Новости
TJ

Принуждение к Эвелине

Михаил Кафанов о том, как админресурс посягает на главный институт социальных медиа

Автор: Михаил Кафанов

Принуждение в маркетинге — тактика последняя. Принуждение — всегда плевок в глаза клиенту и признание своей беспомощности. Неудивительно, что в России оно процветает и множится.

Принуждением живет Mail.ru со своими «Спутником» Mail.ru и Guard Mail.ru, которые устанавливаются без ведома пользователя вместе с программой от третьей стороны, и лишают его возможности работать в интернете с чем-то более богобоязненным. При этом выбора рядовому пользователю компания не оставляет. Удаление «Спутника» для сорокалетней Любы из Ижевска — настоящий погром и задача гораздо более сложная, чем вырастить троих детей на зарплату учителя.

Схожими маркетинговыми приемами пользуются и некоторые кафе. Так заведение на Чистопрудном бульваре не стало особо изощряться и сделало Wi-Fi доступным лишь тем клиентам, которые рассказали о кафе у себя на странице во «ВКонтакте». Причем делиться этой важной информацией нужно при каждом посещении, чтобы абсолютно все друзья знали, где ты пьёшь мёд и пиво. Выходит глупо и некрасиво, да и у посетителя осадок остается. От меня share кафе не получило, а как клиента меня оно потеряло. Nice job, guys!

Тем не менее, первое можно списать на стратегическую ненависть компании к потребителю. Второе — на глупость управляющего, который недавно узнал о существовании социальных сетей. Кейс с Хромченко и поддержавшим эту вакханалию хэштегов и кросспостинга МГУ списать ни на что не получается.

Не знаю, как Эвелине и номенклатуре МГУ, но мне социальные медиа всегда казались одной из важных составляющих жизни. Я с ними работаю, в них же я довольно часто знакомлюсь, как и многие другие студенты. Следствие этого — попытка создать образ, приближенный к «идеальному я».

Писать по предложенным МГУ хэштегам я бы не стал. И дело даже не в том, что «идеальный я» не интересуется модой, Эвелиной Хромченко и модой сквозь призму Эвелины Хромченко. Дело в том, что активность с использованием административного ресурса, затрагивающая репрезентацию в социальных медиа, равнозначна ограничению свободы самовыражения. Насколько мой профиль в социальной сети является моим представлением о себе идеальном, настолько кто-либо другой должен быть лишён возможности влиять на него.

Сейчас всё это смешно, но через пять лет рабочих «Уралвагонзавода» под угрозой увольнения заставят регистрироваться во всевозможных социальных сетях и ставить лайки трактору. Благо, административный ресурс в России всегда в руках людей, которым проще нарушить права клиентов или сотрудников, чем сделать что-то талантливо и по правилам рынка.

Будьте идеальными, пока не запретили,
Михаил Кафанов,
Irony Production,
Специально для TJournal

#Колонка #скандалы #SMM #Эвелина_Хромченко #МГУ