Разборы
Даша Лейзаренко

История Германии и музыканты в концлагере: новый клип Rammstein вызвал осуждение политиков и похвалу фанатов

Государство в клипе представлено в образе темнокожей женщины, а музыканты показывают период от 16 года до современности.

Rammstein — немецкая рок-группа, уже привлекавшая внимание вызывающими клипами. В 2009 году власти Германии назвали их песню «Ich tu dir weh» восхваляющей насилие и садомазохизм, фото из буклета альбома «Liebe ist für alle da» «аморальными», после чего запретили продавать эту пластинку в магазинах. Группу также раскритиковали за клип «Pussy», где показывались гениталии музыкантов, хотя после выяснилось, что их сыграли дублёры.

28 марта 2019 года Rammstein опубликовала первый за 7 лет клип на сингл Deutschland из ещё неназванного альбома. Как и многие предыдущие работы группы, видео наполнено вызывающими образами и остросоциальным подтекстом. В клипе рассказывается история Германии, сыгранной темнокожей актрисой, — начиная от эпохи варваров и рыцарей, заканчивая футуристичным будущим.

Отсылки

Действие клипа начинается в 16 году нашей эры и заканчивается в будущем, события идут не по порядку и постоянно перемешиваются. Немецкая темнокожая актриса Руби Коммни (Ruby Commey) исполняет роль Германии (Germania) — самой страны в обличье женщины. В начале в образе варвара она отсекает голову римскому легионеру в присутствии участников группы в римской одежде. В Твиттере предположили, что это намёк на то, как Германия присоединилась к Римской Империи. В 16 году произошла Битва при Идиставизо, где римляне победили племена германцев.

Затем Германия в костюме рыцаря с орлом Священной Римской Империи на груди сражается и поднимает павших рыцарей. Этот эпизод олицетворяет возвеличивание Германии в Средневековье. В XVII веке участники группы, как держатели власти, вырывают из Германии куски мяса и поедают над столом, под которым заперты крестьяне. Это отсылка к Рейнскому Союзу, когда немецкие монархии вышли из состава Священной Римской империи под давлением Наполеона I.

Кадр из клипа Rammstein «Deutschland»

В XIX веке вокалиста Тилля Линдеманна в кандалах избивают надсмотрщики тюрьмы, что может символизировать Мартовскую революцию 1848—1849 годов, где решался вопрос об объединении. Тогда в стране проходили вооруженные восстания, а бунтующих подавляли. В начале XX века, после Первой мировой войны, Линдеманн в образе представителя рабочего класса дерётся в кастетах. Вероятно, здесь авторы намекают на упадок нравов в государстве после проигрыша в войне.

В 40-х годах участники группы предстают в образах пленных концлагеря. К груди мужчин приколоты треугольники — розовый, который нацисты заставляли носить гомосексуалов, красный для политзаключенных, а также шестиконечная звезда — символ еврейской веры. Германия в этих сценах одета в чёрную нацистскую униформу, а на заднем плане взлетают ракеты. Еврея повесили первым — так создатели намекнули на Холокост.

Кадр из клипа Rammstein «Deutschland»

В этот же период Линдеманн в одежде заключенного концентрационного лагеря стреляет в лицо гитариста Рихарда Круспе, облачённого в нацистскую униформу. После Германию везут в инвалидной коляске — намёк на разделение страны на ФРГ и ГДР после Второй мировой войны. Современная Германия предстаёт в золоте с немецкими овчарками на поводке. За спиной у неё стоит спецназ. Затем в одной сцене показывают сжигание еретиков в Средневековье и сжигание книг немцами — нацист и священник обнимаются.

В будущем космонавты буквально «сканируют» руины Германии. На протяжении всего видео появляются лазеры — c их помощью люди будущего узнают о событиях истории страны. Астронавты встречают беременную Германию в ангельских одеждах и принимают у неё роды, но вместо детей она рожает щенят. Так создатели намекнули на демографическую проблему в Германии — государство относится к странам с самой низкой рождаемостью. В финале немцы из будущего отправляют труп Германии в далёкий космос в стеклянном гробу.

Кадр из клипа Rammstein «Deutschland»

На Reddit отметили, что историю Германии также рассказывают с помощью собак. В начале германцев символизирует волк, который затем превращается в немецкую овчарку, а в финале в Леонбергера. Эта порода практически вымерла после Первой мировой войны, но её популяция уже восстановилась. Создатели клипа ещё раз намекают на вымирание граждан Германии.

В Твиттере заметили в видео эпизоды, напоминающие предыдущие клипы группы. Люди под столом в сцене со средневековым застольем отсылают к «Mein Herz Brennt», образ Германии с ангельскими крыльями — к «Engel», инвалидная коляска — к «Keine Lust», собаки на поводках — к «Mein Teil», астронавты — к «Amerika», монахи — к «Rosensot», а запущенный в космос стеклянный гроб — к «Sonne». Участники группы идут и не оборачиваются на взрыв также, как в «Du hast». Сцена с перестрелкой со спецназом напоминает «Ich will», солист Тилль Линдеманн в женской одежде, — «Mann gegen Mann», а рождение щенков — «Du riechst so gut».

Текст песни

В тексте песни говорится о былом величии Германии. В первом куплете говорится о разлуке и попытке примириться с прошлым, которое настигло страну.

Ты рыдала много, душой разделена, сердцем объединена. Мы уже вместе долгое время. Твоё дыхание холодно, твоё сердце пылает.

текст песни «Deutschland»

Только в припеве Линдеманн упоминает Германию.

Германия, моё сердце пылает. Хочу любить и осуждать тебя. Германия, твоё дыхание холодно. Так молодо и тем не менее старо.

текст песни «Deutschland»

Во втором куплете рассказывается об империалистском прошлом страны.

Я никогда не хотел покинуть тебя. Кто-то может любить тебя, кто-то может ненавидеть. Высокомерна, превосходна, захватывай, передавай. Внезапность, атака. Германия превыше всего.

текст песни «Deutschland»

Реакция немецких политиков и еврейских активистов

28 марта группа выпустила тизер клипа. В 35-секундном ролике появляются участники группы в робах, стоящие с петлями на шеях. Линдеманн стоит под виселицей с окровавленным лицом, а на груди гитариста Пауля Ландерса приколота желтая шестиконечная звезда. До выхода полной версии ролика немецкие политики и еврейские активисты обвинили группу в использовании изображения Холокоста в маркетинговых целях, а также назвали видео «безвкусным» и «неприемлемым».

Кадр из тизера клипа Rammstein «Deutschland»

Бывшая глава Центрального совета евреев в Германии Шарлотта Кноблох (Charlotte Knobloch), пережившая Холокост, сообщила немецкому изданию Bild: «Этим видео группа вышла за рамки. Такая инструментализация и тривиализация Холокоста, показанная в ролике, — безответственна». Европейский историк Майкл Вольфсон (Michael Wolffsohn) назвал ролик «совершенно неприемлимым».

Пресс-секретарь партии «Христианско-демократический союз Германии» Карин Приен (Karin Prien) назвала видео «отвратительной безвкусицей», которая пытается «сгенерировать больше просмотров». Уполномоченный по борьбе с антисемитизмом Феликс Кляйн (Felix Klein) посчитал тизер «безвкусной эксплуатацией свободы творчества».

Директор Фонда баварских мемориалов Карл Фреллер (Karl Freller) пригласил группу посетить мемориальный центр концлагеря Дахау. Он прокомментировал: «Нельзя использовать в рекламных целях страдания и бесчеловечность Холокоста. Как сделали в этом случае, вероятно, для продвижения нового музыкального альбома».

Пресс-секретарь израильского национального мемориала «Яд ва-Шем» Ирис Розенбер (Iris Rosenberg) отметила, что считает изображение Холокоста в искусстве нормальным, если только не оскверняет память о жертвах и не используется для привлечения внимания общественности. Она посоветовала музыкантам действовать ответственнее. Представитель министерства иностранных дел Израиля Эммануэль Нахшон (Emmanuel Nahshon) в своём твиттере посчитал использования изображений Холокоста в клипе «постыдным» и «неуместным». Он также потребовал немедленно удалить ролик.

Реакция соцсетей

Пользователи Твиттера, в отличие от политиков, отметили, что группа не пропагандирует нацистскую идеологию, а наоборот критикует фашизм и рассказывает о зверствах, произошедших за всю историю Германии.

#соцсети #rammstein #резонанс #разборы #клипы