Музыка
Сергей Звезда

Итоги-2018: Музыкальные альбомы и клипы года

Субъективно о том, что редакция TJ слушала все 12 месяцев.

Кадр из клипа «This Is America» Дональда Гловера или Childish Gambino

В 2018 году TJ не так часто писал о новой музыке: обычно мы объясняли события, выходящие за пределы индустрии, отмечали казусы в музыкальной сфере, следили за ужесточением цензуры, а порой и говорили со знаковыми артистами.

Тем не менее, многие редакторы к концу года сформировали личные топы новой музыки. В итоге каждый выбрал для себя один или несколько лучших альбомов, а внутренним голосованием мы определили самые примечательные клипы. Есть и альтернативный топ от наших читателей.

14 альбомов года по версии TJ

Kids See Ghosts — Kids See Ghosts

2018 год — это год Канье Уэста (снова). Как продюсер и как рэпер он поучаствовал, кажется, везде: выпустил сольник «ye», спродюсировал альбом Pusha T, организовал премию Pornhub и, наконец, сколотил дуэт Kids See Ghosts со старым другом Кидом Кади. Оказалось, что вместе два психопата (один лежал в рехабе, второй жаловался на биполярное расстройство) способны создать настоящий музыкальный шедевр.

Признаюсь, Кид Кади, наверное, мой самый любимый американский рэпер. Он неуклюже поет, постоянно экспериментирует и очень искренне рассказывает о своей жизни. Мне это близко. В 2018 году Кади, кажется, преодолел личные проблемы и благодаря мастерству Канье сделал прекрасные, жизнеутверждающие песни на стыке жанров. Даже на «Грэмми» эту пластинку отправили как от жанра рок — настолько эти двое по-своему видят музыку.

Автор: Николай Чумаков

This Wild Life — Petaluma

This Wild Life — не очень известная акустическая группа из Калифорнии, которую кто-то может знать по довольно популярным каверам на Bring Me The Horizon и A Day To Remember. Дуэт из двух парней начинал с поп-панка, но со временем пришёл к фирменному акустическому звучанию, где есть место и светлым эмоциям, и какой-то теплоте, а порой — пронзительности и мрачности.

Альбом Petaluma не стал исключением: лёгкие песни о любви сменяются на истории о преодолении и попытках утешить человека, который подвергся сексуальному насилию. Может, группу и слушают всё меньше с каждым новым релизом (у лучшего сингла из альбома 2014 года 15 миллионов прослушиваний в Spotify, а у сингла из Petaluma нет и двух миллионов), но для меня это однозначный альбом года.

Автор: Евгений Кузьмин

Noize MC — Хип-хопера «Орфей и Эвридика»

В эпоху стриминга люди отучились слушать музыку альбомами: сервисы сами составляют подборки-мэшапы, напоминают об отдельных треках, контента становится больше, а времени — нет. Но «Орфей и Эвридика» — не обычный альбом, это связанная сюжетом последовательность песен, имитирующих оперное повествование на тему сюжета из древнегреческой мифологии. Иван Алексеев (Noize MC) в очередной раз продемонстрировал своё высочайшее мастерство сплетения смыслов при помощи хлёстких рифм и при этом умудрился удачно адаптировать античную историю под реалии баттл-рэпа. И тем самым снова доказал, что истории, основанные на общечеловеческих ценностях, вечны.

Хотя общая длительность альбома — 72 минуты, я прослушал хип-хоперу целиком от начала до конца раз 40, а отдельные треки затёр и до больших дыр.

Сильнее всего меня удивило отсутствие полноценной видеоверсии — есть лишь запись репетиции. Треки имеют настолько искусное аудиооформление (чего стоит одна вставка с Ургантом), что фантазия сразу хочет их визуализировать.

Автор: Никита Лихачёв

Jorja Smith — Lost & Found

После смерти Эми Уайнхаус, после ухода Лорин Хилл и Алиши Кис на второй план я долго искал именно такую музыку — R&B и соул c уникальным и соблазнительным женским голосом, внеконтекстными историями и долей авантюрности.

Дебютный альбом Джорджи Смит уже можно ставить в рамочку — это 12 песен, среди которых нет ни одного лишнего звука. Самые яркие: наставление для подростков и отказ от ностальгии в Teenage Fantasy, а также лучшее описание отношений с полицейскими в Blue Lights. Lost & Found успокаивает, но бросается противоречиями, топит в доброй грусти, но заставляет танцевать даже тех, кто этого не умеет.

Автор: Сергей Звезда

Grizzly Knows No Remorse — GKNR

В 2018 году ни один русскоязычный хип-хоп альбом не удивил так, как один альбом из забытого рок-жанра. GKNR существуют больше пяти лет: за это время они прошли путь от «русских Guns N’ Roses» до «той группы, играющей южный метал». Ещё в начале года я бы назвал их одной из любимых, но просто бодрой группой из России с сумасшедшими лайвами.

Но в GKNR музыканты перешли на русский язык — это поменяло систему координат: теперь у них не просто бешеные рифы, разрывная перкуссия и громогласный вокал, но ещё и особенные тексты. Депрессивные, полные темноты и душевного крика, раскрывающие то, насколько далеко можно упасть — именно то, что было нужно.

Автор: Николай Чумаков

Horus — «Прометей роняет факел»

Я просто очень рад, что в русском рэпе кроме фрешменов с кубиками льда и прочими «Я взял твою бу» есть Horus, он же Луперкаль. Наверное, на этом я мог бы закончить мини-рецензию, но раз есть целый абзац, то я ещё отмечу фирменную мрачность, поэтичность и злободневность текстов. Это очень подкупает — хочется вслушиваться в каждую строчку. И они не только погружаю в атмосферу какой-то безысходности, но и приглашают присоединиться: «Прыгай, голову очертя, ведь всё равно всё сгорит к чертям».

Автор: Евгений Кузьмин

AnnenMayKantereit — Schlagschatten

Единожды услышав AnnenMayKantereit, никогда не спутаешь их ни с кем. В основном, конечно же, из-за характерного вокала Хеннинга Мэя. Именно с его кавера на Roxanne и началось моё знакомство с этой группой. Есть и ещё кое-что, что отличает лирику этой немецкой банды от всего, что я слышал до сих пор.

AnnenMayKantereit начинали петь на улицах и в парках, а потом очень быстро взлетели на вершины чартов. Однако привычка выступать в самых неподходящих местах никуда не делась и стала фирменным стилем. Даже клипы их нового альбома 2018 года Schlagschatten отсняты так: группа выступает то у какой-то захламлённой стены, то на городской площади, то вообще стоя посреди реки. И всё это перемежается с кадрами бэкстейджа.

Такая напускная небрежность в сочетании с очаровательной немецкой лирикой и незабываемым хриплым тенором Мэя совершенно меня покорили. Спасибо 2018 году за этот альбом.

Автор: Анатолий Чиквин

АлоэВера — «Алимоно»

«Я могу сопротивляться танцем. Что ты сделаешь с такими горячими, дядя? Ну, скрути, пока мы скачем», — уникальный пример нестандартного отклика на происходящее в России от инди-группы, которая и не думает отказываться от своего стиля. Но «Алимоно» — это ни в коем случае не политический альбом, а тёплый и уютный рассказ о личных переживаниях и ошибках. Излюбленный приём, беседа с выдуманным героем от лица женщины или мужчины, остался на месте.

Автор: Сергей Звезда

Комсомольск — «Дорогие москвичи»

Давайте сразу проясним — я послушал группу «Комсомольск» до того, как Навальный сделал их мейнстримом. За это спасибо нашему редактору лонгридов Роме. Песни «Комсомольска», ну или хотя бы EP «Дорогие москвичи» — такой себе инди-поп с женским вокалом и историями про Москву, парк «Зарядье» и Садовое кольцо, что мне, как жителю Красноярска, не очень близко. Но всё это необычно перекликается с инфоповодами и мемами.

У какой ещё группы на трёх песнях смешаются Илон Маск, отсылки к Ждуну и Летову, Мартин Алексеевич и фраза «Успокойся, я не из Чечни, чтобы передо мной ты постоянно извинялся»? Большой вопрос — как это будет звучать через год. Но сейчас мне всё нравится.

Автор: Евгений Кузьмин

Travis Scott — Astroworld

Дисклеймер: у Astroworld столько же баллов по моей секретной системе координат, сколько, например, у XXXTentacion. Но от Трэвиса я как-то ничего не ждал, а в итоге как будто первый раз влюбился. Не потому что готов отбить парня у Кайли Дженнер, а потому что впервые полюбил его творчество.

Astroworld ждали минимум три года. На пластинке почти нет самого Трэвиса, зато есть полная энциклопедия современного хип-хопа: сказочная баллада («Stop Trying to Be God»), сладкая песня на будильник («Wake Up»), бэнгер с заедающим вступлением («Stargazing») и, конечно, бэнгер с Дрейком («Sicko Mode»). Можно не слушать ни один альбом за год, запустить Astroworld и быть более-менее в курсе.

Автор: Николай Чумаков

Монеточка — «Раскраски для взрослых»

Есть у меня одна проблема (особенность?) — я почти не слушаю новую музыку, особенно по альбомам. Иногда друзья присылают мне какую-то свежую песню, но никакой привычки нет. За 2018 год «альбомно» я слушал только группу «Комсомольск», о которой по-соседству рассказывает наш специалист по мемам Женя, и «Раскраски для взрослых». И продолжаю делать это с какой-то периодичностью.

Трудно пояснить, что меня так цепляет — возможно, как и многих, восхищает то, что Монеточка из девочки-мема превратилась в новую поп-звезду. Мне не нравится композиция «Каждый раз», и я был бы счастлив, если бы вместо неё так часто по радио, в телевизоре и где угодно звучала другая песня — «Русский ковчег». В этой довольно ироничной (как и всё у Монеточки) песне смешано множество всего, но её центральная тема — это любовь к родине.

Я не фанат патриотических композиций, но эта песня меня особенно трогает. Чувствуется, что Лиза ценит страну, где живёт, и готова в будущем искренне говорить как о её больших плюсах, так и о больших минусах. А это уже многого стоит.

Автор: Роман Персианинов

Prodigy — No Tourists

Prodigy уже много лет играет плюс-минус одну и ту же электронную музыку, но в то же время не снижает планку качества. No Tourists стал седьмым альбомом коллектива. Ожидаемо группа не показала ничего кардинально нового, однако вновь выпустила 10 зажигательных композиций, которые ничем не хуже остального творчества Prodigy.

После выхода альбома я видел много претензий, мол, коллектив уже давно занимается самокопированием. Даже если так, не вижу в этом ничего плохого. Во времена, когда всё вокруг стремительно куда-то движется, иногда хочется слушать новую музыку, про которую заранее всё знаешь. Не всем же превращать каждый альбом в уникальный перфоманс — иногда это просто те же песни, но по-другому.

Автор: Дамир Камалетдинов

Alessia Cara — The Pains of Growing

Канадская соул-певица прославилась песней Here, которую написала после неудачной вечеринки в 16 лет. Ближайший по смыслу российский аналог — «Пчёлки» от ATL. Но если первый альбом Алессии Кары был эдаким «Трудным возрастом», то второй оказался уже куда более взрослым и осмысленным. Взять хотя бы синглы: Not Today про тяжёлое душевное состояние или Growing Pains про боль, не дающую спать по ночам. Но это не «розовые» мотивационные поп-лозунги вроде Меган Трейнор, а искренний автопортрет в духе Мелани Мартинез.

Автор: Сергей Звезда

Thomas Mraz — Hangover

В 2018 году почти не выходило классных поп-альбомов на русском языке, а многие из тех, что вышли, написаны украинцами. Thomas Mraz (настоящее имя — Алмас Гатаулин) хоть и позиционируется как рэпер с объединения Booking Machine, но его пластинка Hangover — чистая, современная и качественная поп-музыка.

Если кратко, на альбоме есть песни под разную категорию слушателей. Танцевальный хит («Ты меня не понимаешь»), трогательная баллада о любви к маме («Твой сын»), немного жуткий трек в стиле группы The Police («Бу!»), провокационная коллаборация с Наадей («Кто ты такой?») и дань уважения вдохновителю Weeknd («Будь собой»). Hangover — это альбом из 16 равноценных треков с не банальными текстами и западным звучанием. Такое не стыдно услышать по радио в такси.

Автор: Николай Чумаков

20 клипов года по версии TJ

LCD Soundsystem — oh baby

Childish Gambino — This Is America

The Carters — Apeshit

Хаски — «Поэма о Родине»

Drake — God's Plan

alyona alyona — «Рибки 2»

Tierra Whack — Whack World

XXXTENTACION — SAD!

IC3PEAK — Смерти Больше Нет

Kanye West & Lil Pump ft. Adele Givens — «I Love It»

Justin Timberlake — Filthy

Vince Staples — FUN!

The Black Eyed Peas — Big Love

Ленинград ft. Глюк’oZa (ft. ST) — «Жу-Жу»

Cardi B, Bad Bunny & J Balvin — I Like It

Kendrick Lamar, SZA — All The Stars

The Prodigy — Timebomb Zone

Монеточка — 90

Justin Timberlake — Say Something ft. Chris Stapleton

Little Big — SKIBIDI

#альбомы #клипы #итоги2018