Новости
Артём Мазанов

Из нового расследования стало понятно, как сотрудники ФСБ, вероятно, пытались отравить Навального и его жену. Хронология

Навальный заявил, что его пытались отравить трижды — впервые с симптомами отравления он столкнулся ещё «пару лет назад».

14 декабря The Insider и Bellingcat, CNN, Der Spiegel и Алексей Навальный выпустили совместное расследование, назвав имена 15 сотрудников ФСБ-возможных отравителей Навального и его жены Юлии.

Личности причастных к отравлению журналисты установили с помощью сопоставления данных биллинга сотовых телефонов с базами данных. Во время поездки Навального в Новосибирск и Томск сотрудники ФСБ пользовались отдельными телефонами, но два раза включили основные. TJ приводит краткую хронологию событий на основе нового расследования.

Хронология отравления Навального

По данным СМИ, вместе с Навальным по России путешествовали трое сотрудников ФСБ из секретного подразделения, действовавшего под прикрытием Института криминалистики. Остальные члены группы находились в Москве и постоянно общались между собой. Журналисты заявили, что оперативники пытались дважды отравить основателя ФБК, первый раз пострадала его жена.

2 июля 2020 года

Сотрудники ФСБ Михаил Швец («Степанов»), Владимир Паняев и Алексей Александров («Фролов») купили билеты в Калининград.

Паняев улетел в Калининград.

В гостиницу «Шлосс Отель Янтарный» в Калиниграде «пришло несколько людей в штатском, разговаривали с начальством, затем заходили в номера, что-то там делали и ушли».

3 июля

Алексей и Юлия Навальные вылетели в Калининград, чтобы провести пятидневный отпуск в гостинице «Шлосс Отель Янтарный» на берегу Балтийского моря.

Швец («Степанов») и Александров («Фролов») улетели в Калининград.

5 июля

Швец («Степанов»), Паняев и Александров («Фролов») улетели в Москву.

6 июля

Алексей и Юлия Навальные решили погулять, ненадолго вернулись в номер в отеле, а затем пошли завтракать в соседнем пляжном кафе. По дороге в кафе Юлия вдруг почувствовала себя плохо — она не потеряла сознание, но не могла объяснить симптомы. Юлия рассказала, что с трудом добралась до номера, через час стало легче и она заснула, «а утром всё было совершенно нормально».

Я просто шла по улице, чувствовала себя совершенно нормально. И внезапно почувствовала себя плохо. Потом очень плохо. Потом так плохо, как никогда в жизни себя не чувствовала. Алексей спрашивает: что у тебя болит? Чем тебе помочь? А у меня ничего не болит и я сама не понимаю, что происходит.

Юлия Навальная

Сотрудники ФСБ, летавшие в Калининград, постоянно звонили руководителю института полковнику Станиславу Макшакову, который потом звонил директору Института криминалистики ФСБ генералу Кириллу Васильеву и замдиректора научно-технической службы ФСБ Владимиру Богданову.

Макшаков, Васильев и Богданов по очереди звонили директору НЦ «Сигнал» Артуру Жирову — СМИ называют этот центр ключевым участником обновлённой подпольной программы исследований и разработок «Новичка» в России.

Жиров и Макшаков звонили Олегу Демидову, специалисту по химическому оружию, соавтору нескольких патентов, связанных с химическим оружием, в том числе патента 2003 года на «имитационную рецептуру для обучения войск боевым действиям в условиях химического заражения».

Уже после того, как ФСБ поняла, что попытка отравления провалилась, Богданов вылетел в Калининград и несколько дней провёл в местном отделении ФСБ. «Достаточно просто предположить, что происходит: идёт разбор полётов. Выясняют, почему я остался жив. Делают выводы и готовятся к новой операции этим летом», — отмечает Навальный.

Начало августа

Руководитель отдела расследований ФБК Мария Певчих приобрела билет до Новосибирска.

Сотрудники ФСБ Александров, Паняев и Иван Осипов (его не было в Калининграде) забронировали билеты в Новосибирск.

13 августа

Сотрудник ФСБ Олег Таякин отправился в аэропорт Домодедово, откуда в Новосибирск вылетала Певчих.

14 августа

В Новосибирск вылетел Навальный.

Александров ненадолго включил свой основной телефон, что привело к проверке геолокационных данных — он находился рядом с гостиницей в Новосибирске, где Певчих забронировала номер.

16 августа

Команда Навального на машинах отправились в Томск.

17 августа

Навальный забронировал обратный билет в Москву из Томска, через несколько минут после этого то же сделали и сотрудники ФСБ.

После бронирования билетов сотрудник ФСБ, доктор Иван Осипов, позвонил Макшакову, который сразу позвонил своему начальнику Васильеву.

Навальный рассказал, что сотрудники ФСБ были единственными, кто забронировал билеты из Москвы в Томск и из Новосибирска в Москву на те же даты, что и команда ФБК. Это можно узнать из списка пассажиров рейса.

19 августа

В 20:21 по томскому времени Паняев отправил текстовое сообщение Макшакову. Примерно в это время Навальный пошёл купаться в реке в селе Кафтанчиково — это традиция, которую Навальный старался соблюдать в поездках по регионам. В это же время из химчистки отеля принесли вещи Навального.

Около 23:00 Навальный пошёл спать.

В 0:48 Александров находился рядом с вышкой сотовой связи в центре Томска, в нескольких минутах езды к северу от отеля Навального.

20 августа

В 6:05 Навальный спустился из номера, ровно в эту минуту сотрудник ФСБ Кривощеков отправил сообщение Макшакову. Тот написал Таякину, который тут же направился в офис и прибыл туда в момент вылета самолёта Навального из Томска.

Через 30 минут после взлёта Навальному стало плохо. Пилот посадил самолёт в Омске в 6 утра по московскому времени. Посадка задержалась из-за ложного оповещения о бомбе в аэропорту.

После экстренного приземления самолёта Навального Макшаков позвонил Кривощекову, а через час — Богданову.

Таякин забронировал билет из Москвы в Горно-Алтайск и по пути в аэропорт позвонил начальнику отделения ФСБ.

Александров, Осипов и Паняев должны были вылетать в Москву из Томска 21 августа, но все вместе отменили бронь. Они отправились оттуда в Горно-Алтайск.

Рядом с Горно-Алтайском находится Институт проблем химико-энергетических технологий, связанный с Институтом криминалистики ФСБ. По данным СМИ, именно там сотрудники ФСБ избавлялись от вещей, на которых могли остаться следы «Новичка».

24 августа

Александров, Осипов и Паняев вылетели в Москву.

25 августа

Сотрудник ФСБ, квалифицированный специалист по химическому оружию Константин Кудрявцев, вылетел из Москвы в Омск. Он пробыл в городе менее 10 часов и вернулся в Москву той же ночью.

СМИ считают, что Кудрявцев прилетал за одеждой основателя ФБК, которую ему так и не вернули.

Целый департамент ФСБ под руководством высоких начальников в течение двух лет ведет операцию, в ходе которой несколько раз пытаются убить меня и членов моей семьи, получая химическое оружие в секретной государственной лаборатории. Конечно, операция такого масштаба и такой длительности не может быть организована никем, кроме как главой ФСБ Бортниковым, а он никогда бы не осмелился это сделать без приказа Путина.

Алексей Навальный

Ни ФСБ, ни Кремль пока не прокомментировали расследование.

#отравлениенавального #цепочкасобытий