Музыка
TJ

Музыкальная толерантность: бывший диджей о том, почему к чужим вкусам надо относиться как к расе и полу

30 июня компания Apple запустила стриминговый музыкальный сервис Apple Music, главной особенностью которого стали рекомендации, вручную составляемые кураторами. Получив бесплатный доступ к огромной библиотеке музыки, пользователи тут же начали делиться своими находками и плей-листами в соцсетях, что неизбежно вызвало полемику о вкусах.

Столкнувшись с одним из таких споров, бывший диджей и креативный директор коммуникативного агентства OMGCA Юра Скифф написал для TJ колонку о том, что критиковать чужие музыкальные предпочтения — всё равно что унижать человека за его пол или расу.

Юра Скифф

Астрологи объявили о запуске сервиса Apple Music — количество записей о музыке в соцсетях выросло вдвое. А где посты о музыке, там и споры о музыкальных предпочтениях. Наткнувшись на одну из таких дискуссий о группе Years & Years, где оппоненты обсуждали, какая музыка говно, а какая нет, я решил вставить свои пять копеек.

10 июля у британцев из Years & Years вышел дебютный альбом «Communion»

Пять лет я был диджеем. Настоящим. Клубы, гастроли по городам России, друзья-диджеи, записки с танцпола от редких юных фанаток. В начале я играл попсовый хаус, потом стал чаще общаться с андеграундными диджеями, которые привили мне любовь к текхаусу, дипхаусу и техно.

Нигде нет таких жарких споров про музыку, как в диджейской тусовке.

Споры были частые и жаркие: начиная с полемики о качестве «саунда» на виниле и mp3 и заканчивая позорными разговорами о «правильной» и «неправильной» музыке. О том, что коммерчески успешный, популярный «саунд» продажен, ужасен, Девид Гетта «вообще лох», а слушают его только недалёкие или глухие люди, а вот андеграундное берлинское техно — для умных, просвещённых, интересных людей.

Эти дискуссии втягивали в себя всех окружающих и могли длиться часами. Согласитесь, у каждого человека есть своё собственное мнение по поводу любой музыки. Реже всего это «не понимаю» или «мне нравится», куда чаще — «это вышка» или «как это говно можно слушать?». У большинства людей на любой момент времени в голове есть зафиксированная мысль, что они прекрасно разбираются в вопросе, а их понимание качества и красоты музыкальных произведений является единственно верным и непоколебимым.

Сколько раз мы подходили к девушкам, просили вытащить наушник и дать послушать, а через секунду с разочарованием морщились, потому что это «Руки вверх» или Skrillex. Сколько раз заходили в чужие аудиозаписи, листали вниз, не понимали, как это вообще можно слушать, и кидали в личку Apparat, со словами: «На вот, отведай правильной музяки».

Когда диджейская стезя мне стала неинтересна, наступила пора долгих размышлений. Это произошло в момент прослушивания дабстепа и трапа, чтобы понять, что это такое и почему собирает стадионы. Естественно, первая же мысль, которая пришла мне в голову, как человеку разумному, взрослому и опытному: «Что это за говнище? Как можно слушать этот бессмысленный набор звуков?».

Немного остыв, я понял — во все времена старшее поколение всегда ненавидело музыку молодых. Точно так же наши отцы негодовали по поводу Metallica, Nirvana и «тунц-тунц-тунц» на закате девяностых. Всё то, что сейчас для меня считается «ретро» и «музыкой молодости». Отцы отцов так же не понимали The Beatles, Хендрикса и Queen.

Я пришёл к выводу, что если в музыкальном мире есть понятие «брезгливости», то должно быть точно такое же понятие «толерантности», как и в остальных сферах. Если музыка нам непонятна, если она вызывает тошноту, это не значит, что она не имеет права на существование. В последнее время я стараюсь быть уважительнее и относиться с пониманием к любым музыкальным предпочтениям.

— Что это за звуки?
— Это Рианна.
— Ну что ж, наверняка в этом что-то есть.

Если у трека есть хотя бы один фанат, значит, трек имеет право на жизнь. Если трек во всех топах — это какая-то очень интересная попса, которая приходится по вкусу большинству людей. Значит, что эта музыка хороша для большинства, значит она кого-то трогает, волнует, радует, танцует и так далее. Это хорошо. Это профессионализм.

Мы можем обсуждать качество записи звука, качество исполнения, сложность композиции, семплы, длительность. Мы можем обсуждать самого исполнителя или группу. Их характер, их личную жизнь, поведение на публике, стиль, красоту речи. Но никак не можем вешать ярлыки на финальный продукт.

Всё вышесказанное относится по большей части к мелодии, к набору звуков. Не хочу примешивать к этому тексты песен. Речь не о смысле или поэзии, а о восприятии звука.

Единственный спорный момент во всей этой истории — контингент. Музыка всегда эволюционирует на очень юных слушателях, это время бунтарства, это время волнений. Именно они голосуют SMS-ками, покупают постеры, просят денег у родителей на альбомы, пишут на форумах, кричат и плачут в первом ряду фан-зоны на концертах молодых артистов. Мы (люди постарше) не хотим себя с ними отождествлять.

Мы не хотим говорить, что наш вкус совпадает со вкусом 14-летних. Это не хорошо и не плохо — это данность.

Но нельзя забывать, что вообще все артисты постарше и группы изначально и поднимались юными нами. Все «линкин парки», все «металлики», все «нирваны» и «оффспринги». У той же Nirvana главный хит был про школу. Та самая Nirvana, про которую сейчас сорокалетние говорят: «Вот это была музыка, не то, что ваши унц-унц-унц и Бибер».

Остаётся открытым и вопрос статистики. Если, допустим, мы узнаем, что русский шансон слушает население с IQ ниже 80, то, естественно, нам такая музыка не понравится. Но, положа руку на сердце, нет-нет, да и я подпою под «Золотые купола» или «Хоп, мусорок». А «Гоп-стоп, мы подошли из-за угла» Розенбаума знаю почти наизусть.

Возьмём аналогичный пример из другой субъективно оспариваемой сферы — сексуальных предпочтений или расовой принадлежности. На улице стоят два гомосексуала и обнимаются (пусть просто обнимаются, не будем травмировать вашу фантазию лишними подробностями).

Многим из нас в такой ситуации становится неуютно. Делают ли эти люди что-то аморальное? Что-то незаконное? Нет. Если бы вместо одного парня была девушка, чувствовали бы мы неприязнь? Нет. Если бы это были две красивые девушки, мы бы ещё и сфотографировали на память. Но перед нами два парня, и внутри нам становится неприятно, хоть головой мы и понимаем, что в этом смысла ноль.

Казалось бы — ничего необычного, не надо заострять внимание, но нет — становится противно. Воспитание, привычки, общество, всё это сделало нас агрессивными ко всему, что идёт вразрез с нашими предпочтениями. Так и с музыкой. Дома я слушаю инди-фолк и хочу, чтобы все его слушали. Ты слушаешь Бибера? Я буду ненавидеть тебя, презирать тебя, тыкать пальцем. Буду преследовать тебя и всю твою семью. Но это неправильно.

Потому что это музыка. Субъективная штука, хоть ты обосрись,
Юра Скифф,
Специально для TJ

#Колонка #музыка #колонки #Apple_Music #Юра_Скифф