Музыка
Даша Лейзаренко

От Ланы Дель Рей до Tool: 20 важных альбомов десятилетия по версии редакции и пользователей TJ

Возможно, самый субъективный топ среди всех рейтингов.

За последние десять лет в музыке произошли серьёзные изменения. Хип-хоп и рэп выместил рок из плейлистов молодых слушателей. Вернулись бой-бэнды и ню-метал. Инди-роком теперь нельзя обозначить что-то конкретное — он разделился на мелкие фракции. Жанры стали стираться — звучание, например, Билли Айлиш сложно конкретно охарактеризовать. Среди всего этого выбрать лучшие альбомы десятилетия кажется невозможным, поэтому мы сосредоточились на по-своему важных.

Мы и наши пользователи выбрали по альбому, который им больше всего запомнился за прошедшее десятилетие. Мы не претендуем на объективный обзор и статус музыкальных критиков, а делимся впечатлениями о релизах и призываем рассказывать в комментариях о своих фаворитах. Альбомы расположены в случайном порядке. Плейлисты с избранными треками можно послушать во «ВКонтакте», «Яндекс.Музыке», Spotify или Apple Music.

* * *

Tame Impala — Lonerism (2012)

Роман Слободянюк, пользователь и бывший редактор TJ

Есть исполнители, которые своим творчеством меняют твою жизнь. Таким исполнителем для меня стал проект мультиинструменталиста Кевина Паркера из Австралии. Все песни Tame Impala, которую ошибочно считают группой, написал, записал и спродюсировал он. Ценность его музыки в самом звуке, он уникален и легко узнаётся. Паркер, конечно, не изобрёл новый жанр — неопсиходелический рок, но привнёс в него очень многое. А по мнению издания Genius, Tame Impala стал любимым рок-исполнителем прорывных рэп-артистов десятилетия. Паркер участвовал во множествах коллабораций с известными музыкантами, в том числе с Кендриком Ламаром, A$AP Rocky, Канье Уэстом, Рианной и Тревисом Скоттом.

Неудивительно, что всемирный успех и узнаваемость к Tame Impala пришёл вместе с дебютными студийным альбомом «InnerSpeaker», вышедшим в 2010 году. Он был именно прорывным, с новым звучанием, которого, как говорится, «не хватало». Но альбомом десятилетия считаю именно второй — «Lonerism».

Паркер — мастер слойной композиции. Его можно сравнить с изготовкой какого-то «инопланетного» торта. Когда слой за слоем становится всё разнообразнее и вкуснее. Тоже самое происходит и с его музыкой, и альбом «Lonerism» — это лучший пример.

Lana Del Rey — Born To Die (2012)

Денис Лисовски, пользователь TJ

Я не знаю, как у неё это получилось. Она просто появилась и перевернула всё с ног на голову, не прикладывая особых усилий. Не то она сама по себе такая восхитительная, не то стандартные радиоформаты до невозможности надоели всем вокруг. А, быть может, всё сразу. Но как только вышел «Born To Die», всё незаметно изменилось. Впервые за долгое время появился действительно восхитительный и неформатный поп-альбом. И это была не очередная утомляющая Леди Гага или надоевшая всем Рианна, нет. Это было что-то принципиально новое.

Лана практически в одночасье стала главным голосом десятилетия – в такое просто невозможно было не влюбиться. И даже сейчас, во время написания этого текста, я слушаю «Born To Die» и искренне считаю, что это лучшее, что случалось с музыкой за последние десять лет. Повторял это год за годом и буду повторять снова: боже, благослови Лану. Иногда мне кажется, что мы её просто не заслужили.

Kendrick Lamar – DAMN. (2017)

Анна Бегиашвили, редактор TJ

Кендрик Ламар стал одним из главных хип-хоп исполнителей десятых. Интернет пестрит статьями «Почему Кендрик Ламар — гений?», демонстранты используют цитаты из его песен как лозунги, а альбомы «To Pimp a Butterfly» (2015) и «DAMN.» (2017) получили самые высокие оценки критиков в истории жанра. Несмотря на то, что статус великого обычно приписывают «To Pimp a Butterfly», отдельно выделить хочется именно «DAMN.»: за него Ламар первым из рэперов получил Пулитцеровскую премию. До этого «Пулитцера» в области музыки вручали только за классические и джазовые произведения.

«DAMN.» — очень личный релиз. Исполнитель рассуждает об отношениях с людьми и верой. Как и раньше он озабочен происходящими в обществе процессами. Много отсылок к Писанию, новостям, политическим заявлениям. В первую очередь, Ламара, конечно, волнует афроамериканская тема, что логично — большую часть того, о чём рэпер читает, он испытал на себе. Но искренний посыл и интересную лирику может оценить и человек, никогда не сталкивавшийся с дискриминацией.

Музыкальная составляющая в этом альбоме минималистичнее, чем в предыдущем. В «DAMN.» Кендрик позволяет сосредоточиться на поэтической форме. Но это по-прежнему потрясающие гармонии, смешение стилей и непохожие одна на другую аранжировки. До выхода релиза Ламара уже считали выдающимся исполнителем. После «To Pimp a Butterfly» он как бы перешёл на новый уровень. Но в 2017 году стало понятно, что он выводит на этот уровень жанр в целом.

King Gizzard & The Lizard Wizard – Nonagon Infinity (2016)

Арина Окшус, пользователь TJ

King Gizzard & The Lizard Wizard — это австралийский коллектив, который сформировал Стю Маккензи в начале этого десятилетия. Сначала они играли гаражный и психоделический рок, но потом стали заигрывать с жанрами, форматом и звучанием, придумывать новое, возрождать старое. И в итоге стали одной из самых самобытных групп этого десятилетия.

За время своего существования они выпустили много альбомов: прошлись по акустическому року в «Paper Mâché Dream Balloon» (2015), блюзу в «Fishing for Fishies» (2019), джазу в «Sketches of Brunswick East» (2017), трэш-металу в «Infest the Rats' Nest» (2019), экспериментам с микротональными инструментами в «Flying Microtonal Banana» (2017). Но больше всего мне запомнился «Nonagon Infinity». Они сделали пластинку, где все песни перетекают одна в другую, а конец — в начало, из-за чего весь альбом слушается как одна большая петля. И даже если бы этой фишки не было, музыка достаточно энергична и креативна, чтобы стать моим любимым альбомом десятилетия.

Royal Blood — Royal Blood (2014)

Владислав Копысов, пользователь TJ

Британцы Майк Керр и Бен Тэтчер и поначалу выступали в разных барах в формате открытого микрофона, после чего их заметил лейбл Warner/Chappell Music. Тогда Royal Blood стали регулярно выступать на разогреве у Arctic Monkeys. В августе 2014 года они выпустили дебютный альбом. Коротко о том, как его приняли: самый продаваемый рок-дебют за последние три года в Британии в первую неделю продаж опередил Ариану Гранде и Эда Ширана.

Музыку Керра и Тэтчера сравнивали с Muse и Arctic Monkeys. Сами исполнители говорят, что на них повлияли At the Drive-In, The Dead Weather, Queens of the Stone Age, The Raconteurs и Muse. Дебютный релиз сразу сделал Royal Blood звёздами – по крайней мере, в рокерских кругах. Их первый альбом звучит свежо и одновременно олдскульно. В нём сочетаются блюз-рок и гаражный рок. Второй альбом Royal Blood «How Did We Get So Dark?» приняли холоднее, но дебют вышел настолько ярким, что теперь британская группа часто встречается среди хэдлайнеров больших фестивалей. Когда Керр и Тэтчер анонсируют третий альбом, он точно войдет в списки самых ожидаемых релизов года.

Shortparis — «Так закалялась сталь» (2019)

Таня Комарова, пользовательница TJ

2018 год стал прорывным для ребят из Новокузнецка. Они стали гастролировать по Европе, Кирилл Серебренников пригласил их записать трек для фильма «Лето», Теодор Курентзис позвал выступать на Дягилевском фестивале. А музыкальные критики до сих пор не могут определить, в каком направлении выступает группа. Предполагают, что это поп-панк или глэм-рок, а саму группу сравнивают с «Поп-механикой» Сергея Курёхина.

Каждый трек в альбоме отражает жизнь беспомощного общества. При этом группа не призывает выходить на улицу, скандировать речи и устраивать революцию. Жертва ради вечности и свободы бесполезна. Скорее музыканты обращаются к опере Глинки «Жизнь за царя» и текстам Егора Летова из «Гражданской обороны». Два сингла с альбома — «Стыд» и «Страшно» — символизируют то, с чем сталкивается каждый человек. Страх – проявление инстинкта самосохранения, а стыд – социальное явление. Но группа умудряется показать, что они неотделимы друг от друга.

Death Grips — Money Store (2012)

Дарья Лейзаренко, редактор TJ

Дебютный альбом американской группы из Сакраменто позволил нойзу стать немного более влиятельным жанром в поп-музыке. Часто этот релиз вписывали в рамки «рэп-рок». Но это не рок — он слишком хаотичный и электронный, а напоминающий гитару звук встречается только в одном треке. Если говорить о рэпе, то вокал Стефана Бернетта вряд ли можно назвать ритмичным речитативом. Он находится где-то между spoken word и рычанием, грубый голос в припевах часто переходит на крики. По энергетике Death Grips больше всего напоминают американский хардкор-панк 1980-х, но по звучанию им вправду удалось создать что-то новое.

Экспериментальный альбом словно транслирует бесконечный поток информации, с которым мы столкнулись в десятых годах: здесь столько разнообразных элементов, что релизом сложно проникнуться с первого раза. Но если позволить охрипшему MC Ride атаковать уши сложной лирикой, а барабанщику из нойз-рок группы Hella Заку Хиллу — громкими ударными партиями, то можно отправиться в удивительное путешествие. Уверена, что без этого альбома не появился бы «Yeezus» Канье Уэста.

Joji — In Tongues (2017)

Сергей Исенеков, пользователь TJ

Дебютный мини-альбом «Joji In Tongues», состоящий из шести композиций, — это вечная ода тоске по близкому человеку, депрессии и потере контроля над собой. Произведения Joji, обволакивающие слушателя, рассказывают историю о безответной любви и душераздирающе говорят о проблеме одиночества. Вокал с эффектом реверберации и лоу-файные биты на протяжении всего альбома создают такую атмосферу, будто своим сокровенным делится ваш близкий друг.

На релизе каждый найдёт что-то для себя: в стихах, в спокойной и мелодичной музыке, в гипнотизирующем вокале. «In Tongues», как показали будущие работы Joji, — это смелый шаг на встречу своему стилю и нише, которую он уверенно занимает. Его треки — это идеальный саундтрек для болезненных расставаний и прекрасная история лирического героя.

Tool – Fear Inoculum (2019)

Анна Гласс, пользовательница TJ

Моим покемоном будет пятый студийный альбом Tool. Выбор был велик, но не упомянуть его в подборке было бы непростительным упущением, так что эту миссию я беру на себя. Забавно, что Мейнард Кинан успел, буквально на излёте, вписать альбом, который все терпеливо ждали 13 лет, именно в это десятилетие. Меня он не разочаровал. Вышло насыщенно, узнаваемо, но нафталином не пахнет.

Ожидание альбома Tool, большое количество связанных с этим мемов, бесконечные обсуждения и спекуляции прибавили релизу ажиотаж. Ну и сам «Fear Inoculum» как точка в конце долгой истории — довольно яркая часть музыкального мира десятых. Ярче многих музыкальных новинок десятилетия.

Mike Oldfield — Return To Ommadawn (2017)

Александр Савицкий, пользователь TJ

Майк Олдфилд — один из тех музыкантов, чьё творчество движимо в первую очередь не модой или коммерцией, а его интересами и безудержной тягой к экспериментам. За свою полувековую карьеру мультиинструменталист выпустил три десятка альбомов. Многими из них британец если и не противопоставлял себя современной музыкальной конъюнктуре, то как минимум стоял где-то поодаль.

Его последняя работа «Return to Ommadawn» — это возвращение во многих смыслах. Автор снова обратился к родным для себя формату и жанру: как и оригинальный альбом 1975 года, последнюю свою пластинку Майк записал в одиночку, самостоятельно сыграв партии на более чем 20 инструментах. Олдфилд также невольно вернулся и к уже, казалось бы, забытой боли: в период создания оригинального «Ommadawn» Майк потерял мать, а запись «Return to Ommadawn» омрачилась смертью старшего сына. Поэтому, как и 44 года назад, по-настоящему ощущается присутствие не столько музыканта, сколько человека: его боль, смирение, борьба, желание жить и творить.

«Return to Ommadawn» — это не только оммаж собственной пластинке 1975 года и всему пасторальному инструментальному року как уже забытому жанру. Это ещё и прекрасное доказательство того, что даже в мире победившего семплирования и «музыкальных фотошопов» есть место живым инструментам, выступающим медиумом живых же человеческих эмоций.

Tommy Cash — Euroz Dollaz Yeniz (2014)

Илья Соколов, пользователь TJ

Амбассадор Эстонии выпустил единственный в истории актуальный на Западе русскокультурный рэп-альбом. Гений гоп-китча создал такие произведения, как Baba Yaga и Moloko, но отсылки к происхождению есть практически в каждом треке. В клипе ProRapSuperstar Томми вопит «Э? Давай!» и «Чё? Ну так!», поедая чебурек в кепке с логотипом Российского футбольного союза. В Leave Me Alone (сэмпл взят у начинающей тогда группы IC3PEAK) эстонец греется в ванной на дровах и топчет деревенскую грязь китайскими тапками, пока бабушка кормит его холодцом и хлебушком. Трек Euroz Dollaz Yeniz — настоящее воплощение русской мечты: видео снято на крыше панельки с качками-любителями и в квартире с коврами, где Томми читает текст, держа в руке курицу.

При этом альбом не превращается в одноразовую шутку — желание слушать его не пропадает до сих пор. Благодаря неограниченному сроку годности песни Томми через некоторое время получили признание на Западе, хотя в середине десятилетия он был всего лишь локальным русскоязычным фриком.

Bring Me The Horizon — Sempiternal (2013)

Pipixel XL, пользователь TJ

Десятые — максимально скучное для музыки десятилетие. Небывалое разнообразие исполнителей всех жанров и форм, но в то же время не было ничего по-настоящему важного и прорывного. Музыканты развивали старые идеи, повторяли сами себя или пыталась воскресить мертвые жанры (об этом вам лучше спросить ворчуна Лисовски). Выбрать из этого альбом десятилетия чертовски сложно. Да и «Sempiternal», на самом деле, сложно назвать таковым, хоть это и действительно хороший релиз.

На мой взгляд, лучший в дискографии BMTH. У него узнаваемый звук, породивший последователей и подражателей, он отлично продался, для многих открыл дверь в тяжелую музыку. После группа ударилась в какие-то сомнительные эксперименты. Ничего не напоминает? Да, «Sempiternal» — это «Мeteora» для зумеров.

Этот релиз не приносит ничего нового и не переворачивает игру, он лишь достаточно хорош, чтобы угодить как массовому слушателю, так и любителям потяжелее. А ещё это один из немногих за десять лет альбомов, который не забыли через год после релиза. Живите с этим.

Chase & Status — No more idols (2011)

Новая Папка, пользователь TJ

Здесь должен был быть какой-нибудь другой альбом. Пушечный «Join the Q» от Qemists, замысловатый мрачный «Immersion» от Pendulum, ну или хотя бы брутально-олдскульный «Songs» от Rusko. Хотел даже нарушить правила и написать о релизе Burial «Untrue», который вышел в 2007 году. Но пока я думал, что о них можно написать, решил, что эти вещи — довольно нишевые. Первым в голову пришли Chase & Status.

Альбом выглядит как солянка из разноплановых треков, которые по сути отражают тенденции в EDM того времени. Тут вам гитарный запил под олдовый бэйслайн, и бодрый грайм под гулкие синты, и сентиментальный женский вокал под текстеп — дикие на тот момент сочетания, которые сегодня вряд ли выглядят как что-то экстраординарное. Однако они подвели итоги «переходного» периода в бэйс-музыке конца нулевых-начала десятых.

Billy Talent — Dead Silence (2012)

Роман Трусов, пользователь TJ

Мне, как представителю поколения MTV, было довольно сложно выбрать альбом, который я бы мог назвать альбомом десятилетия. Уж очень неоднородным оно получилось в плане жанров. Тут и закат инди эпохи, и переход альтернативы в совсем нишевый жанр, и взлёт российского рэп-движа, и появление синти-ретро-вейвов. В общем, всего не вспомнишь.

С канадскими панк-рокерами Billy Talent я познакомился в 2012 году, когда вышел альбом «Dead Silence». И с первых же треков я понял, что вот он, голос уходящей эпохи. В этом альбоме было всё, что мне нужно. Медленный трек Stand Up and Run, по-военному чёткий Viking Death March, любовные страдания в треке Hanging by a Thread. По сей день я считаю эту пластинку лучшим альбомом группы. И ни первые три альбома в нулевых, ни «Afraid of Heights» 2016 года не заглушили «мёртвую тишину».

Oxxxymiron — «Горгород» (2015)

Сергей Шевчук, пользователь TJ

Даже не представлял, что выбрать всего один лучший альбом десятилетия окажется настолько сложной задачей. Это занимало все мои мысли на протяжении целой недели. Я не какой-то там меломан, чтобы слушать на постоянно основе сотни различных исполнителей или жонглировать в светской беседе названиями и годами выхода тысяч альбомов, поэтому решил просто прислушаться к внутреннему голосу и остановить свой выбор на том, что появилось в голове в самую первую секунду. Им оказался «Горгород» Оксимирона.

Я не большой любитель рэпа, но «Горгород» — это именно та пластинка, которая ломает для людей стену между жанрами и заставляет даже отъявленных рэп-хейтеров признать: «А ведь это и правда поэзия XXI века, да и ещё какая!». Яркая, образная, насыщенная изящными словесными трюками и интеллектуальными шпильками. Но одна из лучших черт альбома — пронизывающий все треки сквозной сюжет, за 40 минут рассказывающий историю жизни, пересмотра ценностей, падения и бесславного конца писателя средней руки. Идея не новая, но наблюдать за этим персонажем и его миром, обрисованным размашистыми крупными мазками кисти, очень интересно. А треки «Колыбельная», «Накануне» и «Башня из слоновой кости» замечательно чувствуют себя и вне сюжетного контекста.

Ariel Pink — Pom Pom (2014)

James Fields, пользователь TJ

«Pom Pom» — это magnum opus культового некогда андеграундного музыканта, чью карьеру можно охарактеризовать комментарием под одним из его клипов: «Этот чувак станет популярным после смерти». Ариель Пинк, будучи школьником, записал дома на старый магнитофон порядка 500 песен, которые издал на лейбле группы Animal Collective после того, как пожил в хиппи-коммуне и набрался опыта употребления различных веществ. После успешного дебюта в 2010 году и проходного «Mature themes» на «Pom Pom» музыкант вернулся к экспериментальным корням и записал самую эклектичную пластинку в своей карьере, где синти-поп соседствует с готик-роком, а фолк баллады — с сэмплами квакающих лягушек.

Вместе с жанрами меняется и настроение, если в большей части треков чувствуется юмористический и саркастичный тон, то в финальной Dayzed Inn Daydreams можно услышать искренность и серьезность. Стилистически звучание скачет из одной крайности в другую, поэтому за практически час прослушивания невозможно заскучать. Из относительно знаменитых персонажей в записи альбома участвовали французская певица Soko, тяжело больной композитор и продюсер Ким Фоули, одиозная Азилия Бэнкс и бывший барабанщик The Germs Дон Боллс.

Atoms For Peace — Amok (2013)

Митя Простомолотов, пользователь TJ

Том Йорк и Фли из Red Hot Chili Peppers выпустили блистательный, а, самое главное, ни на что непохожий альбом AMOK. С первых аккордов считывается некое «ядро повествования». Цельный, не теряющий актуальности до сих пор и глубочайший по мелодике альбом был записан из «потока» во время трехдневного джем-сейшена.

Это тот самый гений, когда новизна достигается не эпатажем, а новой концепцией. Думаю, до сих пор есть те, кто каким-то образом упустил из вида это музыкальное сокровище. Всё же некоторые вещи в этой жизни попробовать просто необходимо.

The Hatters — Forte&Piano (2019)

Василий Суслов, пользователь TJ

The Hatters бодро ворвались в 2016 году, ловко экспериментируя с множеством стилей и жанров, и придумали уникальный звук, который узнаётся с первых аккордов. В 2019 году выпустили альбом «Forte&Piano» и доказали, что не боятся экспериментов. Начав с разогревов у Little Big, теперь группа собирает стадионы по всей стране и не собирает на этом останавливаться.

В последнем альбоме появляется новый инструмент — пианино, которое поддерживает традиционные для группы скрипку, трубы и барабаны. Изначальный смысл песни, который выцепляешь на первом прослушивании, может радикально измениться при переслушивании. И это, пожалуй, самая важная черта, которая отличает обычную музыку от культовой.

Cult of Luna – Mariner (2016)

Satokoi, пользователь TJ

Во многом вдохновлённый визуальной составляющей «Космической одиссеи» Кубрика, «Mariner» отправляет искать лучшей жизни за пределы холодной планеты, но в космосе нас ждёт лишь неизвестность. На момент релиза проекту Cult of Luna исполнилось уже полтора десятка лет. Несмотря на некоторые эксперименты от альбома к альбому, стиль окончательно застыл на дилогии Vertikal.

Но тут в привычную формулу добавляется новый компонент, а именно коллаборация шведов с американской пост-хардкор вокалисткой Джули Кристмас из группы Made Out of Babies. Её вокальная «биполярочка» добавляет множество штрихов и теней к привычным приёмам группы: делает быстрые сегменты более стремительными, а тягучие переходы куда более вязкими. Постоянная смена тона и ритма, чередование целого спектра голосов не дают звуку оставаться где-то на фоне, каждый раз заставляя сосредоточиться на музыке.

Janelle Monae — The ArchAndroid (2010)

Сергей Звезда, главный редактор TJ

В далёком 2010 году, только выпустив дебютный альбом, 24-летняя Жанель Монэ уже вела себя на сцене как Дэвид Боуи и Элла Фицджеральд в одном лице. И вполне заслуженно. Талант, бесконечная уверенность в себе и пренебрежение категориями — всё это вылилось в работу, которую многие поп-артисты (пусть даже неосознанно) пытались повторить следующие 10 лет.

Чересчур футуристичная попса с магией из свистелок, cопелок и опилок — вот что такое «The ArchAndroid». В начале десятилетия музыкальные критики хвалили Монэ за игру за пределами стилей — от хип-хопа и R&B до фанка, фолка и диско — будто бы не подозревая, что вскоре эти самые жанры перестанут всех волновать. Как мне кажется, свою роль в этом сыграла и Жанель.

* * *

#итогидекады #музыка #tjслушает