Музыка
Кирилл Мажай

TJ слушает: 8 музыкальных новинок сентября

Танцевальный альбом Антохи MC, возвращения LCD Soundsystem и The Killers, а также обманчивая пластинка The National.

​TJ продолжает выпускать ежемесячные музыкальные обзоры. В финале каждого месяца мы рассказываем о музыкантах, которых много обсуждали в минувшие 30 дней — благодаря альбомам, новым песням или клипам. В этом выпуске — несколько возвращений статусных рок-групп, женский рэп и молодая российская музыка, о которой стоит составить мнение.

The Killers

Проблемы идентичности Брэндона Флауэрса

Новый альбом «Wonderful Wonderful» группы The Killers вышел после перерыва, за время которого солист Брэндон Флауэрс успел записать ещё один сольный альбом. Хотите вы этого или нет, но к 2017 году The Killers окончательно стали приветом из прошлого – период «Sam's Town» и «Hot Fuss» прошёл уже давно (хотя песня «Mr. Brightside» с 2004 года ни разу не покинула британские чарты), а хиты такого же уровня группа уже вряд ли запишет. Сейчас складывается ощущение, что The Killers давно должны были распасться, но что-то (к примеру, деньги) всё ещё держит их вместе.

Впрочем, «Wonderful Wonderful» похож скорее на ещё один сольник Флауэрса, чем на полноценный альбом The Killers. В клипах видно преимущественно его одного, а почти весь остальной состав группы, хоть и участвовал в записи альбома, отказался выступать с ним в туре. Другое дело, что харизмы одного Флауэрса хватает с лихвой, а лучшие моменты на «Wonderful Wonderful» случаются тогда, когда он отрывается на полную. К примеру, песня «The Man» сперва может показаться стадионным рок-гимном о том, как хорошо быть богатым и красивым мужиком. На деле же она оказывается скорее пародией на агрессивную маскулинность, что хорошо видно в ироничном клипе — от Флауэрса уходят женщины, он проигрывает все деньги в казино и понимает, какой всё-таки нелепый неудачник.

Будь новая пластинка такой целиком, вопросов бы не возникло. Но, к сожалению, больше половины релиза — это заунывные и шаблонные треки, которые и так серьёзно повредили предыдущим альбомам. Одна из закрывающих песен называется «Have All the Songs Been Written?» — возможно, в случае The Killers, лучшие песни действительно закончились.

The National

Американский рок в лучшем его проявлении

После выхода альбома «High Violet» в 2010 году The National заочно получили статус классической американской рок-команды. Выбравшись из жанра альт-кантри, они превратились в сложную гитарную группу, с серьёзными настроениями, замысловатыми партиями и кучей струнных на фоне. Со времён альбома «Alligator» они каждый раз умышленно записывали примерно одну и ту же пластинку (по их словам, им всегда нравились группы, которые стоят на своём), но каждый раз всё масштабнее, драматичнее и громче.

Новый альбом «Sleep Well Beast» поначалу может показаться уходом от этой формулы. Впервые за много лет в музыке The National нашлось место чему-то новому, будь то электронные элементы или длинные гитарные соло. Но за всем этим прячется группа, ничуть не изменившаяся изнутри. Они по-прежнему сочиняют медленные самоуничижительные песни об отношениях и духоподъёмные о жизни и смерти, очень завуалированно поют о политике (The National поддерживали Барака Обаму и Хилари Клинтон) и делают неочевидные отсылки, сэмплируя в одной из песен советника Джорджа Буша-младшего.

Если упростить, The National каждый раз записывают не то чтобы один и тот же альбом, а скорее ещё один вариант Mr. November — наверное, их лучшей песни, которая включает в себе всё, за что любят группу. Учитывая уровень, с которым у них по-прежнему получается это делать, запала хватит ещё надолго.

Туве Лу

Провокационный шведский поп о сексе и любви

Шведская певица Туве Лу в прошлом году штурмовала радио и телеканал «Европа Плюс» с песней «Cool Girl», а также выпустила альбом с говорящим названием «Lady Wood». На обложке Туве засовывала руку себе в штаны, что хорошо характеризовало пластинку – это была максимально томная поп-музыка о сексе, любви и прочих подобных вещах с женской точки зрения. До конца года у Туве должно выйти продолжение альбома с не менее говорящим названием «Blue Lips», а в сентябре появился cовсем уже кричащий первый сингл «Disco Tits».

На этом треке Туве снова​ поёт о сексе, только на этот раз под наркотиками, описывая всё очень подробно. «Disco Tits» похожа на что-то среднее между «I Feel It Coming» The Weeknd (в которой канадец поёт примерно о том же самом) и «New Dorp. New York» SBTRKT — то есть немного жестковатая, но всё ещё мейнстримная поп-музыка. Большим хитом со своим текстом «Disco Tits» вряд ли станет, но для танцполов в самый раз.

«Пасош»

Молодёжный рок о том, как трудно быть молодым

«Пасош» — одна из центральных групп так называемой «новой русской волны». Этот феномен набрал обороты во многом благодаря фестивалю «Боль» и характеризует все молодые и грязные рок-группы, поющие на русском (так как петь на английском больше не модно). «Пасош», в отличие от коллег по цеху, хоть и тоже выступают на «Боли», но существуют будто бы вне какой-либо музыкальной тусовки. Для модных инди-групп они слишком панк-рок, а для панка — слишком модная инди-группа. «Пасош» застряли где-то посередине. Про фанатов массового русского рока тоже речи не идёт — просто посмотрите на комментарии к статье о группе на «Медузе».

Тем не менее «Пасош» играют очень актуальную рок-музыку, что слышно на их третьем альбоме «Каждый раз самый важный раз». С одной стороны, их уже спокойно можно сравнивать, допустим, с американскими группами вроде Cloud Nothing, The Hotelier и Joyce Manor. С другой стороны, такие сравнения не очень подходят, так как «Пасош» не только гораздо однообразнее, но и гораздо ближе своей публике. Они поют о вечеринках, концертах, пьянках и просмотрах сериалов до утра, играют простые аккорды, неразборчиво бормочут что-то в микрофон и копируют гитарное соло из песни Джеймса Бланта «You’re Beautiful». Такая вот рок-музыка для расхлябанных двадцатилетних.

Если вам всё это не близко, то просто по факту «Пасош» — отличный пример того, как может жить молодая группа в России. Они ездят в большие туры с солд-аутами, выступают на фестивалях, штампуют мерч и умудряются выживать на эти деньги, будучи группой всего с 40 тысячами подписчиков во «ВКонтакте». Свой образ жизни они не скрывают, спокойно рассказывая о нём в интервью — кто бы мог подумать, что можно жить за счёт музыки, если ты не эстрадный певец.

Kedr Livanskiy

Электроника московских окраин на американском лейбле

Яна Кедрина начала выкладывать свою музыку под псевдонимом Kedr Livanskiy осенью 2014 года. По началу это были расплывчатые песни, у которых и слов не разобрать (слишком много эхо) и танцевать под них невозможно (бит улетает куда-то далеко). Вскоре её первые релизы подобрали на американском лейбле 2MR, о певице активно начали писать крупные музыкальные блоги. Дальше по накатанной — тур по США, высокие оценки на Pitchfork, микс для сайта Fader и первый полноценный альбом. То есть привычные для успешного западного артиста вещи, но с одной поправкой — Яна Кедрина живёт в Москве и поёт на русском.

Яна быстро стала самой неочевидной и интересной частью отечественного «музыкального экспорта». В отличие от других музыкантов, пытающихся быть как можно западнее для Запада, Кедрина делает максимально аутентичную электронику, вдохновлённую, как она говорит, окраинами Москвы, Сергеем Курёхиным и поздним советским периодом. При этом, если западный слушатель услышит на альбоме «Ariadna» что-то среднее между ранней Grimes и нынешней Джесси Ланцой (с которой, кстати, Кедр выступала в США), то отечественный скорее вспомнит рейвы и вдохновлённую ими поп-музыку 90-х.

Princess Nokia

Бунтарский рэп о фаст-фуде и социальных проблемах

Принцесс Нокиа, она же Дестини Фраскери — американская рэперша пуэрто-риканского происхождения, которая вышла из самых «низов» испанского Гарлема. В прошлом году она прославилась дерзкой и экстравагантной песней «Tomboy», в которой под громогласный бит читала о своих «маленьких сиськах и толстом животе». Трек появился на микстейпе «1992», а в этом месяце вышла его делюкс-версия — большинство песен уже не совсем новые, но менее интересным он от этого не становится.

Принцесс Нокиа зарекомендовала себя как бунтарка, раздвигающие социальные и культурные нормы для женщин, читающих рэп. Дестини читает о латиноамериканских стереотипах и репрезентативности в медиа; говорит в интервью о СПИДе в своей семье и снимает клипы о женской дружбе; даёт пощёчину на концерте фанату, который крикнул непристойность в её адрес. При этом Нокиа не скатывается в остросоциальный рэп с серьёзным лицом. На «1992» есть песня про Китану из игры «Mortal Kombat», про модную одежду, ну и трек «Chinese Sleepers», в котором Нокиа кричит названия фаст-фуд брендов.

LCD Soundsystem

Мрачное возвращение легендарной группы нулевых

Наверное, нет более важной группы для инди-музыки нулевых, чем LCD Soundsystem. В своё время они смогли сочинить песни, актуальные практически для всех — не важно, закоренелый ли вы рокер или сходите с ума по однообразному хаусу.

В 2011 году группа распалась, но уход оказался лишь временным, нужным для отдыха и, возможно, повышения продаж билетов в последнем туре (этот слух они потом опровергали). Фронтмен группы Джеймс Мерфи пять лет занимался какой-то ерундой, сайд-проект Джона МакКлина записал ещё один непримечательный альбом, клавишник Гэвин Рассом стал трансгендером, все остальные ничем заметным не занимались, а интерес к реюниону рос с каждым годом. И он случился.

«American Dream» получился, вероятно, самым мрачным и взрослым альбом LCD Soundsystem. Большинство песен похожи на группу The Cure периода альбома «Wish», если бы Роберт Смит слушал больше хауса и диско. Почти все треки длятся в среднем пять-шесть минут, Мерфи завывает низким голосом, синтезаторы гремят, настроение упадническое. Несмотря на то, что LCD практически всё время играли примерно то же самое, теперь у них получилось переизобрести себя для новых непростых времен. «American Dream», конечно, нельзя назвать целиком политическим альбомом, но тревога и озлобленность в нём чувствуется.

Антоха MC

Самый русский из новых музыкантов с альбомом для танцев

Сентябрь был удивительно урожайным для новой русской музыки, но не стоит забывать про ещё одного героя местной сцены — Антона Кузнецова, более известного как Антоха MC. На четвёртом альбоме «Советы молодожёнам» он, как и было обещано в старых интервью, двинулся в сторону танцевальной музыки. Песни Антохи нравятся не всем — в первую очередь из-за текстов, в которых он сталкивает язык, будто отобранный у Платонова или Бабеля, с чем-то из детства и чем-то с улиц (а улицы эти как будто из фильма «Курьер»). Тем, кто избавился от травм, нанесённых телевидением девяностых, и научился принимать русскую культуру такой, какая она есть, Антоха явно понравится. А кого-то могут смутить более легковесные, чем ранее, аранжировки. Правда, теперь они стали и более продуманными.

Благость Кузнецова — особая. Такую в местной музыке днём с огнем не сыщешь. Она либо притягивает, либо вызывает отторжение, третьего не дано — и от этого зависит, понравятся ли слушателю балалайки, впервые примерно с «Русского альбома» Бориса Гребенщикова грамотно вплетённые в музыку.

В Антохе нет клюквы, но есть какая-то инаковость — и если его прошлый альбом «Родня» заставлял думать и вспоминать о русской музыке восьмидесятых, то этот просто призывает танцевать. Антоха поёт «эта музыка сделана для лайфа», представляется слушателям на четвёртом по счёту альбоме в треке «Антоха» и доходит до невероятных высот в работе с текстом и музыкой в «2х2 = 5» и «Сладком чае». На его концерты уже слишком быстро раскупаются билеты, и «Советы для молодожёнов» показывают, почему.

Текст: Кирилл Мажай, Артём Макарский

#музыка #тжслушает