общем, этот заход для Дилана был неудачным и долгое время после, он вообще ее не исполнял. Правда, положительно отзывался про аранжировку Бердона и даже говорил, что чуть не выпал из машины, когда впервые услышал ее по радио.

Bob Dylan — House Of The Rising Sun

Это та песня, которая вполне могла звучать в машине любого героя «Однажды в... Голливуде», настолько обсуждаемой и популярной она была.

Paint It Black

Знаменитый сингл The Rolling Stones с альбома Aftermath (1966) на этом альбоме исполняет не очень известная Calli Malpas и ей, как мне кажется, удалось сделать достойный вариант. С кавером на Piece Of My Heart — Дженис Джоплин (1968) она тоже отлично справилась.

Paint It Black (174 строчка рейтинга, все того же Rolling Stone) можно услышать в титрах фильма «Цельнометаллическая оболочка» Стэнли Кубрика и в трейлере Call of Duty: Black Ops III.

На эту песню существует огромное количество каверов. Deep Purple исполняла ее на концертах (хотя их вариант мне не нравится), у глэм-металистов W.A.S.P. есть свой вариант. Есть версия от Лондонского симфонического оркестра (1994), которую иногда ошибочно приписывают симфоник-металистам Apocalyptica. У Сиары есть очень красивый вариант. Даже у Zdob și Zdub есть своя версия.

Повод переслушать оригинал и сравнив, выбрать то, что нравится.

The Rolling Stones — Paint It Black (оригинал)

Мне кажется, что таких Роллингов фильму не хватает, также как не хватает ему и Jefferson Airplane (кавер на «White Rabbit» тоже есть на этом альбоме). Правда, последние скорее визитная карточка «Страха и ненависти в Лас-Вегасе».

Jefferson Airplane - White Rabbit (1967)

Закончу еще парочкой песен с этого альбома, чтобы повспоминать эпоху:

George Harrison - My Sweet Lord (1970)
Simon & Garfunkel - The Sound of Silence (1964)

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы рассказать свою историю.

Написать
{ "author_name": "Анна Гласс", "author_type": "self", "tags": ["\u0442\u0430\u0440\u0430\u043d\u0442\u0438\u043d\u043e","\u0441\u0430\u0443\u043d\u0434\u0442\u0440\u0435\u043a\u0438","\u043a\u0438\u043d\u043e"], "comments": 20, "likes": 83, "favorites": 85, "is_advertisement": false, "subsite_label": "music", "id": 110875, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 14 Aug 2019 14:45:06 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 110875, "author_id": 111689, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/110875\/get","add":"\/comments\/110875\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/110875"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 214348, "last_count_and_date": null }
20 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
10

Музыкальный лонгрид в /Музыке. Однозначно Платина.
*UGC большими буквами*

Ответить
5

Анна Гласс - Хозяйка Лонгридов.
Круто!

Ответить

Комментарий удален

4

Анна Гласс, ты супер! Спасибо за такой подробный материал

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

0

видела его, но в моем тексте официальный плюс то что не вошло и интересный неофициальный, этот для меня лишний был)

Ответить
2

У Paul Revere & The Raiders есть классная песня - I had a dream. Всем советую :) И да, материал - огонь

Ответить
2

Спасибо огромное за такую подборку, объяснения и экскурс!!!Невероятно!!!

Ответить
1

круть! только вот в фильме играет out of time 1975 года с использованием струнных

Ответить
2

О, спасибо! К сожалению поправить уже не смогу (

Ответить
1

В сцене у бассейна Playboy Mansion героиню Марго Робби за руку ведёт на танцплощадку девушка, очень похожая внешне на одну из солисток The Mamas & the Papas - Касс Эллиот. После этого я весь фильм ожидал услышать California Dreamin' :)

Ответить
1

Нашёл кадр. И да, судя по всему, это как бы она и была.
https://www.imdb.com/name/nm6637304/

Ответить
1

Приятно видеть заинтересованных людей)

Ответить
1

Очень круто, Аня!
Я вот никак не сподоблюсь на музыкальный лонгрид.

Ответить
0

Почему? Помочь чем-то?

Ответить
0

Материала для лонгрида маловато

Ответить
1

Напиши @sergeyzvezda в телегу, вдруг смогу подсказать

Ответить
0

Спасибо) буду иметь в виду

Ответить
1

Нихуя себе. Да это же лонгрид о музле!

Ответить
1

Это как версия того «как все могло бы быть, но не случилось» из альтернативной вселенной. 

Брат 2. За кадром.

Ответить
1

хороший разбор, терь надо еще сам фильм увидеть

Ответить

Комментарий удален

Обсуждаемое
Новости
Патриарх Кирилл назвал «греховной» либеральную идею: в её центре — человек, а не Бог
По мнению главы РПЦ, либерализм является формой отказа от власти.
Технологии
«ВКонтакте» представила редизайн мобильного приложения. Новая версия уже доступна по QR-кодам в офлайне
Их можно найти на улицах и в торговых центрах Москвы и Санкт-Петербурга.
Интернет и мемы
Blizzard дисквалифицировала студенческую команду, которая на стриме показала плакат с призывом освободить Гонконг
Так студенты поддержали игрока, которого студия отстранила от соревнований за лозунг в поддержку протестов против Китая.
Популярное за три дня
Новости
«Медуза» нашла спонсора, из-за которого ФБК признали «иностранным агентом». Он не смог объяснить причину перевода
Кикбоксёр из Испании Роберто Монда не ответил на вопрос, как нашёл реквизиты, не зная русского языка.
Новости
Фигурант «московского дела» Айдар Губайдулин уехал из России. Он находится под подпиской о невыезде
Его обвинили в том, что он бросил в сторону силовика пластиковую бутылку.
Истории
«Прекратите провокацию»: как СССР и США едва не развязали Третью мировую войну из-за Карибского кризиса
Конфликт, который максимально придвинул человечество к ядерной катастрофе.

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovy", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byswn", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-130073047", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=cndo&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudv", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "ccydt", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "chfbk", "p2": "gnwc" } } } ]