Новости
Алексей Боржонов

«Важные истории»: зять Путина купил акции «Сибура» дешевле рыночной стоимости — за 100 долларов вместо 380 млн долларов

Произошло это вскоре после свадьбы с предполагаемой дочерью президента России.

Продолжение:
Песков <a href="https://tjournal.ru/news/245854" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">заявил</a>, что Кремлю известно, кто стоит за расследованиями об окружении Путина, но рассказывать об этом не будут. Он назвал такие публикации «подгонкой разных слухов, зачастую не имеющих ничего общего с реальностью».

Кирилл Шамалов Фото «Сибура»

«Важные истории» опубликовали расследование о Кирилле Шамалове — бывшем муже Катерины Тихоновой, которую СМИ считают дочерью Владимира Путина. Официально президент России не подтверждал родство с ней.

Журналисты, получив доступ к архиву писем Шамалова, выяснили, что после свадьбы с Тихоновой он купил пакет акций «Сибура» — крупнейшей нефтехимической компании России — за 100 долларов, хотя их рыночная стоимость составляла 380 миллионов долларов.

* * *

Главный герой расследования «Важных историй» — Кирилл Шамалов, потому о деятельности Тихоновой в нём говорится не так много. Тихонова возглавляет фонд «Иннопрактика», основная задача которого — «быть посредником между бизнесом и наукой, чтобы развивать российские инновационные технологии и делать их востребованными на рынке», пишут журналисты.

В расследовании говорится, что Тихонова через мужа предлагала «Сибуру» стать партнёром «Иннопрактики». Также она помогала с финансированием Всероссийской федерации акробатического рок-н-ролла — видом спорта, которым увлекается Тихонова.

Пара рассталась в 2018 году, а за полгода до этого Шамалов продал пакет акций «Сибура», писал Bloomberg. На этой продаже Шамалов ничего не заработал, поскольку получил пакет «в качестве гарантии доверия со стороны президента России». В письмах Шамалова о продаже информации нет.

После расставания с Тихоновой Шамалов женился на Жанне Волковой, гражданке Румынии. Из его писем следует, что официально они оформили брак в 2019 году.

* * *

Доступ к архиву предоставил аноним. Журналисты на протяжении года верифицировали письма

Журналисты не знают мотивов и имени источника. Скорее всего, пишут авторы расследования, он получил доступ к переписке через крупный архив, который выставили на продажу в начале 2019 года. В базе данных было 773 миллиона имейл-адресов и 21 миллион паролей.

«Он [источник] лишь написал, что предлагал этот же архив другим российским СМИ, но все из них, по его словам, отказались даже ознакомиться с документами. Источник поставил перед нами лишь одно условие — не использовать медицинские данные», — рассказал собеседник издания и добавил, что предупредил Шамалова об утечке.

В архиве Шамалова оказались письма с 2003 по 2020 год. Журналисты изучали их на протяжении года, подтверждая подлинность документов. Авторы расследования отдельно написали о вопросах этики, которые могут возникнуть у читателей из-за публикации расследования. Они указывают, что журналисты должны публиковать информацию, представляющую общественный интерес, а архив бывшего зятя Владимира Путина относится именно к таким данным.

Кирилл Шамалов — сын друга Путина. Он знаком с Тихоновой с детства

Журналисты указывают, что в архиве нет данных о знакомстве Тихоновой с Шамаловым, но, судя по одному из писем, они знакомы с детства. «Важные истории» добавляют, что отец Кирилла Шамалова Николай — один из «давних и самых близких друзей Владимира Путина». Также архив «не оставляет сомнений» в том, что Тихонова — дочь президента России, добавляет издание.

Когда их знакомство переросло в роман, мы не знаем, но в 2012 году они уже вовсю занимались обустройством роскошного совместного быта в России и во Франции.

«Важные истории»

«Важные истории» рассказали об особняке в Подмосковье, обустройство которого стоило около 9 миллионов евро. «Если добавить к этой сумме стоимость земельного участка и самого дома, то общая цена особняка могла составить около 15-17 миллионов евро, или примерно 630-710 миллионов рублей», — говорится в расследовании.

Параллельно с этим пара занималась обустройством «мини-замка» во французском Биаррице, купленным Шамаловым через компанию из Монако, пишут «Важные истории». Зять президента «владел акциями офшорных компаний, открывал счета за границей, покупал недвижимость в стране НАТО», в то время как Путин начал процесс «национализации элит» в России в 2013 году. Тогда он внёс в Госдуму законопроект, запрещающий чиновникам и главам госкомпаний открывать счета за границей, хранить там деньги и владеть иностранными ценными бумагами, указывают журналисты.

Фото со свадьбы Изображение «Важных историй»

Свадьба Катерины Тихоновой и Кирилла Шамалова, судя по письмам, прошла в конце февраля 2013 года в Ленинградской области на горнолыжном курорте «Игора». В списке гостей не было Путина, но это можно объяснить соображениями безопасности, пишут «Важные истории».

Гости мужа и жены Изображение «Важных историй»

После свадьбы офшор зятя Путина купил пакет акций «Сибура» за 100 долларов. Хотя он стоил в миллионы раз больше

Шамалов владел офшорными компаниями до свадьбы с Тихоновой и после, а большая часть этих компаний зарегистрирована на подставных людей, утверждают «Важные истории». В июне 2013 года, вскоре после свадьбы, один его офшоров купил 3,8% акций «Сибура», одной из крупнейших нефтехимических компании России, за 100 долларов, тогда как они стоили 380 миллионов долларов.

В официальном комментарии «Сибур» заявил, что условия этой сделки не отличались от условий других сделок, и особых условий для Шамалова не было. Однако «Важные истории» выяснили, что другие топ-менеджеры платили «реальные деньги» за акции: пакет в 15 раз меньше, чем у Шамалова, стоил 21,6 миллиона долларов.

«Важные истории» пишут, что после свадьбы помощники и советники Шамалова стали искать «грандиозный финансовый проект», владельцем которого мог бы стать зять президента. Журналисты назвали это «поиском приданного». Ему предлагали разные идеи, в том числе по покупке крупнейшего производителя титана в мире «ВСМПО-Ависма», однако он, как показали дальнейшие события, решил купить дополнительный пакет акций «Сибура».

1 августа 2014 года Кирилл Шамалов зарегистрировал компанию «Яуза 12» по адресу своей квартиры на Зоологической улице в Москве. Уже спустя шесть дней, 7 августа, судя по его письмам, «Яуза 12» приобрела 17 % «Сибура». Рыночная стоимость этого пакета составляла почти 80 миллиардов рублей.

«Важные истории»

Деньги на покупку Шамалов, по его же словам, занял в Газпромбанке под залог собственных активов. В совет директоров этого банка входит брат Шамалова, отмечают «Важные новости». В письмах нет подробностей об этой сделке и о том, как зять Путина рассчитался по кредиту, однако в конечном счёте он стал вторым по величине акционером «Сибура» с долей 21,3 %, пишут журналисты.

Эта сделка привлекла внимание СМИ, потому он дал интервью «Коммерсанту», который, как указывают «Важные новости», не задавал острых вопросов. В конце разговора Шамалов произнёс фразу, в которой заявил, что у него нет заграничного бизнеса.

Я родился, вырос и живу в России. И бизнес мой тоже здесь. Причём весь в российской юрисдикции, а не в офшорах. Выстраивать какой-то запасной аэродром, организовывать бизнесы за границей — это не про меня.

Кирилл Шамалов

Глава РФПИ стал одним из друзей Шамалова и делился с ним конфиденциальной информацией о фонде

«Важные истории» рассказали, что одним из гостей на свадьбе Шамалова с Тихоновой был Кирилл Дмитриев, руководитель Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ). Основной задачей фонда было вложение в лидирующие российские компании и привлечение к проектам иностранных инвесторов. Переписка зятя Путина и Дмитриева началась в 2012 году, когда Шамалов занимался обустройством семейного быта.

Журналисты выяснили, что Дмитриев неоднократно пересылал конфиденциальные документы РФПИ. Например, он рассказывал Шамалову о планируемой покупке Ростелекома. Достоверно неизвестно, извлёк ли зять Путина выгоду из этой информации, однако теоретически эти данные можно было конвертировать «в целое состояние», пишут «Важные истории».

В игре на бирже тот, кто может точно предсказать, как поведут себя акции в будущем, равносилен человеку, который знает, какие номера выпадут в следующем лотерейном билете.

«Важные истории»

РФПИ с Deutsche Bank действительно приобрели 2,7% Ростелекома — спустя полгода после того, как об этом узнал Шамалов. «Важные истории» указывают, что РФПИ — компания с госучастием, а значит в ней, скорее всего, действует положение о защите коммерческой тайны. Её разглашение может нести как административную, так и уголовную ответственность.

Дмитриев помогал Шамалову не только информацией, но и инвестициями, пишут «Важные новости» и приводят в пример строительство «Сибуром» нефтехимического производства в Тюменской области, которое прошло при поддержке РФПИ.

#новости #расследования #путин