Музыка
Виктор Фомин

История Twenty One Pilots: поиск Бога и музыкальная рефлексия о депрессии миллениалов

Выросли в религиозных семьях, получали «Грэмми» в трусах и придумали сложную сюжетную вселенную для своих альбомов.

Фронтмен Тайлер Джозеф  Фото с официальной страницы группы в Фейсбуке

Дуэт солиста Тайлера Джозефа и барабанщика Джоша Дана «выстрелил» в 2015 году, популяризировав с помощью своей музыки возможность более открытого разговора о неуверенности в себе и молодёжной депрессии. Это помогло им приобрести миллионные армии фанатов, но с тех пор музыканты обзавелись семьями, повзрослели и, возможно, сказали на тему «копания в себе» практически всё, что хотели.

Шестой альбом в их дискографии, Scaled and Icy, вышел 21 мая 2021 года после трёх лет затишья. По настроению он более позитивный и мейнстримный, чем предыдущее творчество. Вспоминаем историю группы — действительно ли «пилоты» становятся более взрослыми и скучными, или это их очередная загадка с неожиданным сюжетным поворотом.

Христианская музыка вместо панк-рока

Тайлер и Джош родом из американского города Колумбуса, штат Огайо. Оба родились в 1988 году и воспитывались в многодетных религиозных семьях, а религия оказала существенное влияние на их жизнь. Тайлер c братьями и сестрой учился в христианской средней школе, директором которой был его отец.

У Джоша более консервативная семья и сложный опыт. Ему запрещали слушать рок и смотреть жестокие фильмы. Например, «Терминатора» он смотрел в специальной отцензуренной версии.

Из-за этих ограничений к 14-ти годам Джош открыто бунтовал и практически добился того, чтобы родители записали его в военное училище. Но потом всё же передумали и разрешили ему поставить в подвале барабанную установку.

Тайлер с семьей (первый слева)

Twenty One Pilots никогда не позиционировали себя как христианскую группу (как, например, Skillet). Но Тайлер всегда думал над вопросом «Нужен ли мне Бог?» и периодически ищет ответ на этот вопрос с помощью песен.

Что касается Джоша — с годами он не превратился в ярого противника религии, а стал спокойнее. «Оглядываясь назад, я вижу, что они старались», — рассказывал он зарубежному журналисту про родителей, имея в виду воспитание. И в беседе с каналом 2x2 дополнил эту мысль:

«Не знаю, почему я был таким агрессивным в юности, но это нормально для молодых парней и девушек».

Непростой выбор как начало музыкальной карьеры

У Тайлера дело всей жизни началось со старого синтезатора, который он откопал дома и учился на нём аккомпанировать. В 2007-2008 годах, ещё в средней школе, Тайлер записал и выложил в интернет сольник No Phun Intended c 19-ю песнями.

Поступив в колледж, он начал играть в баскетбол, причем настолько неплохо, что при среднем росте (175 см) мог рассчитывать на спортивную стипендию. Однако отказался от неё, чтобы сосредоточиться на музыке.

В 2009 году Тайлер вместе со студенческими друзьями Ником Томасом и Крисом Салихом выпустил первый независимый альбом группы Twenty One Pilots, записанный в буквальном смысле на коленке. В Огайо альбом продался количеством более 100 тысяч копий, ребята стали достаточно заметной местной группой и начали гастролировать по клубам штата.

Название группы вдохновлено пьесой Артура Миллера «Все мои сыновья», которую Тайлер изучал в колледже. По сюжету пьесы, военный подрядчик отправляет на фронт неисправные запчасти для самолётов и слишком долго боится в этом признаться, из-за чего погибает 21 пилот. Это отражало позицию Тайлера: иногда нужно принимать непростые решения.

Тем не менее, стабильной музыкальной карьеры (а значит — стабильных заработков) у Twenty One Pilots пока не было. А времени и сил группа требовала много. В 2011 году Ник и Крис тоже сделали свой выбор и ушли, чтобы вернуться к учёбе и личной жизни. И здесь в истории появился Джош Дан, с которым Тайлер раньше не был знаком.

Первоначальный состав Twenty One Pilots, слева-направо: Крис Салих, Тайлер Джозеф и Ник Томас

Джош к этому времени самостоятельно научился играть на трубе и барабанах, а вместо колледжа устроился на работу в музыкальный магазин. В нём он проработал около трёх лет, общаясь с музыкантами и пробуя свои силы в качестве барабанщика на подмене. Он отыграл несколько месяцев в группе House of Heroes, пока не вернулся старый участник, взявший отпуск.

При этом Джош понимал, что работает за маленькую зарплату и не имеет перспектив в жизни. Однажды он спросил отца, не считает ли тот его неудачником — на что получил ответ, что отец гордился целеустремлённостью сына.

По совпадению, в этом же магазине работал и Крис Салих (тогда барабанщик Twenty One Pilots), от которого Джош узнал про существование «пилотов» и побывал на их выступлении, которое ему понравилось. Поэтому когда Ник и Крис ушли, Джош быстро нашёл общий язык с Тайлером и бросил работу в магазине, став новым барабанщиком группы.

В том же 2011-м году Тайлер и Джош выпустили второй альбом Regional at Best и пиарили его всеми силами, бесплатно раздавая диски в городе. Энтузиазм позволил им заполнить через несколько месяцев старейший рок-клуб Америки Columbus Newport Music Hall на 1700 мест и отыграть там концерт.

За успехом потянулись лейблы. Twenty One Pilots подписали контракт с Fueled by Ramen и взялись за написание «взрослого» третьего альбома Vessel вместе с опытным продюсером.

Vessel, вышедший в январе 2013-го, не был чем-то новым. Просто лейбл официально перезапустил для более широкой аудитории самиздатовский Regional at Best с некоторыми улучшениями. Тайлер признавался, что альбом делался «без особых ожиданий, что нас кто-то услышит».

Однако релиз внёс свой вклад в развитие и популяризацию коллектива, треки попали в американские и японские чарты, и Twenty One Pilots позвали к себе на разогрев более опытные американские рокеры Fall Out Boys.

Последние дали «пилотам» ряд советов и научили их дружелюбнее относиться к другим ребятам, которые тоже пытаются пробиться на мировую сцену. Благодаря Питу Вентцу из Fall Out Boys Тайлер осознал, что люди могут любить больше, чем одну группу.

Но все эти события — лишь затишье перед бурей.

Внезапная слава и влияние

Весной 2015-го пилоты анонсировали клипы с нового, четвёртого альбома Blurryface. Название альбома — это имя внутренней сущности, которую придумал Тайлер, чтобы визуализировать свои страхи и сомнения.

Чёрная краска на шее и руках Тайлера (в образе альтер-эго) означает, что он всё ещё боится — у него недостаточно хорошо получается петь и играть, он зависим от внешнего окружения и ему не хватает внутренней целостности. Последовательная борьба с Blurryface — стержень альбома.

Одним из клипов становится знаковый Stressed Out, который вскоре начнёт играть по всему миру из каждого утюга.

В тексте песни Тайлер сокрушался о том счастливом времени, когда дети мечтают о космосе и звездах, а потом в их жизнь врывается суровая действительность со всеми её стрессами в виде работы и кредитов на образование.

В последней части клипа исполнители лежат на кроватях, а их семьи — отцы, матери, сестры и братья, одетые в чёрное — кричат им:

«Вставай, пора зарабатывать деньги!».

Посыл песни вызвал огромный отклик у молодёжи. Глядя на Тайлера — субтильного, стеснительного парня — было несложно проецировать песни «пилотов» и на свои личностные проблемы. Музыканты даже периодически надевали в клипах и на концертах лыжные маски, чтобы «обезличить» свои песни и сделать их более общедоступными.

Поэтому многие фанаты чувствовали, что они «не одни», и часто их благодарность выражалась во фразе «Twenty One Pilots, вы спасли мою жизнь».

Stressed Out собрал за четыре года миллиард прослушиваний на Spotify, альбом Blurryface стал одним из самых продаваемых в мире, а все его треки — «золотыми» (первый в истории релиз, добившийся такого результата).

В январе 2016 журнал Rolling Stones выпустил статью про Twenty One Pilots с заголовком «Самое большое открытие прошлого года», и в этом же году их позвали участвовать в записи саундтрека для фильма «Suicide Squad» — так появится песня Heathens.

Одним из самых узнаваемых моментов в карьере группы стало получение «Грэмми» в 2017 году в трусах — музыканты рассказали, что когда-то в шутку договорились получить премию только в таком виде, хотя в те времена даже и не мечтали, что реально достигнут этого уровня.

В целом с вердиктом Rolling Stones cогласились многие, но критики также отмечали, что «пилоты» достаточно сложны для жанровой классификации. В их музыке встречаются и смешиваются рок, поп, регги, альтернатива и другие форматы.

Тайлер смеётся, когда слышит об этих трудностях и подтверждает, что если оценивать группу только по перечню жанров, не слушая сами песни, то подобный компот со стороны действительно выглядит непривлекательным.

После отгремевшего хайпа по Blurryface пилоты замолкли на три года, и в 2018-м году выпустили пятый альбом The Trench — одновременно и интерактивный квест, и эстетический эксперимент.

Дело в том, что Trench появился полноценный сюжет. По задумке Тайлера, его альтер-эго Blurryface, которое фронтмен победил, теперь переключилось на других людей.

Blurryface превратился в персонажа по имени Нико и создал город Дема. Это метафорическая темница для разума, которой управляют девять «епископов», олицетворяющих разные страхи и пороки. Побег из города означает освобождение (выход из депрессии), а сбежать узнику помогают другие ранее освободившиеся «бандитос» — люди, связанные с творчеством Twenty One Pilots.

Город Дема

Тайлер вложил в Trench огромное количество смысловых и визуальных отсылок. Даже сам выход альбома сопровождался намёками и зашифрованными посланиями на специальном сайте dmaorg.info, разобраться в которых могли только фанаты (тут находится полный разбор) или очень дотошный человек. Вышедшие клипы с альбома тоже нужно расставить в правильном порядке, чтобы уловить последовательную сюжетную логику.

Критика и обычные слушатели приняли альбом позитивно. Ёмко высказались те же Rolling Stones для Metacritic, написав:

Эмоциональные дети перестали крутить ручки радио, и альбом получился более целостным, с более качественным звуком.

А для людей, увлечённых поисками глубокого смысла, квест вокруг Trench тем более лёг на благодатную почву.

Взрослый — значит «скучный»?

После Trench пилоты опять сделали трёхгодичную паузу. И 21 мая 2021 года выпустили свой шестой альбом, Scaled & Icy, который отличается по настроению от предыдущих.

Звук и визуал — более позитивные и светлые. Для сравнения — эстетика Scaled & Icy и Trench:

Кроме того, в песнях постепенно смещается фокус. Если раньше Тайлер тревожился за себя, то теперь он беспокоится и о семье:

Проживая жизнь, ты находишь ответы на всё больше вопросов. Обязательно настанет то время, когда мне больше нечего будет сказать. Мне всегда было интересно, когда же это случится. В какой-то момент я просто начал вдохновляться другими вещами. Сегодня меня вдохновляет дочь.

Тайлер Джозеф

Некоторые критики назвали Scaled & Icy аккуратной мейнстримной работой, а некоторые — попросту безликой. Но, возможно, этот альбом — попытка музыкантов повзрослеть и уйти от старых тем. Как написала одна фанатка в комментариях на русскоязычной странице во «ВКонтакте», посвящённой Twenty One Pilots — «Клёво, что человек находится в светлом периоде своей жизни и грустно, что ты полюбил их за мрачную и депрессивную сторону».

Правда, всегда остается шанс что Тайлер и Джош всех разыграли и этот альбом — фасад, прикрытие чего-то более мрачного, как иллюзорное благополучие в Матрице. Определенные предпосылки для такого варианта развития событий существуют: некоторые исследователи думают, что Scaled & Icy это «реклама» всё того же города Дема из Trench, своеобразный клоунский фестиваль. И что скоро выйдет второй альбом-продолжение, который раскроет «настоящую действительность».

#творчество #мнения #профиль #лонгриды