Новости
Алексей Боржонов

OCCRP: судно, перевозившее взорвавшуюся в Бейруте селитру, не принадлежало россиянину. Владельцем был гражданин Кипра

СМИ же считали владельцем корабля россиянина Игоря Гречушкина.

Взрыв  в Бейруте 4 августа Фото Bloomberg

Команда журналистов Центра по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) совместно с несколькими изданиями, среди которых «Медуза» и «Важные истории», выпустила расследование о взрыве в Бейруте 4 августа.

  • Как выяснили журналисты, россиянин Игорь Гречушкин, которого СМИ называли владельцем корабля «Росус», брал судно в аренду, а принадлежало оно кипрскому предпринимателю Хараламбосу Маноли;
  • В расследовании говорится, что сразу после взрыва Маноли утверждал, будто продал «Росус» компании Teto Shipping, принадлежавшей Гречушкину. Однако по документам, оказавшимся в распоряжении журналистов, владельцем судна оставалась фирма Маноли. Он подтвердил это в разговоре с OCCRP. Гречушкин же от комментариев отказывался;
  • Также журналисты выяснили, что корабль зарегистрирован в Молдавии, где правила для регистрации считаются мягкими. Разрешение на эксплуатацию выдала ещё одна фирма Маноли, хотя судно «находилось в таком плохом состоянии, что его несколько дней спустя задержали в Испании»;
  • Покупателем селитры была мозамбикская компания, производящая взрывчатые вещества. Корабль направлялся в Мозамбик из Грузии и зашёл в порт Бейрута, чтобы взять дополнительный груз и доставить его в Иорданию, а на вырученные деньги оплатить проход по Суэцкому каналу. Но когда погрузка началась, капитан корабля понял, что судно не выдержит груз, и остановил её;
  • После этого инспекция обнаружила множество нарушений на «Росусе» и технических неполадок, из-за чего корабль арестовали, чтобы владелец судна исправил неполадки. Гречушкин перестал выходить на связь, а ливанские власти, как говорится в расследовании, так и не установили, что на самом деле владельцем был Маноли;
  • Кроме того, кредиторы Гречушкина, узнав, что судно находится в Бейруте, стали требовать с него долги, что также тормозило выход корабля в море. Однако россиянин не отвечал и им.
  • Мозамбикская компания, которой предназначался груз, не пыталась забрать его, а заказала новый. На борту несколько месяцев оставалась часть экипажа, которой ливанские власти не давали покинуть судно — в случае ухода одной команды владелец должен был прислать другую для присмотра за кораблём. В итоге, когда последним членам экипажа всё же удалось покинуть судно, власти Бейрута забрали груз на склад, а «Росус» оставили в порту;
  • В расследовании говорится, что бейрутские власти были в курсе состояния груза и его истекшего срока годности. Они пытались отдать его ливанской армии, искали частных покупателей и требовали от поставщика забрать его, однако эти попытки ни к чему не привели.

4 августа в порту Бейрута взорвалась аммиачная селитра, хранившаяся на складе с 2013 года. Погибли более 150 человек, тысячи пострадали, а часть города оказалась разрушенной. Точные причины произошедшего всё ещё не установлены, но по предварительной версии, взрыв мог произойти из-за сварочных работ на складе.

#новости #взрыввбейруте