Новости
Султан Сулейманов

У нас есть шанс (маленький)

Шеф-редактор TJournal просит помочь исправить закон о блогерах

16 мая, когда весь Рунет стоял на ушах от угроз заблокировать Твиттер и требований включать мозги, в Роскомнадзоре прошла полузакрытая встреча: представители интернет-отрасли и руководители ведомства обсуждали, что можно сделать с «законом о блогерах», чтобы он стал хоть немного адекватнее.

Шеф-редактор TJournal был на этой встрече и теперь хочет попросить у читателей помочь с идеями.

Скучное, но важное бла-бла-бла

О том, что представляет собой закон о блогерах, в общих чертах знают почти все: это два положения, одно из которых касается непосредственно популярных блогеров (посещаемость более трех тысяч пользователей в сутки), а второе — «организаторов распространения информации».

Первых обязывают не материться, публиковать только проверенную информацию, не нарушать законы и честно указывать своё имя. Вторых — уведомлять Роскомнадзор о начале своей деятельности и хранить данные о действиях пользователей по полгода, выдавая их заинтересованным органам.

Госдума, Совет Федерации и президент, несмотря на опасения интернет-индустрии, закон поддержали, и 1 августа он уже начнёт действовать. Проблема в том, что никто не понимает, как же он будет работать: если задуматься о его практической применимости, неизменно возникает множество вопросов.

1. Что именно относится к организаторам распространения информации? Должен ли любой сайт, где пользователи могут оставлять комментарии, регистрироваться в Роскомнадзоре и хранить данные по полгода?

2. Должны ли площадки и сервисы (а под закон подпадают и приложения для обмена сообщениями), которые уже функционируют, уведомлять Роскомнадзор?

3. Подпадают ли под категорию организаторов распространения информации зарубежные сайты? Что значит «зарубежные», если нет? Если да, почему иностранные площадки должны по требованию российских властей что-то делать?

4. Входят ли в эту категорию онлайн-игры, пользователи которых могут общаться между собой во внутренних чатах и форумах?

5. Как измерять суточную аудиторию блогеров, чтобы отделять пользователей с 3000+ читателей от их непопулярных коллег?

6. Относятся ли к блогам коллективные сообщества и просто любые сайты, на которых «размещается общедоступная информация»? А социальные сети в целом? Должны ли они в таком случае следить за каждым комментарием и каждой репликой своих пользователей, не допуская в них нецензурщины и недостоверщины?

7. Что если пользователь не хочет себя идентифицировать, а Роскомнадзор попросит площадку предоставить данные на него?

Это далеко не полный перечень вопросов, но даже на них у Роскомнадзора нет готовых ответов. В этом несколько дней назад в частном разговоре признавался замглавы ведомства Максим Ксензов, ставший в пятницу ньюйсмейкером дня.

Но до 9 июня должно быть написано 13 подзаконных актов правительства, Роскомнадзора и Минкомсвязи, в которых будут предусмотрены все нюансы. Поэтому 16 мая руководители Роскомнадзора позвали представителей отрасли — в компанию к гигантам «Яндексу», Mail.Ru, Google и Microsoft попал и скромный TJournal в моём лице — обсудить, что и как следует прописать в этих актах, чтобы закон стал хоть немного адекватнее.

Это была первая встреча, но на ней представители ведомства уже озвучили несколько положений, к которым они склоняются. Например, что процедура работы с реестрами организаторов распространения информации и блогеров должна быть простой и полностью осуществляться в электронной форме, без необходимости физически обращаться в госорганы.

Или что можно выделить типы площадок, которые не подпадут под этот закон и смогут существовать спокойно. Что это за типы, пока неясно: закрытые сообщества в соцсетях? отраслевые коллективные блоги вроде «Хабрахабра»? коллективные энциклопедии вроде «Википедии» (Ксензов вообще предложил отнести её к поисковикам и под этим предлогом освободить от ответственности)?

Из встречи было видно, что Роскомнадзор не прочь подвести под положения об организаторах распространения информации и зарубежные площадки, если те «влияют» на российских пользователей. Правда, глава ведомства Александр Жаров утверждал, что он не готов брать «под колпак» весь интернет, поэтому ограничился бы только сайтами и сервисами с тремя тысячами и более российских пользователей. Почему он решил приплести сюда нюансы от положений про блогеров, я не выяснил, но надеюсь найти твердые аргументы против его идеи. Иначе нам заблокируют половину западного интернета — закон позволяет.

Один из сотрудников ведомства показал варианты полей, которые надо будет заполнять владельцам сайтов, приложений и блогов при попадании в реестр Роскомнадзора: надеюсь, позже в распоряжении TJournal окажется полная версия документа, но уже сейчас можно сказать, что в программу-максимум вошли не только доменные имена, IP-адреса и наименования владельцев (а в случае с блогерами — ещё и домашние адреса), но и описания проектов (чтобы можно было идентифицировать мобильные приложения) и даже языки программирования, на которых создавался продукт.

У отрасли тоже есть свои идеи. РАЭК задумался о том, как считать аудиторию блогеров: можно использовать решение Роскомнадзора, взять существующие счётчики, создать некий отраслевой измеритель или просто работать по принципу «запрос площадке — отчёт со статистикой». Организация, которая должна представлять Рунет, предлагает остановиться на двух последних вариантах: для дневников на блогохостингах и отдельных сайтах использовать отраслевой счётчик, а данные по страницам в соцсетях запрашивать у площадок. Роскомнадзор в принципе согласен.

Давайте действовать

Для начала короткая ремарка: я понимаю, что имею дело с госорганом. Что скорее всего наши предложения пропустят мимо ушей, но отчитаются в СМИ, что «с отраслью обсуждалось» и «замечания учли». Так уже происходило при обсуждении прошлых резонансных законов.

Подчеркну: я, как и, надеюсь, многие из присутствовавших на встрече в Роскомнадзоре, принципиально против этого закона о блогерах. Он вредный, бессмысленный и не имеющий абсолютно никакого отношения к борьбе с терроризмом (а его нам пропихнули именно в «антитеррористическом пакете» после взрывов в Волгограде).

Сегодня на заседании представители Роскомнадзора много раз повторили мысль о том, что сначала закон будет работать «в ручном режиме» — это значит, что даже в регулирующем органе не верят, что смогут ясно прописать все правила игры; это значит, что скорее всего над всеми более-менее популярными площадками и пользователями подвесят по метафорическому топорику, а решение в каждом конкретном случае будут принимать чиновники: плохое настроение — казнил, хорошее — помиловал.

И тем не менее. У нас есть шанс воспользоваться затруднительным положением Роскомнадзора и постараться хоть немного смягчить неприятные эффекты от реализации закона. В конце концов, хуже уже не будет — благодаря государству Рунет и так находится в положении стучащего с той стороны дна.

В конце мая пройдёт вторая встреча отрасли с Роскомнадзором. От нас ждут предложений, а я в свою очередь обращаюсь к читателям TJournal: давайте подумаем, что бы мы такого могли вписать в подзаконные акты, что упростило бы нам — в широком смысле — жизнь? Что могло бы устроить и госорганы, и интернет? Не обещаю, что дословно процитирую каждый комментарий, но надеюсь, что мы найдём какие-то подходы, которые я там озвучу и которые, возможно, даже учтут. Если меня пригласят ещё раз, конечно.

P.S. И пожалуйста, давайте без троллинга, «вообще отменить» и «Ксензова на вилы». Об этом я уже думал, не подходит.

Много букв, не осилил,
Султан Сулейманов,
TJournal

#Колонка #Роскомнадзор #госрегулирование #блогеры #регистрация_блогеров #закон_о_регистрации_блогеров #приравнивание_блогеров_к_СМИ