Музыка
Сергей Звезда

Почему в музыкальном стриминговом сервисе нет любимой песни и почему не подходят рекомендации

Российские поклонники «Короля и Шута» и Rammstein годами ждали полных и легальных дискографий, но получили их только сейчас. На это есть не только юридические причины.

Тилль Линдеманн Фото Westfalenpost

Одна из главных претензий к легальным музыкальным стриминговым сервисам заключается в ограниченности их каталогов. В них зачастую не хватает как отдельных песен, так и целых релизов самых разных артистов. И это далеко не всегда связано с понятием эксклюзивов, которые в сфере потоковой музыки встречаются куда реже, чем в онлайн-кинотеатрах.

Зачастую сервисы объясняют нехватку конкретной музыки тем, что ещё не договорились с правообладателями, или тем, что артисты слишком консервативно относятся к стримингу. Один из самых свежих примеров: лишь в начале марта полная дискография «Короля и Шута» появилась в «Яндекс.Музыке», Apple Music и Google Play.

Полное собрание релизов Rammstein стало легально доступным в российском стриминге только вечером 28 марта. Немецкая рок-группа долгие годы выступала против такого способа распространения музыки и, к примеру, лишь в 2017 году договорилась с Apple Music.

Руководитель проектов «Яндекс.Музыки» Дмитрий Родин рассказал TJ, как музыка попадает в стриминг-сервис, почему в нём могут быть недоступны разные треки и почему слушатель может оказаться недоволен персональными рекомендациями.

Дмитрий Родин Фото пресс-службы «Яндекса»

Почему дискография «Короля и Шута» появилась в стриминге лишь сейчас

Мы не могли получить контент от правообладателя, причём не только мы, но и все остальные сервисы тоже. В чём заключались проблемы, лучше спросить у правообладателя «Короля и Шута».

Мы не скрываем, а просто не знаем, по каким конкретно юридическим причинам лейбл не мог нам гарантировать наличие прав на каталог. Когда эти проблемы были решены, мы сразу получили каталог и разместили его.

«Король и Шут» был одной из самых востребованных групп, которой у нас не хватало. Мы ведём статистику, каких исполнителей у нас чаще всего просят пользователи: «Король и Шут» был в топе по запросам долгое время. Когда мы добавили группу в «Яндекс.Музыку», то в соцсетях произошла большая шумиха. И группа уже в первый день попала в чарт.

Важнейший фактор появления таких групп, как «Король и Шут» связан с ситуациями, когда исполнитель и его менеджмент даже не догадываются, что их песни так сильно ждут. Что есть огромная аудитория, которая готова за это платить как деньгами, так и вниманием.

Мы говорим им о том, что нас постоянно просят пользователи добавить их каталог, поэтому им нужно скорее решить проблемы. Говорим, что это им будет выгодно.

Почему в стриминге так долго не было Rammstein, а заодно и The Beatles с Metallica

Возможно, вы слышали, что Rammstein считается в индустрии группой, которая издревле не любит идею стриминга. Уже в 2011 году, когда я пришёл в «Яндекс.Музыку», были разговоры о том, что у нас их не хватает, а все пользователи просят. На тот момент Rammstein верил не в стриминг, а в сценарий скачивания треков за деньги (on-demand).

С годами каталог Rammstein всё-таки стал появляться на отдельных глобальных стримингах, таких как Apple Music и Spotify. Сейчас мы находимся в той точке, когда группа открывает каталог для локальных игроков. Для Rammstein «Яндекс.Музыка» именно локальный игрок, хоть и работает не только в России. В этом заключается отличие от «Короля и Шута»: тут не было никаких юридических проволочек, всё зависело от желания группы.

Все эти годы мы с нашим партнёром — в данном случае, это российский филиал Universal Music — доносили до Rammstein всеми возможными способами, что они стали самой востребованной группой пользователей «Яндекс.Музыки». Больше, чем Rammstein, нас ничего не просили. Вода камень точит, схема в итоге сработала. Мы бы хотели, чтобы это произошло раньше, но лучше хотя бы сейчас.

Дело здесь не в нас и не в Universal Music Russia, а конкретно в Rammstein. Эту группу тяжело убедить в том, что есть локальный сервис «Яндекс.Музыка», которому нужно отдать свой каталог. Мы договаривались по разным сценариям поддержки, о том, как будем представлять каталог и о том, и как много пользователей потенциально в нём заинтересованы. Присылали разные цифры. Это не то, чтобы проволочки, а долгий процесс убеждения группы, который наконец-то увенчался успехом.

Я бы сказал, что это часть тренда, когда музыканты перестают окончательно бояться стриминга. Мы как пользователи понимаем, что стриминг завоевал мир, но долгие годы популярные музыканты ему не доверяли. Rammstein не единственный пример.

Несколько лет с момента запуска «Яндекс.Музыки» у нас не было в каталоге The Beatles. Как обычно, не было и у остальных сервисов, потому что The Beatles эксклюзивно размещалась на iTunes и верила в скачивание песен. В определённый момент наследники или правообладатели группы увидели в стриминге пользу и возможность заработка, поэтому открыли каталог для всех стриминговых платформ, включая нашу.

То же самое было с Metallica. У нас шесть лет не было этой группы по тем же самым причинам. Потом, видимо, Metallica стало понятно, что за стримингом будущее и они открыли свой каталог. По моей оценке, группа Rammstein последняя большая группа, которая была в сомнениях и ей нужно было что-то доказывать.

Как музыка появляется в стриминг-сервисе

Этот процесс целиком автоматизирован. Уже много лет нет людей, которые физически загружают треки. Артист загружает её либо в систему лейбла, либо в систему дистрибутора и агрегатора. С этого момента всё может проходить по разным цепочкам.

Как музыка может попасть в стриминг-сервис

1. Артист → мейджор лейбл → местный офис лейбла → сервис (например, мировые звёзды вроде Арианы Гранде)
2. Артист → дистрибутор → сервис (от мировых звёзд до неизвестных артистов)
3. Артист → инди-лейбл → мейджор лейбл или дистрибутор → сервис (Бьорк или Иван Дорн)
4. Артист → стриминг (самая редкая схема)

Скажем, у Ивана Дорна есть лейбл Masterskaya, на котором он выпускает треки свои и близких по духу музыкантов. Они сотрудничают с одним из дистрибуторов или агрегаторов. Трек появляется в системе дистрибутора, а потом скачивается в нашу систему. Он содержит в себе ряд данных: название, год выпуска, жанр, дата, которая может быть с точностью по времени. Этот контент может быть скачан заранее, храниться в базе «Яндекс.Музыки» и открыться ровно в тот срок, который артист указал при загрузке в систему.

Наша задача заключается в том, чтобы заключить договорённости о лицензировании контента со всеми площадками (речь о лейблах или других компаниях, которые занимаются менеджментом артиста — прим. TJ), куда артист может загрузить свои треки. Ещё в том, чтобы обеспечить ситуацию, при которой трек найдёт нужных слушателей. Это делается с помощью рекомендательных систем и редакции.

Почему пользователи жалуются на плохие рекомендации

Изначально музыкальные сервисы в интернете были каталогами. Я сам сидел на пиратских сайтах. Ты заходишь на букву «R» и находишь Rammstein, либо в поиске вбиваешь название. Ты знал, что ищешь. А если не знал, то ты не понимал, как пользоваться этим сайтом.

Позже начали появляться внутри этих сайтов подсказки для пользователей в виде плейлистов и чартов, тогда же и появилась «Яндекс.Музыка». Это была первая робкая попытка помочь пользователям ориентироваться в этих бесконечно растущих миллионах треков. Сейчас это всё развивается молниеносно (рекомендации в сервисе работают в том числе в редакторских плейлистах, что Spotify пока ещё тестирует — прим. TJ).

У нас основной рекомендательный продукт — умные плейлисты. «Плейлист дня» обновляется ежедневно, другие плейлисты — раз в неделю. Это те персональные плейлисты, в которые ты заходишь и там заведомо ждёт та музыка, которая тебе понравится. Они составляются на основе предпочтений и поведения на сервисе.

Мы знаем, какую музыку ты любишь. Ты можешь подсказать своим поведением, что нравится, а что нет — паузами, пропусками, повышением громкости. А подавляющее большинство не знает, что хочет.

Люди приходят на музыкальные сервисы не за песнями, а за эмоциями. Они чаще всего об этом даже не догадываются. Они хотят получить эмоцию от хорошей музыки. Её не обязательно достигать конкретно Rammstein или «Королём и Шутом», а можно довериться рекомендательным системам.

Не всегда пользователи дают явные сигналы о том, что они любят, а что нет. Мы стараемся доносить до наших пользователей идею о том, что они вместе с нами являются авторами собственных музыкальных рекомендаций. Если люди много лайкают ту музыку, которая им нравится, то для нас это важный сигнал, который позволит нам сделать годный плейлист уже на следующий день. То же самое с негативными сигналами. Если тебе что-то случайно не то попалось, то, пожалуйста, расскажи нам об этом и нажми кнопку «не нравится». Это помогает улучшать продукт в прямом эфире.

У тех пользователей, которые ничего не делают, а молча обижаются, получив не подошедшую к моменту песню, рекомендации могут страдать.

Это тоже не rocket science: с этим сложнее, но реально что-то сделать. Можно научиться рекомендовать музыку даже таким людям, которые не дают обратной связи.

Как стриминг-сервисы убеждают популярных музыкантов

Прежде всего, мы показываем цифры, потому что общаемся не с самими музыкантами, а с их менеджерами, которые цифрами мыслят. Мы довольно крупный музыкальный сервис, поэтому нам часто достаточно показать свою аудиторию.

Мы можем показать расширенную статистику по тому, как часто спрашивают об артистах. Её ведём по двум источникам. Пользователи «Яндекс.Музыки» могут воспользоваться обратной формой на сайте и написать, что хотят услышать. Кроме того, интересуемся, что о нас пишут в интернете – в соцсетях, сторах. Это складируется и ранжируется, а потом отправляется музыкантам в доказательство, что, если они разместят каталог у нас, то достигнут успеха, потому что их ждёт готовая армия фанатов.

Мы рассказываем партнёрам и правообладателям о наших рекомендательных технологиях, которые говорят о том, что, возможно, сейчас люди не ждут именно вашу музыку, но они слушают что-то похожее. Если мы порекомендуем им ваш контент, то он пользователям с большой вероятностью зайдёт и понравится.

В таких ситуациях очень часто помогают пользователи. Когда слушатели пишут нам, это звоночек. Но важно, чтобы люди писали об этом и самим артистам. Точно были случаи, когда в соцсетях музыкантов спрашивали о появлении на «Яндекс.Музыке», и спустя время каталог у нас появлялся. Я не могу точно сказать, что он появлялся из-за этих комментариев, но точно знаю, что это помогает.

Как стриминг-сервис работает с остальными артистами, в том числе с небольшими

Как легальный сервис мы должны лицензировать музыку. Мы не можем просто скачать её себе и загрузить. А лицензируем мы музыку с двух основных больших источников: крупные лейблы (например, Universal Music, Warner Music, Sony Music), а также более маленькие дистрибуторы и агрегаторы. Это посредники, к которым артисты загружают музыку, которую музыкальные сервисы забирают на легальных основаниях — уже имея договор с дистрибутором.

Артист может что-то загрузить в систему дистрибутора, и буквально в тот же день эта песня появится у нас и на других площадках. По факту я об этом дольше рассказываю, чем это происходит.

Как стриминг-сервисы работают с «посредниками» в лице дистрибуторов

Артист платит дистрибутору или агрегатору за размещение музыки, чтобы не договариваться с каждой площадкой отдельно, например, со «ВКонтакте» и Apple Music. Каждая площадка сотрудничает с конкретными дистрибуторами, список которых обычно находится в открытом виде. В случае «Яндекс.Музыки» это, например, Freshtunes, The Orchard, Believe Digital, TuneCore и CD Baby.

Как и с лейблами, мы должны заключить лицензионный договор на весь их каталог. Крайне редко идёт речь только об одном артисте, треке или альбоме. Когда мы подписываем договор и получаем право размещать каталог дистрибутора, то всё, что загружено в его систему с разрешением на «Яндекс.Музыку», может появиться у нас. Музыканты сами указывают, на каких площадках хотят разместиться.

Мы лицензируем у правообладателя весь каталог, за что платим по разным схемам и разные суммы. Я не готов в это вдаваться. Этот каталог состоит из разных артистов: в одного дистрибутора могут входить сотни тысяч. Мы платим правообладателю, а он — артисту. В итоге деньги слушателей за подписку возвращаются музыкантам через лейблы и агрегаторы.

C SoundCloud на текущий момент мы не работаем. Они переформатировали свою работу довольно недавно. Прошло слишком мало времени, все возможные сделки могут быть только впереди.

Какие вопросы чаще всего возникают от артистов

Большая часть работы с артистами — текучка по заменам и исправлениям. Пишут, что мы загрузили фотографию артиста несколько лет назад, а у него с тех пор сменился имидж. Такого уровня вопросы решаются каждый день, это обычная текучка. Возможно, артист загружал музыку на сервис и в чём-то опечатался, указал неправильный год или жанр. Бывает, что он указал одно, а потом передумал.

Из глобального. У нас несколько лет назад были запросы от артистов на более расширенную аналитику. Они хотели понимать, как именно их слушают на «Яндекс.Музыке». В ответ на это мы в прошлом году сделали вкладку «Инфо», где есть графики о том, как растёт либо падает интерес к музыке на нашем сервисе в разрезе по времени и географии.

Кому стриминг-сервис отказывает в размещении музыки и за что удаляет треки

Такой опыт есть. Имён не назову, потому что не помню — давно такого у нас не было. Есть два основных пути, почему мы можем отказать в размещении музыки на «Яндекс.Музыка». Во-первых, если правообладатель не готов нам гарантировать полного набора прав, что ставит под угрозу как его, так и нас в юридическом смысле, то мы эти треки размещать не будем. Как бы не хотели их пользователи или сам музыкант.

Мы не размещаем всё то, что запрещено законодательством той страны, в которой мы работаем. Если какие-то композиции входят в списки запрещённых песен, то мы эти треки будем удалять, даже если музыкант против.

В 99,9% случаев контент пропадает с музыкальных сервисов, потому что так в системе указал правообладатель. Ситуацию, в которой правообладатель отзывает альбом, мы называем «снятие прав». Это не означает, что мы его удалили по своему желанию, с кем-то поругались или исполняем решение каких-то органов. На самом деле большинство пропаж заключается именно в этом.

Оставшийся небольшой процент (речь идёт, например, о внесении песен в список экстремистских — прим. TJ) я не опишу пошагово, потому что этим не занимаюсь. Если трек запрещён и решение вступило в силу, то мы об этом узнаём, и в срок по уведомлению (имеется в виду требование Роскомнадзора — прим. TJ) контент удаляем.

Что делает команда стриминг-сервиса, если часть работы выполняется автоматически или без её участия

Наша задача заключается в том, чтобы со всеми договориться и организовать среду, в которой у всех со всеми есть договоры. По этим договорам все друг другу платят деньги. Это большая финансовая переговорная работа.

Мы много работаем по промо. Сейчас на «Яндекс.Музыке» больше 50 миллионов треков. Понятно, что ни один человек в мире их никогда не послушает. Наша задача в том, чтобы из этого огромного массива нужным людям донести нужную музыку. Мы делаем это с помощью редакции, которая создаёт красивые плейлисты, описания, подводки и публикации в соцсетях. Мы делаем это также с помощью системы рекомендаций.

«Яндекс.Музыка» начиналась как музыкальный ответ в выдаче «Яндекса», потом стала отдельным сайтом. Позже появились отдельные приложения. Сейчас «Яндекс.Музыку» можно слушать в умных колонках («Яндекс.Станция» и не только), личных автомобилях («Яндекс.Авто») и каршеринговых машинах («Яндекс.Драйв»). Всех этих возможностей ещё несколько лет назад не было, при том, что стоимость подписки фактически не менялась.

#интервью #стриминг #яндекс