Новости
Никита Лихачёв

Презрение к кредитно-денежной системе

Несколько дней назад во «ВКонтакте» начали активно распространяться посты о бесплатных раздачах. Люди в приблизительно одинаковых выражениях сообщали о том, что по счастливой случайности у них оказалось два одинаковых предмета, и одним из них они готовы поделиться совершенно бесплатно. Мы попытались разобраться, откуда это всё взялось.

Судя по всему, первым в серии стал пост некоего Димы Кудашкина, где он предлагал отдать «лишний» айфон одному из тех, кто нажмёт «Рассказать друзьям» под его постом. После недавней истории с бесплатными авиабилетами от Аэрофлота мы уже можем предположить, какой эффект дало такое предложение: тысячи репостов и лайков.

Когда этот пост получил достаточный охват, у него появилось два подражателя. В качестве предметов для розыгрыша выбрали два других самых популярных объекта вожделения молодёжи — айпад и макбук. Лайков получилось меньше, но тоже востребовано.

Попробовать поиграть с аудиторией в МММ решил ещё один парень, предложив забрать лишний фотоаппарат Canon 5d Mark III. Не такой раскрученный, как техника Apple, но довольно дорогой (рыночная стоимость — от 88 до 150 тысяч рублей), поэтому и это сработало. Снова тысячи репостов.

Но по-настоящему взорвали соцсеть два поста: в них обещали нахаляву отдать BMW моделей 325i (от 1,3 млн рублей) и X6 (от 3,2 млн рублей). Десятки тысяч репостов довели до того, что ваш покорный слуга стал свидетелем, как эти акции обсуждали даже далёкие от онлайновых тем люди.

Всех мучал один вопрос: действительно ли они готовы были отдать эти вещи просто так? Естественно нет, и примеры таких щедрых поступков мы уже встречали.

Разберём по полочкам. Во-первых, всех авторов выдаёт одинаковый шаблон текстов. Копипаста выглядит у всех одинаково за исключением небольших модификаций — например, разных причин пропажи. Так, например, в посте про BMW X6 автор выделился ссылкой на сайт Санкт-Петербургской прокуратуры, где в одной из новостей в качестве иллюстрации был искомый автомобиль.

В общем такая ситуация: я купил [условный товар], но через некоторое время [причина получения второй копии] Но второй [условный товар] мне как бы не нужен. Я бы мог его продать, но так как я с презрением отношусь к современной кредитно-денежной системе и вообще не люблю наш помешанный на деньгах мир, поэтому я отдам его случайному человеку, сделавшему репост этого сообщения.

И не надо мне писать, что я дибил, я знаю. Ну и спасибо [виновной в случившемся организации] за работу.

Во-вторых, авторы сообщений стали затягивать раздачи, попутно пытаясь убедить людей, что это не развод.

Автор поста про BMW X6 жаловался на гигантское количество личных сообщений и даже немного троллил тех, кому не достанется подарок.

Автор оригинального поста про айфоны даже отчаялся всем ответить, а потому записал семиминутное видео в стиле «феерической расстановки точек» (правда, не очень интересное).

В конце концов, успех перечисленных авторов сподвигнул остальных на массовый флешмоб: люди предлагали вторую почку, соус из Макдональдса и даже лишний кусок челябинского метеорита.

Самым успешным из тех, кто стебался очевидно, стал, пожалуй, автор поста про лишнюю электричку.

То, что сначала было экспериментом, у одной группы людей подстегнуло жажду внимания (сотни сообщений) и быть значимым (решать, кому отдать подарок, а кому нет), а у другой группы — желание повеселиться. Принципиальный момент: вот уже вторая история массовой истерии основывается на вселенских масштабов вере в халяву у лохов.

Без лоха и жизнь плоха,
Никита Лихачёв,
The Twi Journal

#Скандал #ВКонтакте #мемы #социальные_сети #iPhone