Музыка
Роман Персианинов

Что происходит с китайской хип-хоп индустрией на родине: вместе с громкой популярностью пришла цензура

Недавно зародившаяся в стране индустрия столкнулась с надзором — ругаться в песнях нельзя, на телевизионные передачи ходить запрещено, но можно хвалить правительство.

Китайский рэп-исполнитель PG One, попавший в центр скандала за оскорбление женщин в своей песне. Фото Reuters

За последние несколько лет китайская рэп-индустрия выросла из небольшого подполья в многомиллионную сферу со своим собственным шоу. Вместе с этим к культуре возрос интерес правительства, которое теперь не только цензурирует тексты рэп-исполнителей, но и открыто заявляет о своей неприязни к этой культуре.

Блокировки треков

Отдельные рэп-исполнители существовали в стране с начала 2000-х, но из-за низкой популярности на родине стремились уехать в западные страны. Власти не проявляли интереса к индустрии до 2015 года, когда по запросу Министерства культуры китайские музыкальные приложения удалили 120 песен. В основном это были треки, записанные около 10 лет назад.

«Первый раз маленькой девочки», «Я хочу заняться любовью» и «Это гребаное общество» — это несколько названий песен, попавших под блокировку. По словам тогдашнего министра культуры, произведения «пропагандировали непристойность, насилие, преступность или угрозу общественной нравственности».

Власти вернулись к рэпу в конце 2015 года, выпустив песню о борьбе с коррупцией. В январе 2017 года партия вновь наняла молодых рэп-исполнителей для записи песни «Это наше поколение», поздравляющей жителей страны с праздниками.

«Рэп Китая»

Самый знаменательный момент для китайской хип-хоп индустрии произошёл в июне 2017 года. Крупнейшая стриминговая платформа iQiyi запустила шоу «Рэп Китая» (The Rap of China), которое за четыре часа с момента выхода первой серии посмотрели 100 миллионов человек. К концу месяца проект увидели 1,3 миллиарда раз, а его участники, некогда подпольные исполнители, стали звёздами.

«Хип-хоп внутри ДНК всех людей», — говорит 22-летний участник передачи Ван Итай, уже собравший клуб фанатов. Недавно ему начали предлагать первые рекламные контракты, хотя ещё несколько лет назад хип-хоп культура словно не волновала Китай. К осени шоу посмотрели больше 2,68 миллиарда раз, а в местных социальных сетях стали встречаться фразы «дисс» (высказывание неуважения одного исполнителя другому в песне) или «фристайл» (импровизация в рэпе).

Борьба с непотребными исполнителями

9 января 2018 года в социальных сетях стали массово обсуждать исполнителя PG One и его песню двухгодичной давности Christmas Eve. В ней автор рассказывает об употреблении наркотиков и грубо отзывается о женщинах. О песне вспомнили на фоне участия автора в «Рэпе Китая». Сначала в неуважении женщин музыканта обвинили пользователи Weibo, а затем Китайская женская ассоциация. Она указала на «уничижительный» характер песен в отношении женщин и осудила певца.

За этим последовала реакция государственного издания Xinhua News Agency. «Исполнитель, не уважающий индустрию и аудиторию, не заслуживает того, чтобы занимать место на хип-хоп сцене», — заявили представители СМИ. В знак извинений PG One пообещал удалить непотребные песни, но вместо этого из музыкальных приложений пропали все треки исполнителя. Ему также запретили далее участвовать в «Рэпе Китая».

Китайский рэп-исполнитель и звезда шоу «Рэп Китая» Чжоу Янь. Фото Reuters

Десять дней спустя в схожую ситуацию попал 30-летний рэп-исполнитель Чжоу Янь, известный как Gai. Он приобрёл большую популярность после музыкального шоу «Певец» (по структуре похож на российский «Голос») и занял второе место в «Рэпе Китая» (первое досталось PG One). 19 января исполнитель без объяснения причин покинул проект, а из китайских видеохостингов пропали ролики с выступлениями певца.

Меньше чем через неделю после ухода Яня Государственное управление по делам печати, издательства, радио, кино и телевидения Китая запретило транслировать по телевизору передачи с участием рэп-исполнителей и людей с татуировками. Под запрет также попали «безвкусные и вульгарные» музыканты, якобы порождающие атмосферу декадентства в стране. Как пишет Times со ссылкой на китайские СМИ, вместе с новым указом из стриминговых сервисов пропали песни ещё нескольких рэп-исполнителей.

За пару недель до ухода PG One и Gai с программы, которая ещё недавно сделала их звёздами, другой участник «Рэпа Китая» Сунь Баи выпустил первый в 2018 году сингл. Он называется «Великолепный Китай» и отчасти пересказывает новую правительственную доктрину. «Все знают, что миссия Китайской коммунистической партии — это поиск счастья для людей и великого расцвета для нации», — поёт исполнитель в начале песни. В отличие от PG One и Gai, он проиграл в «Рэпе Китая» и покинул шоу.

#китай #культура #музыка