Новости
Никита Лихачёв

Гость TJournal: Дюран

Анонимный блогер-креативщик о своей истории популярности, сообществах «ВКонтакте», искусстве и сохранении инкогнито

Каждую неделю TJournal приглашает к себе в гости интересных деятелей интернета. На этот раз мы поговорили с Дюраном, автором популярного сообщества его имени во «ВКонтакте», об известности и сохранении анонимности, борьбе за формат в соцсетях и искусстве.

Как ты дошёл до того, чтобы завести паблик своего имени?

Когда-то давно я зашёл на сайт durov.ru и увидел, что я в закладках у огромного числа людей. На счётчике застыло какое-то число: я подумал, что это максимальный показатель, дальше которого система просто не считает. При этом в друзьях у меня было всего 60 человек, а подписчиков ещё не было и в помине — это был год 2009-й, наверное.

Видимо, была какая-то потребность у людей, раз они заходили на мою страницу, но не добавляли меня в друзья.

Тогда ты публиковал всё на своей странице?

Да. Тогда же ещё была стена, не было микроблога. Я постил, а люди копировали себе на жёсткий диск и вывешивали от своего лица. Таким образом мои картинки расходились.

Меня всё устраивало. Правда, я видел, как мои картинки публиковались в больших группах без указания авторства. Я просил, чтобы подписывали моим именем, но тогда меня мало кто слышал.

Я подумал, что тоже надо завести группу: пусть вступают в неё, раз не хотят в друзья. И как раз когда я об этом раздумывал, появились публичные страницы. В первый же день, когда появилась такая возможность, я сделал свой паблик. При этом ситуация с друзьями и подписчиками у меня кардинально не поменялась, но паблик начал расти.

Я подозреваю, что твоё творчество началось ещё задолго до «ВКонтакте».

На самом деле нет. Изначально то, что я рисовал, было не очень популярно и вообще предназначалось для узкого круга людей: я рисовал кровищу, разную расчленёнку и всё такое. Если я сейчас такое нарисую, люди могут начать писать комментарии (по крайней мере, когда у меня были открыты комментарии), что, мол, «нужен Капитан, объясните кто-нибудь». А раньше таких картинок было 100%, и люди вообще не заморачивались: им нравилась рисовка, детали.

Когда появились репосты, я понял, что чтобы картинки расходились далеко, они должны быть не сказать чтобы прямо примитивны, но понятно о чём сделанные — с первого взгляда. Я решил делать их более вирусными, так, следуя за изменениями во «ВКонтакте», и пришёл к существующему сегодня формату.

Правда, Павел Дуров перестал отчитываться об обновлениях. Раньше были посты в духе «7 обновлений февраля», и среди нововведений часто встречались те, которые косвенным образом влияли на то, как я что-то там делаю.

Короче говоря, твой формат развивался параллельно с форматом микроблогов во «ВКонтакте».

Ну да. Ну и в том числе в том направлении, в котором развивался Твиттер и все эти соцсети.

При этом ты раньше использовал разные форматы: в Твиттере ты комментировал происходящие живые события, и иногда удалял «незашедшие» твиты.

Раньше в Твиттере у меня было мало подписчиков, и было непонятно, как общаться с этой аудиторией. Я понимал, что она другая, но чем именно она отличается было неясно. Что-то заходило во «ВКонтакте», а в Твиттере имело один ретвит.

Пока там было мало людей, я использовал Твиттер как полигон: тестировал разные форматы.

А сейчас ты используешь как полигон собственную страницу? Выкладываешь какие-то картинки, смотришь, набирают ли они лайки?

Со временем в Твиттере набралась внушительная аудитория, с которой пришлось считаться. Тестировать на ней было уже не очень честно. Постепенно всё пришло к тому, что я стал публиковать одинаковый контент и в Твиттере, и во «ВКонтакте».

На самом деле, формат не изменился, потому что у меня есть закрытая группа во «ВКонтакте», в которой я тестирую шутки для Твиттера, а лучшее попадает в паблик.

У тебя есть закрытая группа?

Я создал её однажды ночью: в Твиттере написал «Ребята, добавляйтесь», набрал 300 человек, и они все были живые. Сейчас там живых осталось человек двадцать, но по числу лайков и комментариев я понимаю, какая шутка хорошо зайдёт, а какая вообще непонятна. Но аудитория была взята именно из Твиттера.

То есть она хорошо понимает формат Твиттера.

Да. Она раньше была открытой группой, но постепенно контент из неё стал уходить раньше, чем попадал в мой паблик — кто-то воровал.

А как ты относишься к тем, кто ворует, несмотря на копирайт и узнаваемость?

Узнаваемость достаточно слабая, если честно. Если мне покажут картинку и скажут, что я её три года назад нарисовал, я, наверное, поверю. Я сам себя не могу различить.

Кто-то говорит, что у меня есть стиль. Я просто рисую, как мне кажется, лучшим образом для данного случая.

Что касается подписей, то чаще всего она портит картинку. Если она заметна на картинке, то из верхнего левого угла нужно провести взглядом в нижний угол… Последнее время я её практически не использую. А вот если фотография из Фотошопа, то она не так заметна и не портит.

Не волнует, что ты отдаёшь часть своей популярности паразитам?

А что я могу сделать?

Ну, пристыдить их.

Это всё не работает. Так называемые «профессионалы» не знают другого способа. А что, они должны сами постить? У каждой картинки, по-хорошему, есть автор, но они же не будут рыться в интернете и искать его. Они берут картинки из других пабликов, а те — из ещё одних.

А ты знаком с администраторов крупных сообществ? С ними можно как-то договориться?

Крупные уже давно не берут, прямо гигантские. Или берут, но помечают, но без активной ссылки.

Почему у тебя отключены комментарии? Хочешь ли ты общаться с читателями?

Даже когда они были открыты, я особо не общался. Они были открыты для того, чтобы человек, когда-то поставивший лайк к записи, увидел новые комментарии у себя в уведомлениях и снова вернулся в сообщество.

Ещё одна вирусная составляющая?

Ну да.

А фидбек через комментарии?

Единственный фидбек, который мог быть мне полезен, если я где-то опечатался или произошла какая-то ошибка. Я стараюсь быть более внимательным.

В плане контента ты не ориентируешься на мнение читателей?

А каким образом оно может повлиять? Они скажут «Давай больше картинок про это вот»?

Например, если кто-то не понял тонкую шутку и ты видишь, что нужно писать понятнее.

Если по этой шкале оценивать, то это очень видно по лайкам и репостам. Некоторые специализированные посты, например, направленные на аудиторию сериала «Ганнибал», имеют мало лайков, но много репостов — практически одинаковые числа. Если шутка не требует дополнительных знаний, то будет мало репостов и какое-то среднее число лайков. Если шутка плохая — мало репостов и мало лайков.

У тебя есть ещё другие сообщества вроде «Улова», куда ты публикуешь совершенно другой контент.

Есть паблики одной шутки, где однотипные шутки обыгрываются много раз — например, «параллельные линии никогда не пересекаются», или «удав, который съел». Одного раза зайти и посмотреть достаточно, чтобы понять, что там будет следующие два года.

В «Улове» я не единственный админ, поэтому там частенько бывает даже то, что мне самому не нравится, зато какое-то разнообразие вносит. Я не полностью его веду, иногда даже пропадаю на пару недель.

С друзьями ведёшь?

Нет, я этих людей не знаю.

Просто понабрал по объявлениям?

Просто увидел, что они адекватные. Если говорить про «Улов», то когда-то там было уютное коммьюнити, все друг друга знали и встречались в комментариях. Там даже появилось несколько локальных мемов.

Один чувак писал «Я это где-то видел, это боян». Такое часто бывает: не успеваешь на один день, то есть картинка появилась вчера, а он пишет, что это боян. Я ему пишу: давай я тебя сделаю админом, будешь публиковать. Он начинал что-то постить, и мы ему в комментариях писали «Это боян». Такая процедура имела несколько итераций, в результате чего у сообщества появилось несколько админов, которое постили достаточно интересный и редкий контент.

Из «Улова» контент расходится по другим пабликам или вы его используете как свой сборник?

Я вижу, что в сообществах, админы которых подписаны на «Улов», многое начинает появляться гораздо раньше. Но я не могу говорить это с уверенность, потому что в «Улов» попадает только то, что мы видим в своих лентах новостей.

Ты все потребляешь из ленты «ВКонтакте»?

Да, я много где не сижу, поэтому друзей во «ВКонтакте» стараюсь подбирать так, чтобы были интересные новости.

Как ты стал таким диким апологетом «ВКонтакте»?

«ВКонтакте» мне понравилась с самого начала. Первое моё впечатление — очень странно, что люди здесь сидят под настоящими именами.

А ты с самого начала сидел под вымышленным?

Нет, у меня была настоящая страница и до сих пор есть. Там настоящие друзья и знакомые, но постить тот контент, который я производил в 2009 году, я не мог. Чтобы их не печалить, решил создать другую страницу.

Не было соблазна перейти на другие платформы и там набрать подписчиков? Google+, Facebook, «Одноклассники»?

Нет. Вот в Facebook другая аудитория, и не хватает то ли времени, то ли желания изучить то, как совершенно рандомные посты становятся там популярными, а какие-то популярные во «ВКонтакте» записи набирают средние четыре репоста. Помню, что картинка с удавом в Фейсбуке набрала шеров больше, чем число моих подписчиков.

Видимо, в Фейсбуке не хватает твоего контента?

Возможно. Я, конечно, мог покупать репосты и договариваться о развитии…

Покупать репосты? Зачем?

Ну в Фейсбуке у меня сейчас всего 4 тысячи подписчиков. Это такая аудитория, которая сама по себе не взлетит.

Но картинка с удавом взлетела же?

Те, кто ей поделился, не конвертировались в подписчиков. Постепенно приходят новые, но очень медленно.

На волне популярности с тобой связывалась администрация «ВКонтакте»: ты клёвый, давай мы тебя попромотируем?

Я промотировался уже достаточно давно: вишу в рекомендуемых сообществах, оттуда до сих пор приходят люди. Тем, кто не подписан ни на какое сообщество, предлагаются различные страницы, и случайным образом там отображаюсь я. Но это 3% моей аудитории, насколько я помню. Две трети приходят из репостов.

Кто-то из известных людей на тебя подписан?

Я помню случай, когда Михаил Галустян спросил у своих читателей в Твиттере, на кого можно подписаться, и кто-то порекомендовал меня. Он подписался и я об этом забыл: у меня была странная неделя, посты были заковыристые, непонятные — то ли я был не в настроении, то ли ещё что.

Через неделю я зашёл в его профиль и увидел, что он отписался.

Как обстоят дела с рекламой? 

Если хочешь узнать про стоимость рекламы, то она открыта — можно посмотреть на бирже «ВКонтакте».

Ну ты же не только с биржи берёшь заказы, у тебя были заказные публикации в сотрудничестве с брендами.

Мне очень льстит, что большинство тех, кому я делаю рекламу, возвращаются не раз и не два, заказывают что-то новое. Значит, моя реклама работает.

Ты с кем-нибудь не работаешь принципиально?

С продавцами всяких чехлов и айфонов, с интернет-магазинами — только если это не те, с кем я давно сотрудничаю. Я, конечно, не бью себя пяткой в грудь, говоря, что мои картинки взорвут интернет, но заказчики видят, что мой контент работает.

Сколько вообще людей знает, кто ты на самом деле? Как удаётся сохранять анонимность?

Я никоим образом не угрожаю им: «Если ты расскажешь, что я Дюран, я опубликую сканы твоих анализов из больницы». Моя анонимность органичным образом вписывается в картину мира многих людей. 

Не представляю, кому может понадобиться рассказывать, что Дюран — это вот этот человек. Даже если кто-то расскажет такое, то это только сыграет мне на руку — ко мне придёт новый трафик.

Если трибуна, с которой рассказывают, будет маленькой, это просто не будет никому интересно.

Правда считаешь, что это никому не интересно?

Никогда не задумывался об этом. Этого не происходит. Так устроен мир.

Когда меня мало кто знал, не было необходимости как-то фильтровать контент, чтобы не отпугивать рекламодателей. Если я сейчас начну пропагандировать какой-то нездоровый образ жизни или ненависть к каким-то слоям общества, писать про политику, это, понятное дело,  снизит количество заявок на обработку контента. Поэтому сейчас паблик стал очень добрым, но не теряя своей остроты и актуальности.

А есть потребность выражать какие-то радикальные мысли?

Могу сказать, что у меня до сих пор есть контент, который я не опубликовал, потому что он может очень резко сказаться на моём образе. Идей очень много: не нарисую одно, нарисую другое.

У тебя было когда-нибудь ощущение, что ты не до конца владеешь Дюраном — учитывая, что последнее время происходит со «ВКонтакте»?

Такое ощущение есть, но на 100% перенести куда-то аудиторию «ВКонтакте» невозможно. У меня есть сайт, на котором собраны все картинки, и если в один момент, как он называется, Роспотребнадзор…

Роскомнадзор.

…Роскомнадзор всё перекроет, у меня есть сохранённая копия. В конце концов, есть Твиттер, Фейсбук, Лепра: картинки пустили корни и разошлись достаточно далеко.

Но ты можешь потерять свою влиятельность. Пытаешься диверсифицировать риски?

Они уже сейчас достаточно диверсифицированы.

С каких трёх сайтов ты начинаешь свой день?

Новости читаю обычно на «Ленте.ру». Второй сайт, наверное, «Лепрозорий» — я туда часто захожу.

Ты сидишь там под своим именем?

Под Дюраном. Кто-то из друзей «ВКонтакте» спросил, почему меня нет на Лепре, и выслал мне инвайт. С тех пор оставил 538 комментариев, но я выкладываю туда только свои картинки.

Ну и третий сайт — IMDB. Раньше я смотрел по несколько фильмов в день и часто зачитывался описаниями к ним, читал полностью всю карточку о фильме, какие актёры снимались, интересные детали. Сейчас хорошо, если за неделю смогу посмотреть один фильм. Времени нет.

Святая троица

Сайты, с которых Дюран начинает каждое утро

«Лента.ру», интернет-СМИ

«Лепрозорий», закрытые коллективные блоги

IMDB.com, база данных кинофильмов и сериалов

#Интервью #Павел_Дуров #ВКонтакте #реклама #Гость_TJournal #SMM #Биржа_ВКонтакте #анонимность #блогеры #блогер_Дюран #Duran_Duran #durov_com