Новости
TJ

Чемодан как кейс

Почему российские социальные сети обсуждают акцию Louis Vuitton

Автор: Марк Гутман

Редакция TJournal весь день наблюдала за обсуждением огромного чемодана на Красной площади: как несколько публикаций в нишевых СМИ переросли в сюжеты информационных агентств с комментариями испуганных чиновников и объяснениями представителей Louis Vuitton.

Первая волна обсуждений необычной выставки Louis Vuitton (которая, кстати, продлится до 19 января) прошла ещё 15 ноября. В тот день никто из крупных СМИ внимания на неё не обратил. Спустя три дня отписалась газета «Метро». Но люди, которых принято считать единомышленниками, успели поссориться в ходе обсуждений гигантского чемодана именно сегодня.

Парад искусствоведов в половину десятого утра открыл журнал «Большой город», который с подзаголовком «Горожане возмущены» опубликовал три инстаграм-фотографии и системный анализ мнений блогеров:

Комментарии в Instagram у пользователей выглядят следующим образом: «буэ», «дорохо-богато», «луи вуиттон выкинул старые коллекции прямо на Красную площадь», «как-то too much»

Через час благодаря РИА «Новости» на некоторое время воскресли коммунисты: «Мы возмущены павильоном-чемоданом, сооруженным на Красной площади, и намерены направить запрос в правоохранительные органы». Перепечатка этого заявления в ведущие СМИ и последовавшее за ней возмущение представителей Общественной палаты породило в рунете споры о приемлемости подобной акции на главной площади страны.

Это главная площадь города и страны. И конечно, я очень негативно отношусь к появлению на ней такого объекта. Извлекать коммерческую выгоду из площади можно разными способами, но давайте считаться со статусом и с тем, что туда приходят десятки тысяч людей. Константин Михайлов, член комиссии ОП по культуре и сохранению историко-культурного наследия

В один момент может сложиться впечатление, что чемодан поставили на Красную площадь именно для провоцирования споров, но из-за отсутствия достаточного внимания к теме ее решили подогреть спустя десяток дней. Если вдруг так, то акция удалась.

С громогласной критикой в колонке на Slon.ru выступила Екатерина Винокурова. По ее мнению, благодаря инсталляции на площади всё встало на свои места. Мы наконец-то обрели символ современной России:

Гигантский чемодан Louis Vuitton — это памятник Путинскому Гламуру. Памятник эпохе, в которой призыв «Обогащайтесь» был реализован в полной мере, хотя лишь избранными. Той, в которой верхом успеха считалось кушать в Vogue cafe гречку с лисичками и, смакуя, гордиться знакомствами «Там» (нет, не в Раю) и собственной аполитичностью: ах, что мы можем сделать, если народ идиот и позволяет себя обманывать?Екатерина Винокурова, колумнист Slon.ru

На колонку записью в Facebook ответил главный редактор журнала GQ:

Сейчас выступлю в роли гламурного главреда: понимаю, что многих коробит от короба на Красной площади, но матчасть при этом тоже надо знать. Российский триколор на чемодане Louis Vuitton — не странный реверанс людям за стеной, а реальная деталь сундуков, которые LV делал в свое время для клиентов вроде Николая II и великих князей Кирилла и Бориса Владимировичей — короче, полностью исторически оправдан. А насчет его общей уместности — ну, блин, поуместнее жмура в зиккурате. Михаил Идов, главный редактор GQ

Заметив споры между теми, кого принято считать единомышленниками, с колонкой выступил обозреватель «Эхо Москвы» Матвей Ганапольский. Его поддержал главный редактор радиостанции Алексей Венедиктов.

Я не беру всяческих «патриотов», которые не только площадь хотят зачистить, но и головы на Лобном месте рубить. Но возмутились и либералы, которых это шокирует, потому что «оно большое» и «потому, что безвкусное» – как будто в сумках «Луи Виттон» должен быть какой-то особый вкус. А если нет вкуса, почему же либеральные тётеньки за этими сумками гоняются? Смешно, что именно либералы в своих статьях высказывают возмущение тем, что «ящик поставили накануне 70-летия победы». Свои мнения стали высказывать даже «ветераны», причём афганской войны – интересно, какое они имеют отношение к Красной площади.Матвей Ганапольский, обозреватель «Эхо Москвы»

Тем временем из Киева, где в данный момент проходят митинги, вернулся шеф-редактор сайта «Дождя» и удивился тому, какая важная проблема стоит в стране на повестке дня:

Зачем вот эти все колонки о чемодане на Красной площади? К чему посты об оскорбленном чувстве прекрасного? И тем более несмешные коллажи. Любое действие человек совершает с какой-то целью. Вот тут она мне неясна. Гражданское общество в лице прогрессивных гражданских журналистов, жестко высмеивая, борется за исторический облик центра столицы? Да вроде нет. Да и когда сносили дом Мельгунова, например, на Арбате, тем же гражданским журналистам было ни смешно, ни холодно.Илья Клишин, шеф-редактор сайта «Дождя»

Однако воды уже натекло столько, что паника началась даже среди власть имущих: «Ни в Федеральной службе охраны, ни в Министерстве культуры РФ не смогли ответить на вопрос о том, откуда в самом центре Москвы появился огромный выставочный павильон». Lifenews собрал комментарии напуганных чиновников:

— Комендатура Кремля точно к этому не имеет отношения - она отвечает за безопасность, — объяснил советник руководителя ФСО Сергей Девятов. Координатор движения «Архнадзор» Константин Михайлов уверенно предположил, что свое «добро» на строительство должно было дать Министерство культуры. В Министерстве культуры, в свою очередь, пожали плечами и кивнули в сторону Администрации Президента РФ. Пресс-секретарь Управделами президента России Виктор Хреков лишь удивился этому заявлению.

К вечеру представители компании Louis Vuitton решили успокоить общественность, заявив, что все деньги, вырученные с выставки, пойдут на благотворительность. «Вдохновением и идеей для конструкции самого павильона послужил подлинный заказ русского князя Владимира Орлова в начале ХХ века. Инициалы на сундуке (P.W.O. — Prince Wladimir Orlov) и триколор в действительности были заказаны князем Орловым для его сундука», — заявили в компании.

«Я поддерживаю этот проект, тем более, что те средства, которые будут заработаны, пойдут на лечение больных детей», — скромно добавил к комментариям представителя бренда председатель комитета по стратегическому развитию ГУМа Михаил Куснирович.

На время написания заметки СМИ так и не удалось найти чиновника, давшего санкцию на появление чемодана. А ведь теперь это особенно важно.

UPD: ГУМ попросил Louis Vuitton убрать чемодан с Красной площади

Сижу на своём,
Марк Гутман,
TJournal

#Скандал #Louis_Vuitton #чемодан_на_Красной_площади #Илья_Клишин #Михаил_Идов #Матвей_Ганапольский