Музыка
Ullysses Ullysses

От парижских рэйвов до гигантских пирамид. Как Daft Punk меняли электронную музыку и танцевальную культуру

Оглушительная слава и несколько эпохальных альбомов – отслеживаем путь известных электронщиков, объявивших о завершении карьеры.

Дуэт Daft Punk Фото WallsDesk 

После 28 лет сотрудничества и четырёх студийных альбомов, электронный дуэт Daft Punk прекратил своё существование. На YouTube появился клип с названием Epilogue, где музыканты в фирменных нарядах идут по пустыне. Один из них взрывает себя, а другой уходит под звуки из сингла Touch. На экране появляется надпись с годами жизни коллектива – 1993-2021.

Французский дуэт Томаса Бангальтера и Ги-Мануэля де Омем-Кристо стал одним из самых влиятельных коллективов в истории танцевальной музыки. Спрятавшись за серебряными и золотыми масками, Daft Punk выстроили узнаваемый образ – безликих роботов, стоящих за неоновыми установками перед гигантской пирамидой. Уникальная звуковая палитра, сочетающая поп-музыку, техно, диско и хип-хоп, обновила европейскую электронику 90-ых, сделав дуэт пионерами французского хауса.

Daft Punk завоевали любовь публики благодаря тёплому электронному звуку, неповторимому имиджу и ярким живым выступлениям. C Daft Punk сотрудничал ветеран диско Джорджо Мородер, гитарист Найл Роджерс и такие хип-хоп исполнители, как Weeknd и Канье Уэст. Одной из последних работ коллектива стал саундтрек к фильму «Трон: Наследие» – боевику о виртуальной реальности, которому музыканты придали необходимую футуристическую атмосферу.

Homework: коллектив со школьной скамьи

Возникновение дуэта уходит в детские годы Томас Бангальтера и Ги-Мануэля де Омем-Кристо. 13-летние школьники познакомились в 1987 году, когда учились в парижском лицее Карно. Подростки сошлись в музыкальных предпочтениях, оказавшись немногими в средней школе, кому нравились The Beach Boys, My Bloody Valentine, Primal Scream и Velvet Underground.

Подобно многим школьникам-музыкантам, друзья играли в группе и регулярно записывали демо. В 1992 году вместе с Лораном Бранковицем они собирают рок-трио Darlin – название отсылает к треку американской рок-группы The Beach Boys. В рамках инструментальной кавер-группы, музыканты написали четыре песни и выпустили EP, который Дэйв Дженнингс из Melody Maker окрестил «дурацким панковским трэшем».

 Ги-Мануэля де Омем-Кристо (слева) и Томас Бангальтер (справа)

По словам Бангальтера, их первые пробы оказались довольно посредственными. Darlin распались, а Бранковиц ушёл гитаристом в рок-группу Phoenix. Дуэт музыкантов обратился к электронной сцене Парижа, посетив рэйв на крыше центра Помпиду. Впитывая музыку французских танцполов 90-ых, а также чикагский хаус и детройтское техно, Бангальтер и де Омем-Кристо обзавелись синтезаторами и драм-машиной.

К месту оказался и критический отклик об их раннем творчестве – daft punky trash по иронии превратился в Daft Punk.

В 1994 году на лейбле Soma французские электронщики выпустили дебютный сингл The New Wave (позднее переименованный в Alive). Большим открытием для танцевальной музыки стал трек 1995 года Da Funk – первый настоящий хит группы, чья пластинка разошлась тиражом более 30 тысяч экземпляров. Энергичная композиция сочетала мотивы гангста-рэпа с фанком, сопровождая уверенным басом. Выпущенный как 12-дюймовый сингл, трек спустя два года вошёл в дебютный альбом группы.

Неоценимую помощь группе оказал Даниэль, отец Томаса – в 70-ых годах он писал диско-музыку и пробовал себя в качестве продюсера. Отцовские советы помогли коллективу более уверенно продвигаться на сцене современной электроники.

Благодаря рейв-промоутеру Педро Винтеру, Daft Punk подписали контракт с Virgin Records, с которым сотрудничали вплоть до 2005 года. Выпустив Homework, дуэт вдохнул новую жизнь во французскую хаус-музыку и нашёл поклонников в среде британского андеграунда.

Драйвовый альбом представлял собой зажигательное сочетание прогрессивного хауса, электро и фанка, помноженного на брейкбит в стиле хип-хопа. Daft Punk записали альбом в спальне Томаса во время одной из многочисленных музыкальных сессий – отсюда незамысловатое название пластинки.

До тех пор, пока они не надели свои культовые шлемы, пара привнесла мясистый городской хип-хоп в атмосферу хауса, смешивая ароматный вкус диско и разрушительный привкус панка.

Keymag

Фантастический гламур

Бангальтеру и де Омем-Кристо было за 20, когда на них обрушилась известность, а видеоклипы Daft Punk обрели популярность на MTV. Мишель Гондри поставил танцевальное видео к композиции Around The World – одному из самых простых и запоминающихся треков группы. Режиссёр Спайк Джонз также прославил дуэт, сняв причудливый клип к треку Da Funk. Поп-исполнители активно обращались к группе предложениями о сотрудничестве, однако Daft Punk тактично отказывались.

На концертном туре 1997 года музыканты ещё не носили фирменных шлемов, но вскоре преобразовали свой стиль. Дуэт решил, что у них нет необходимости быть в центре внимания, как это принято у большинства звёзд – они стремились, чтобы музыка говорила сама за себя. В индустрии, ориентированной на деньги и славу, коллектив предпочитал безликость и полный творческий контроль. Находясь на пике популярности, Томас признался, что Daft Punk не работали ради денег и не пытались воспользоваться экономическими выгодами.

Выступление Daft Punk в ноябре 1997 года в Дижоне Фото Liberation

Подобный жест поставил Daft Punk в один ряд с немецким квартетом Kraftwerk – пионерами электронной музыки, которые выбрали имидж закрытой группы и считали себя «людьми-роботами». Анонимность всегда была отличительным атрибутом электронных музыкантов – участники детройтского техно-коллектива Underground Resistance также предпочитали скрываться под масками.

В 90-ые годы Daft Punk участвовали в фотосессиях, замаскировавшись в чёрных мешках и жутких масках для Хэллоуина. Позднее музыканты придумали легенду о взрыве в студии, который якобы оставил их изуродованными. С тех пор Daft Punk появлялись в светящихся шлемах и дорогих костюмах, украшенных пайетками и кристаллами (электронщики примеряли смокинги Saint Laurent и сотрудничали с модным домом).

Мы работали c нашим сэмплером и ровно в 9:09 утра 9 сентября 1999 года он взорвался. Когда мы пришли в сознание, мы обнаружили, что стали роботами.

Daft Punk

Тони Гарднер – основатель Alterian Inc, влиятельной калифорнийской компании по спецэффектам, подарил Daft Punk узнаваемый и неповторимый образ. Массивные шлемы и светодиодные дисплеи LED FX были частью ребрендинга Daft Punk как роботов – новшества приурочивали к выходу второго альбома Discovery. Новый имидж дуэт представил в журнале Face за февраль 2001 года – на снимках появились уже не застенчивые юноши, а настоящие сценические герои.

Бангальтер в одном из интервью точно охарактеризовал стиль группы, сказав, что шлемы для Daft Punk были не маркетинговым ходом, как многие думали, а частью эстетики – своеобразным фантастическим гламуром. С тех пор музыканты ни разу не отступили от элегантных образов, напоминавших кинематографических роботов.

Обложка журнала Face с первым появлением Daft Punk в шлемах Фото Daft Punk Anthology 

Своей кинематографичности дуэт нашёл уместное применение – в 2003 году Daft Punk предстали героями аниме «Интерстелла 5555» Лэйдзи Мацумото. А в 2006 они выпустили фильм Electroma – полнометражное роуд-муви, где Бальгантер и де Омем-Кристо пытаются стать людьми и отправляются в путешествие по калифорнийским дорогам. Ленту показали на Каннском кинофестивале – несмотря на экспериментальный характер фильма, он получил тёплый приём критики.

Музыка, фотосессии, кинематограф – всё в творчестве Daft Punk отсылает к научной-фантастике 70-80-ых и её стилю с характерным минимализмом и немногословностью. Музыканты любовно и красочно возрождали то звучание, которые им нравилось в детстве, будь то элементы диско, электро, хэви-метала или рока. Для подобных задач Daft Punk использовали фанковые эффекты 70-ых и старые драм-машины 80-ых.

Discovery: на пике танцевальной музыки

Второй альбом Daft Punk оказался ещё более последователен в ностальгическом курсе. Выпущенный в 2001 году Discovery cоединил французский хаус с жизнерадостным R&B – каждая композиция превратилась в мощный электронный хит, гремя на танцполах Европы и Америки.

One More Time по сей день считается чуть ли не самым легендарным танцевальным треком всех времён, Veridis Quo соединил стиль барокко с мощными синтезаторами, а лаконичный и цепляющий Harder, Better, Faster, Stronger впоследствии попал к Канье Уэсту, чей сэмпл превратился в хит Stronger.

Daft Punk умудрились снова перевернуть электронную сцену, прийдя с гламурным и тёплым звучанием. Бангальтер и де Омем-Кристо сделали музыку более попсовой и рассчитывали не только на завсегдатаев андеграунд-вечеринок – их англоязычная пластинка покоряла весь мир.

Музыканты заигрывали с лирическими мотивами, активно использовали диско-сэмплы, а также применяли вокодер и автотюн – отсюда в Discovery неповторимый компьютеризированный голос. Второй альбом закрепил за французами статус суперзвёзд – их пластинка неоднократно фигурировала в списках главных альбомов десятилетия, а также держались на высоких позициях в международных чартах.

Я думаю, они такие же загадочные и новаторские, как Kraftwerk. Они уходят и исчезают, а их фанатская база растёт.

Дэйв Кларк

Параллельно Бангальтер развивался как самостоятельный исполнитель. Он сотрудничал с Гаспаром Ноэ и создал тревожную звуковую среду для фильма «Необратимость» – одного из самых экстремальных триллеров начала нулевых. Позднее музыкант работал над «Экстазом», где Ноэ воспроизвёл атмосферу и музыку французских рэйвов.

Daft Punk постоянно менялись и переизобретали себя, находясь в поиске нового звучания и стиля. В 2005 году музыканты за шесть недель записали Human After All – третий альбом коллектива, недопонятый и холодно оценённый публикой. Музыкальные критики называли его сырым, а также сравнивали со сборником демо-записей, не подошедшим к предыдущему альбому. Вместо диско-эйфории Бальгантер и де Омем-Кристо принялись воскрешать звучание гаражного рока – поэтому в Human After All доминировали тяжёлые гитары и импровизированные звуки.

Несмотря на повальную критику, Daft Punk подарили несколько заряжающих хитов. Особого внимания удостоилась композиция Human After All с причудливым эффектом автотюна, а также Robot Rock, где электронный сэмпл сочетался с эффектами тяжёлого рока.

Дуэт Daft Punk Фото WallsDesk 

Alive: выступления будущего

Летом 2006 года случилось событие, загладившее творческую неудачу дуэта. После выгодного предложения Daft Punk отправились на ежегодный фестиваль Coachella – выступление в 2006 году открыло мировой тур Alive. Daft Punk не считали себя гастролирующей группой, ограничившись двумя мировыми турами за свою 28-летнюю историю. Но участие на музыкальном фестивале сыграло огромную роль в популярности группы.

Тщательно продуманное выступление с пирамидальной сценой и светодиодными лампами произвело фурор. На световое шоу Daft Punk собралось около 40 тысяч зрителей, а представление часто называли одним из главных событий в мире танцевальной электроники (EDM). Оно задало новую планку в организации EDM-концертов.

Этот дуэт для сцены электронной танцевальной музыки США является тем же, чем Velvet Underground для панка, поскольку трудно представить существующий жанр без них. Кажется, все согласны, что именно тур Daft Punk Alive 2006/2007 направил Америку в сторону танцевальной музыки.

Алексис Петридис

Французский коллектив предстал в качестве талантливых перформанистов-визуализаторов, одновременно напомнив – Daft Punk ещё рано сбрасывать со счетов. Аудитория, которую они собрали на Coachella, помогла группе начать тур.

Вскоре рэпер Канье Уэст записал Stronger – одну из своих самых известных композиций, запросив у Daft Punk разрешение на вокальный сэмпл. Музыканты симпатизировали друг другу: когда Уэст приступил к записи альбома Yeezus, рэпер в первую очередь обратился за помощью к коллективу (в результате Daft Punk спродюсировали три трека из альбома).

Random Access Memories и TRON: назад в диско и ретрофутуризм

В 2010 году Daft Punk приняли предложение Джозефа Косински и написали саундтрек к фильму «Трон: Наследие». Сиквел известного научно-фантастического фильма развил идеи ленты 1982 года, осовременив её с помощью компьютерной графики и новых дизайнерских решений. Заслуга Daft Punk также оказалась велика – их музыка придала фильму футуристический драйв, соединив звучание драм-машин с полноценным оркестром.

Нас интересовали отношения между обществом и технологиями, а также то, как сильно изменилось место технологий в мире. Нам понравилась идея взять классические голливудские партитуры и попытаться противопоставить их электронике и саундтрекам из научной фантастики 1970-х годов с гораздо более мрачной атмосферой.

Daft Punk

При работе над саундтреком дуэт обращался к звучанию Вэнди Карлоса и Джона Карпентера, создавая контраст между подростковым блокбастером от Disney и зловещей атмосферой виртуальной реальности.

Положительного приёма удостоился как фильм, так и саундтрек группы – сопровождаясь мощными электронными ритмами, «Трон» оказался идеальным фантастическим боевиком – в нём уживались холодный футуризм и ностальгия. Daft Punk не упустили возможность появиться на экране. В боевике Косински музыканты сыграли самих себя – футуристических диджеев, одетых в белые костюмы.

В конце декабря 2020 года Daft Punk выпустили расширенную версию саундтрека к «Трону». В полное издание включили девять треков, которых не было в оригинальной партитуре. Выход альбома приурочили к десятилетию кинотеатрального релиза фильма.

Музыканты в фильме «Трон: Наследие» Фото EDM Identity

Последним достижением Бангальтера и де Омем-Кристо стал Random Access Memories – четвёртый альбом музыкантов, ставший большим событием 2013 года. Чтобы оживить музыку и придать глубину, дуэт обратился ко многим исполнителям, пригласив их поучаствовать в записи альбома. В Random Access Memories звучал Найл Рожерс из группы Chic, Тодд Эдвардс, Фаррелл Уильямс, а также отец диско Джорджо Мородер.

Daft Punk вдохновлялись тёплой танцевальной музыкой 70-ых, а также американскими и британскими рок-группами: от Pink Floyd до The Eagles. Амбициозный и дорогостоящий альбом, полный ностальгии и качающих диско-ритмов, стал суммарным достижением французских электронщиков. Трек Get Lucky с нежным вокалом Фарелла Уильямса и гитарами Нила Роджерса занял вершины хит-парадов – у сингла One More Time появился достойный конкурент.

Парижские электронщики уже не ассоциировались с андеграундной сценой фрэнч-хауса. Lose Yourself to Dance, Give Life Back to Music и Giorgio by Moroder превратили альбом в масштабную дискотеку, получив верхнюю строчку в американском Billboard 200.

Международный ажиотаж и премия «Грэмми» за лучший электронный и танцевальный альбом закрепили за Daft Punk статус главных звёзд электронной музыки 2010-ых.

Идея этого альбома заключалась в том, чтобы сосредоточиться на эклектике и разнообразии музыки, которая нам нравится. Мы не мыслили каким-либо форматом о музыке или о музыкальных жанрах, поэтому нам действительно нравится это хаотичное cоприкосновение разных соавторов, разных стилей и разных эпох, на которые указывала музыка.

Daft Punk

Epiloque: влияние Daft Punk на электронную музыку

Триумфальный творческий путь: начав выступать на французских рэйвах с андеграундным техно и эйсид-хаусом, группа пришла к мировой славе. После взрывных концертов, перевернувших танцевальную музыку нулевых, многие музыканты хотели поработать с Daft Punk.

Сплавляя различные музыкальные стили и жанры, дуэт пришёл к эклектичному звучанию. Их дорогостоящие перформансы, равно как музыка с зажигательными сэмплами, смотрели вперёд: они были футуристичными и свежими, но вместе с тем – полными щемящей ностальгии и детских впечатлений.

Танцевальные ритмы и EDM-шоу повлияли на диджея Скриллекса, Дэвида Гетта, хаус-дуэт Justice и многих других музыкантов – доминирование электроники, звучащей на вечеринках Европы и Америки, во многом обязано успеху Daft Punk. После того, как альбомы дуэта прогремели по всему миру, электронная музыка не могла быть прежней – ей требовались огромные арены и мощная сценография.

Daft Punk на вручении «Грэмми» 2014 года Фото The Boston Globe

Несмотря на закрытость, Бангальтер и де Омем-Кристо всегда оставались в центре внимания – поклонники всё сильнее ожидали новую работу. После 2013 года за группой не замечали никакой активности – получив признание, музыканты довели своё молчание до логического конца и объявили об уходе. Событие тотчас же сделало Daft Punk историей – теперь о них говорят в прошедшем времени.

Музыкантам ещё не исполнилось пятидесяти лет, но за их плечами – путь современной электронной музыки, чьё движение Daft Punk определяли с тех пор, как впервые попали на шумные вечеринки начала 90-ых.

Иногда мы действительно чувствуем себя Волшебником страны Оз: мы парни за занавесками, нажимающие на кнопки. Нам нравится идея стимулировать воображение и стирать границы между вымыслом и реальностью.

Daft Punk

Другие материалы об электронной музыке:

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.