Музыка
Даша Лейзаренко

Фанаты Тейлор Свифт затравили критика Pitchfork и распространили её личные данные. Она поставила новому альбому 8 из 10

Поклонники «в шутку» угрожают сжечь её дом и отправляют «проклятья», а от другого обозревателя требуют удалить рецензию, намекая, что знают его адрес.

24 июля лауреатка «Грэмми» и самая высокооплачиваемая артистка в мире по итогам 2019 года Тейлор Свифт выпустила восьмой студийный альбом «folklore». Релиз стал неожиданностью для публики — певица анонсировала его менее чем за сутки. В тот же день она также опубликовала клип и запустила в продажу мерч.

Журналистка Pitchfork, одного из самых авторитетных музыкальных изданий, Джиллиан Мэйпс поставила альбому Свифт оценку 8 из 10. Автор рецензии похвалила певицу за лирику, «кинематографичные» любовные песни и инди-звучание, которое, однако, показалось ей слишком мейнстримовым. В целом журналистке альбом понравился.

Уже есть те, кому принципиально не нравится «folklore», которые думают, что это ещё одна расчётливая попытка Свифт трансформировать свою карьеру (как она посмела). В то же время фанаты считают альбом убедительном доказательством того, что их кумир способен абсолютно на всё (тоже преувеличение).

Хотя это правда, что «folklore» расширяет границы звучания Свифт в неожиданном направлении, но её источники вдохновления кажутся мейнстримовым оммажем «инди», а не инновацией.

Джиллиан Мэйпс

Но фанатов Свифт задела не столько сама рецензия, сколько оценка, которую на Pitchfork ставит не сам критик, а несколько сотрудников издания. При этом они редко ставят самые высокие оценки. «Девятки» за 2020 год получили только альбомы Боба Дилана и арт-поп-исполнителя Perfume Genius. А «десятки» вообще встречаются раз в десятилетие: в 2010 году её поставили «My Beautiful Dark Twisted Fantasy» Канье Уэста, а в 2020-м — «Fetch The Bolt Cutters» Фионы Эппл.

Несмотря на это, поклонники Свифт решили, что из-за такой «низкой» оценки в 8 из 10 баллов может упасть общий рейтинг альбома на Metacritic. К моменту написания заметки рейтинг «folklore» держится на оценке 89.

По данным The Daily Beast, в реплаях под твитом Pitchfork со ссылкой на рецензию Мэйпс поклонники певицы стали публиковать адрес, номер телефона и фотографии дома журналистки. Другие шутили о том, чтобы сжечь её дом.

«Кто-нибудь может сжечь её дом?» / «Проверь мой последний твит»

Часть комментариев с угрозами и харассментом уже удалили, а в оставшихся пользователи критикуют журналистку и утверждают, что альбом заслуживает самой высокой оценки.

В реплаях фанаты Свифт также публикуют странные проклятья с «сатанинскими» фотографиями певицы и текстом на амхарском — государственном языке Эфиопии. Сообщение переводится примерно так: «Любой, кто придет после Королевы Тьмы, Тейлор Свифт, умрёт в одиночестве и будет вечно гореть в огне. В тебя проникнут тёмные страхи и демоны. Ты никогда не будешь счастлив и не уснёшь».

Мэйпс рассказала в своём твиттере, что получила «больше угроз навредить ей, чем успевала прочитать». Она видела, как в реплаях распространяют её адрес, а ночью получила анонимный телефонный звонок с угрозами. Журналистка закрыла свой аккаунт (c её разрешения твиты опубликовали в The Daily Beast), но подчеркнула, что с ней всё в порядке.

Я получила очень много писем с текстом примерно такого содержания: «Ты страшная жирная сука, которая очевидно завидует Тейлор, умри». Я не впервые сталкиваюсь с таким со стороны фанатов поп-исполнителей. Отстойно бояться людей на улице и дёргаться во время каждого телефонного звонка.

Джиллиан Мэйпс

Фанаты Свифт также разозлились на журналиста The New York Times Джона Караманику, который написал в целом хвалебную рецензию, но раскритиковал инди-звучание альбома. В материале издания нет оценки, но Metacritic посчитал его отзыв «смешанным» — будто бы критик поставил релизу 60 баллов из 100.

Фанаты певицы заполонили реплаи под твитом NYT и массово потребовали удалить рецензию. Их основная претензия заключается в том, что Караманика обычно обозревает поп-музыку, а «folklore» — это альтернативный альбом, значит у критика нет достаточной экспертизы. При этом журналист писал рецензии на все предыдущие альбомы Свифт.

При этом в реплаях к твиту Караманики пообещалис ним «разобраться», если рейтинг альбома на Metacritic упадёт, а также публиковали проклятья на амхарском языке. Критик не закрыл профиль и никак не отреагировал на угрозы.

Не все фанаты Свифт присоединились к травле журналистов — некоторые поклонники певицы попросили перестать распространять ложную информацию и даже извинились от лица всего фандома.

Другие, наоборот, только посмеялись над статьями и твитами пользователей, которые освещали поведение фандома, поскольку решили, что угрозы фанатов не стоит воспринимать всерьёз. Поклонники Свифт даже пожаловались на то, что «взрослые люди с работами и верифицированными аккаунтами травят подростков».

В последние годы фанаты поп-музыки используют различные методы, чтобы поднять релизы их кумиров в рейтингах. Они устраивают «стриминговые вечеринки», создают восьмичасовые плейлисты в Spotify с одинаковыми треками, собирают средства на массовую покупку релиза в разных сервисах и на репите слушают альбом, чтобы повысить количество прослушиваний.

Преследование журналистов, которые понижают рейтинг релиза на Metacritic, часть фанатов считает ещё одним способом поддержать артиста. Журналисты высказываются против такой практики и считают, что за такие действия поклонников ответственность несут сами артисты. В Junkee предположили, что Свифт могла бы одним твитом остановить травлю, но она игнорирует ситуацию, а её представители не отвечают на запросы изданий.

В издании отмечают, что музыкантам часто выгодно токсичное поведение фанатов, которые готовы атаковать любого хейтера исполнителя. Так в 2019 году Ариана Гранде, Лиззо и Лана Дель Рей использовали фан-базу протестов против журналистов, которые писали критические рецензии на их альбомы.

Фанаты Свифт не впервые распространяют личные данные критиков певицы и отправляют им угрозы. Летом 2019 года поклонники певицы угрожали убийством комикам шоу Desus & Mero за то, что те пошутили про «очень длинную спину» Свифт. Один из участников дуэта даже связался с ФБР.

Осенью 2019 года во время скандала с владельцами прав на её старые альбомы исполнительница попросила фанатов «рассказать [её бывшему менеджеру] Скутеру Брауну и [владельцу лейбла] Скотту Боркетту, что вы чувствуете» — и поклонники распространили их личные данные. Эти инциденты Свифт тоже не комментировала.

#музыка #разборы #тейлорсвифт #соцсети #харассмент