Навальный выпустил расследование про «дворец Путина» в Краснодарском крае. Главное
«С этого момента миллионы россиян смогут побывать дома у Путина».
На ютуб-канале Алексея Навального вышло двухчасовое расследование «Дворец для Путина. История самой большой взятки».
Впервые о «дворце Путина» в 2010 году сообщил бизнесмен Сергей Колесников, который был вовлечён в его строительство. По его словам, проект курировал близкий друг президента Николай Шамалов. Через несколько месяцев тот продал дворец Александру Пономаренко, который заявил, что достроит его в качестве гостиничного комплекса. ФБК утверждает, что сделка была фиктивной, а дом и прилежащие к нему угодья до сих пор принадлежат Путину и управляются через сеть фирм, связанных с его сторонниками и друзьями.
«Сегодня вы увидите то, что считается невозможным увидеть вблизи. Вместе с нами зайдёте туда, куда никого не пускают. Мы попадём в гости к Путину. Своими глазами убедимся в том, что этот человек в своей тяге к роскоши, к богатству спятил совершенно. Узнаем, чьими деньгами и как финансируется эта роскошь. И как в течение последних 15 лет даётся самая большая взятка в истории и строится самый дорогой в мире дворец», — говорится в описании к ролику.
По данным команды Навального, на дом президента в селе Прасковеевка Краснодарского края потратили 100 миллиардов рублей. Текст расследования со всеми документами находится здесь. TJ пересказывает его основные моменты.
У нас не просто расследование, а психологический портрет. Очень хочется понять, как простой советский офицер превратился в безумца, помешанного на деньгах и роскоши. И готового разрушать страну и убивать ради своих сундуков с золотом.
О «формуле путинской коррупции»
В расследовании говорится, что она звучит так:
Ничего не должно быть записано на Путина. Деньги должны лежать в разных местах, ими должны распоряжаться разные, на первый взгляд не связанные между собой люди;
- Личные путинские деньги хранятся у тех, с кем он познакомился 30 лет назад.
Навальный перечисляет имена друзей и соратников Путина. С кем-то он познакомился в университете, с кем-то — на службе в Дрездене, с другими — во время работы в администрации Петербурга. Это глава «Ростеха» Сергей Чемезов, экс-президент ПАО «Транснефть» Николай Токарев, Николай Егоров, миллиардер Геннадий Тимченко, глава «Газпрома» Алексей Миллер, главный акционер банка «Россия» Юрий Ковальчук и другие.
О дворце
Владения Путина Навальный описывает как «самый секретный и охраняемый объект в России». «Это не загородный дом, не дача, не резиденция — это целый город, а скорее королевство. Здесь неприступные заборы, свой порт, собственная охрана, церковь, свой пропускной режим, бесполётная зона и даже собственный погранпункт», — говорит он.
В расследовании утверждается, что информация о продаже «гостиничного комплекса около Геленджика, известного как „дворец Путина“» — постановка, созданная с помощью нескольких фиктивных сделок и активной кампании в СМИ. По данным Навального, размер владения сравним с 39 княжествами Монако, оно построено так, чтобы к нему нельзя было подобраться ни по земле, ни по морю, ни по воздуху. На территории усадьбы работают тысячи людей, которым запрещено приносить с собой даже простейшие мобильные телефоны с камерой. Приезжающие машины досматривают на нескольких КПП.
Что есть на территории усадьбы
Вертолётная площадка, ледовый дворец высотой с пятиэтажный дом, церковь, оранжерея площадью 2,5 тысячи квадратных метров, 80-метровый мост, чайный домик площадью 2,5 тысячи квадратных метров, амфитеатр. Несколько бытовых зданий и общежитие, где живут охранники и строители-вахтовики. Рядом здание штаба, где работают основные управляющие.
Также там есть специальный тоннель в горе, по которому можно попасть на пляж. В горе расположена дегустационная комната, из которой «открывается лучший из возможных видов на море».
О том, что к дворцу нельзя подобраться
По данным команды Навального, местное пограничное управление ФСБ «настоятельно просит» обходить мыс Идокопас (на котором стоит дворец Путина) за милю. Требование они ничем не объясняют, просто отправляют всех рыбаков в обход в открытое море за два километра от берега, говорится в расследовании.
С воздуха ко дворцу тоже не подобраться. Над ним — официальная бесполетная зона URP116, как над атомными электростанциями или секретными военными объектами. За неё отвечает Пограничное управление ФСБ России по Краснодарскому краю.
О внутреннем убранстве
В расследовании приводятся планы дома, которые ФБК передал один из подрядчиков. «Там есть всё — от рисунка узоров на полу до артикулов всех предметов мебели и расстановки розеток». В ФБК сличили планы с несколькими фотографиями интерьеров, которые попали в интернет в 2011 году.
На цокольном этаже расположены спа-зона, массажная, косметологический кабинет, спа-капсула, парикмахерская, бассейн, сауны, хамамы, купели и чаши для купания. Тут же десятки подсобных помещений, комнаты для персонала, гардеробные для официантов и цеха для приготовления еды. На первом этаже — тренажёрный зал, бильярдная, казино, читальня, музыкальная гостиная, кальянная, домашний театр. На втором этаже — многочисленные спальни, зимний сад, несколько комнат для отдыха. Площадь главной спальни — 260 квадратных метров.
В расследовании говорится, что дворец укомплектован эксклюзивной мебелью, которая делается под заказ. Например, самый дорогой стол там стоит 4,1 миллиона рублей.
О начале строительства
В начале 90-х петербургский предприниматель Сергей Колесников вместе с полковником КГБ в отставке Дмитрием Гореловым учредил фирму «Петромед». Она занималась закупкой и поставками медицинского оборудования, оснащением больниц и госпиталей. Мэрия Петербурга также имела в ней долю, интересы города в фирме представлял заместитель мэра Владимир Путин, рассказал Навальный.
В начале 2000 года в «Петромед» пришёл друг путинской семьи Николай Шамалов. Он выступил с личным предложением от Путина, которое заключалась в следующем: олигархи будут жертвовать «Петромеду» деньги, а фирма будет тратить их на медицину, но 35% пожертвований уйдёт на специальный офшор. Офшор зарегистрировали с акциями на предъявителя. По 2% акций досталось Шамалову, Горелову и самому Колесникову, а 94% акций отдали Путину, утверждается в расследовании.
Путин назвал это «Росинвест». Изначально предполагалось, что «Росинвест» станет чем-то вроде личного инвестфонда президента. Тот будет брать эти откаты от всяких Мордашовых и Абрамовичей, но патриотично инвестировать их в российские предприятия, находящиеся в упадке. Ну и ещё одна деталь. Договорились, что часть этих денег пойдёт на строительство дворца.
По словам Навального, через некоторое время Шамалов велел свернуть все проекты кроме дворца. Все деньги «Росинвеста» должны были направить на геленджикскую стройку. К тому моменту на ещё не достроенный дворец уже потратили несколько сотен миллионов долларов.
Об отвлечении внимания от дворца
В 2010 году Сергей Колесников опубликовал открытое письмо, в котором призвал президента Медведева положить конец путинской коррупции. Он рассказал, где что строят, на чьи деньги, на кого оформлено, все махинации, с офшорами, с акциями на предъявителя. И подтвердил это документами и аудиозаписями. История, рассказанная Колесниковым, через несколько лет подтвердилась и «панамским досье», и другими расследованиями — например, от агентства Reuters.
Навальный утверждает, что чтобы погасить скандал и отвлечь внимание общественности, придумали схему, по которой дворец «купил» бизнесмен Александр Пономаренко. Он подтвердил журналистам, что приобрёл строение у Шамалова примерно за 350 миллионов долларов и оформил на свой кипрский офшор. Однако в финансовой отчётности этого офшора говорится, что сделка обошлась в 350 тысяч долларов.
Одновременно с продажей личная фирма Шамалова ООО «Ногата» стала числиться как «управляющая компания» поместья. После него дворцом начала управлять компания «Инвестстрой». Её директор и собственники так или иначе также связаны с Путиным.
О виноделии
В расследовании утверждают, что настоящие владения Путина — это не просто дом, а ещё 7800 гектаров земли, почти 300 гектаров виноградников в четырёх разных местах, шато и винные заводы.
Часть виноградников — 29 гектаров земли — находятся рядом с дворцом и принадлежат фирме «Лазурная ягода». В посёлке Дивноморское есть ещё 186 гектаров земли, которые используют под виноградники. Та же «Лазурная ягода» получила 32 гектара в собственность в 2010 году, а ещё 150 гектаров вокруг находятся у неё в аренде. Вместе с дворцом виноградники в 2011 году продали Пономаренко, который позже передал их бизнес-омбудсмену Борису Титову.
Но вино выпускает не «Лазурная ягода», а фирма «Дивноморье», которая арендует у «Ягоды» производственное здание, склад, выращивает виноград и продаёт его под маркой «Усадьба Дивноморское». В 2018 году «Дивноморью» выдали беспроцентный кредит в 7,5 миллиарда рублей. Единственным владельцем АО «Дивноморье» был Владимир Колбин, сын Петра Колбина, друга детства Путина.
Фирма однокурсника президента Николая Егорова в 2015 году арендовала в селе Криница 140 гектаров земли. В 2017 году экологи обнаружили там стройку, заборы, шесть постов охраны и церковь в византийском стиле. Сейчас на этой территории «сотни рабочих сооружают огромный суперсовременный винный завод». На проект ежегодно тратится по три миллиарда рублей, утверждает Навальный.
У компании «Аксис Инвестиции» есть близнец, «Апекс Юг», и у нее мы обнаружили ещё почти две сотни гектаров виноградников в двух километрах к западу от Дивноморского. Таким образом, общая площадь путинского хобби разрослась до 530 гектаров.
О подрядчиках
В расследовании говорится, что существует специально созданная инфраструктура, сеть фирм, в которой работает под тысячу человек, занимающихся мелким ремонтом, отделкой и ежедневным содержанием этих объектов.
Три с половиной года назад в Геленджике почти одновременно зарегистрировали четыре одинаковых компании. «Чистая Вершина» получает деньги от «Лазурной ягоды» и нанимает персонал для винодельни в Дивноморске. «Посейдон» делает то же самое для виноградников в Кринице. «Антураж Интернешенел» выполняет функции технического заказчика для дворца. Деньги за дворец переводят в четвёртую фирму — «Топ Арт Констракшен». Она оплачивает большинство счетов за стройку. Она записана на сына Аси Борисовой, которая занималась реставрацией, ремонтом и строительством ряда госпроектов.
На кого всё это записано
ФБК пишет, что в последний раз ООО «Комплекс», которому принадлежит дворец и вся недвижимость, меняло владельца в 2017 году. Тогда офшор «Савоян» сменился на российское акционерное общество «Бином». Все его сотрудники также работают в другой фирме — «Акцепт», которая принадлежит двоюродному племяннику Путина Михаилу Шеломову.
Кто это финансирует
В расследовании говорится, что строительство комплекса финансировали компании, которые связаны с друзьями Владимира Путина. По данным ФБК, в их число входят и государственные «Роснефть» и «Транснефть». Навальный утверждает, что именно «Транснефть» является главным спонсором дворца. «Всего за последние три года только по самым скромным оценкам и очень неполным данным, имеющимся у нас в распоряжении, на счета дворца и виноградников поступило 35 миллиардов рублей. Это деньги, которые тратятся прямо сейчас на реконструкцию, на строительство винодельни и на ежедневное содержание этого огромного хозяйства. И это в дополнение к миллиарду долларов, который уже был инвестирован в стройку к 2017 году», — заявили в ФБК.
Реакция Кремля на расследование
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что заявление Навального о наличии у главы государства собственного дворца под Геленджиком не имеет ничего общего с реальностью.
Не знаком с расследованием. Однако могу сказать сразу, что пластинка эта старая. Много лет назад мы уже объясняли, что у Путина нет никакого дворца в Геленджике.
#навальный #путин #новости #дворецпутина