Новости
Виктор Степанов

Хвала сомневающимся

Как суд по делу Silk Road превратился в процесс о будущем сети: репортаж TJ из Нью-Йорка

20 января в Нью-Йорке стартовала вторая неделя суда над Россом Уильямом Ульбрихтом (Ross William Ulbricht), предполагаемым основателем интернет-магазина наркотиков Silk Road. Американские власти обвиняют его в создании наркокартеля, отмывании денег, организации заказных убийств и мошенничестве.

Редактор TJ посетил очередное заседание по делу Ульбрихта, поговорив с наблюдающими за процессом журналистами, блогерами и юристами и попытавшись понять, как разбирательство, посвящённое продаже наркотиков в тёмном интернете, превращается в общественно значимую дискуссию о свободе всей сети.

Росс Уильям Ульбрихт во время судебного заседания

Конфликт убеждённости

С момента задержания Росса Ульбрихта в октябре 2013 года прошло больше года. За это время следствие подготовило и предоставило суду десятки томов доказательств, по мнению прокуроров свидетельствующих об участии обвиняемого в организации торговли запрещёнными веществами в интернете. Чтобы доставить в зал малую часть этих документов, обслуживающему персоналу требуется две больших тележки, доверху нагруженных пухлыми картонными папками. И всё же, открывая новое слушание, судья Кэтрин Форрест (Katherine B. Forrest) вынуждена каждый раз начинать с пространных объяснений того, что, по её мнению, относится к делу, а что нет.

Из всех томов следствия напрямую к делу относится не так уж и много. Фактически, выдвинутые против Росса Ульбрихта обвинения основаны на 52 транзакциях Silk Road из 10 разных стран. Операции являлись оплатой за якобы продававшиеся на сайте наркотики.

Второй ключевой уликой являются скриншоты чатов, сделанные с ноутбука Ульбрихта, изъятого у него в ходе задержания в районной библиотеке Сан-Франциско. Изображения, как утверждают власти, доказывают, что подозреваемый общался с другим администратором Silk Road, используя никнейм Dread Pirate Roberts (DPR). Как заявляет обвиненение, DPR, основавший интернет-магазин и собиравший комиссию с каждой покупки на ресурсе, и Росс Уильям Ульбрихт — это одно и то же лицо.

Процесс только начался, но уже ясно: доказать что-то на 100 процентов каждой из сторон будет очень нелегко.

В остальном, всё, что есть у судьи Форрест и присяжных, занятых в деле, — это показания свидетелей. Большую их часть ещё предстоит допросить. Пока перед судом предстал лишь специальный агент Джарэд Дэреньян (Jared Der-Yeghiayan), впервые обнаруживший наркотики из Silk Road в одном из почтовых отправлений в 2011 году.

Допрос Дэреньяна в начале процесса принёс суду массу новых проблем. Спецагент постоянно уходил в рассуждения о собственной «уверенности» и «убеждённости» в причастности Росса Ульбрихта к работе Silk Road и на расплывчатые вопросы прокуроров и адвокатов отвечал ещё более расплывчатыми фразами, вынудив её честь запретить участникам дела задавать свидетелям любые вопросы, касающиеся вещей, не имеющих под собой прямой доказательной базы. Изучив на выходных пять похожих по существу дел, Кэтрин Форрест запретила сторонам задавать любые вопросы, содержащие упоминание чьей бы то ни было «веры» или «уверенности» в чём бы то ни было. Прецедентное право в действии.

Здание Южного окружного суда имени Дэниэла Патрика Мойнихэна,
Пёрл-стрит, Нью-Йорк

Пират по имени Марк

Главной сенсацией предыдущих двух заседаний в то же время стало оглашение адвокатом Ульбрихта Джошуа Дрателом (Joshua Dratel) собственной версии того, как всё было на самом деле. По словам юриста, стратегия защиты заключается в следующем: Росс Уильям Ульбрихт под никнеймом Dread Pirate Robers действительно основал Silk Road, как «свободную торговую интернет-площадку», однако через несколько месяцев перестал заниматься ей и передал в управление другим людям. Позже, уже незадолго до ареста, новые администраторы сайта вновь попросили его вернуться и продолжить развитие магазина. Тем самым, заключает защита, Ульбрихта фактически подставили, свалив на него все операции по продаже наркотиков, совершённые на Silk Road в период его отсутствия. По мнению Дратела, истинным администратором интернет-магазина мог являться создатель обанкротившейся биткоин-биржи Mt.Gox Марк Карпелес (Mark Karpeles).

Имя Карпелеса предало делу совершенно другой оборот. Сам бизнесмен в твиттере уже опроверг свою причастность к работе Silk Road, заявив, что не скрывается и никогда не скрывался за никнеймом Dread Pirate Roberts.

Плохая репутация Марка Карпелеса может существенно помочь защите доказать невиновность Росса Ульбрихта. Осталось лишь убедить судью вызвать бизнесмена на допрос.

Твит Карпелеса, конечно, не равнозначен показанию под присягой. Стоит ли вызывать Марка Карпелеса на допрос в качестве свидетеля — это ещё предстоит решить судье Форрест. Из сказанного на последнем заседании трудно понять, собирается ли она это делать. Судья потребовала от защиты предоставить любые доказательства возможной причастности бизнесмена к продаже наркотиков на Silk Road, заявив, что не готова оформлять повестку на его имя на основании одних лишь предположений. Сторона обвинения, в свою очередь, утверждает: единственная связь между Карпелесом и Ульбрихтом состояла в том, что последний пользовался веб-хостингом первого при создании сайта SilkRoadMarket.org. А значит и допрашивать его не о чем.

То, что вызов Марка Карпелеса на перекрёстный допрос не входит в планы работающих над делом прокуроров, стало ясно, когда заседание прервали для подачи так называемых «закрытых уведомлений». Спустя несколько минут присутствовавшие в зале журналисты узнали — следствие просит суд отказаться от вызова Карпелеса, утверждая, что его возможная причастность к незаконной деятельности действительно изначально предполагалась агентом Дэреньяном возможной, однако позже сотрудник правоохранительных органов от этой версии отказался.

Автомобиль полиции Нью-Йорка у здания суда

Скрытые доказательства

Пока Кэтрин Форрест была занята рассмотрением уведомления, зал стал переговариваться и в который раз пытаться разобраться, мог ли основатель Mt.Gox одновременно выступать и как Dread Pirate Roberts. Версий множество.

Самая экзотичная и в то же время не лишённая под собой оснований из них гласит: к осени 2013-го Карпелес уже понимал, что его мошенничество на Mt.Gox вскоре раскроется, и бирже грозит банкротство. Опасаясь судебного разбирательства и обвинений в том, что деньги клиентов биржи украл именно он, бизнесмен заключил со властями сделку, пообещав им «сдать» настоящего DPR. Именно тогда ему вновь понадобился Росс Ульбрихт, которого, как создателя ресурса, подставить оказалось несложно.

Один из присутствующих на процессе в качестве наблюдателя юристов считает, что события и вправду могли развиваться подобным образом. По его мнению, ни чаты, ни даже предоставленные обвинением отчёты о денежных переводах в биткоинах на счета Ульбрихта не являются прямыми доказательствами его вины сами по себе.

Но главное — следствие фактически отказывает суду в праве узнать, как эти доказательства были добыты, явно что-то скрывая. И либо здесь действительно идёт речь о причастности третьего лица (Карпелеса или кого-то другого), либо улики собирались незаконно, убеждён юрист. Например, с серверов Silk Road без наличия соответствующего ордера (то есть фактически на основании предположений занимавшихся делом спецагентов).

Дискуссия о праве спецслужб сомнительными схемами собирать улики против людей из теневого интернета началась не с процесса Silk Road. Но именно это дело может впервые создать прецедент, оправдывающий такую практику.

Законность сбора доказательной базы против Росса Ульбрихта — отдельный вопрос. На том, что спецслужбы получили доступ к данным Silk Road в обход установленных правил настаивает не только адвокат Джошуа Дрател, но и освещающий процесс для Forbes журналист Энди Гринберг (Andy Greenberg). По словам Гринберга, то, какие сведения предоставляются суду, теоретически похоже на нарушение Конституции США — сбор информации против подозреваемого без соответствующего ордера или по так называмому «общему ордеру», когда следствие не указывает, какие именно сведения ищет. В таком случае процесс по делу Silk Road получает особую значимость для будущего всего интернета в целом. Создаваемый делом прецедент в будущем развяжет руки множеству «агентов Дереньянов», которые станут отправлять людей из теневого интернета за решётку, не имея практически ничего, кроме собственных подозрений и предположений различной степени обоснованности.

Версия по нраву

Мнение Гринберга с готовностью поддерживают трое других наблюдающих за судом людей. Один из них, либертарианец по имени Джон, утверждает, что пришёл на процесс из личного интереса. Полушёпотом, чтобы не привлечь внимание пристава, он говорит: Silk Road во многом был неудачным опытом создания своеобразной версии eBay, основанной на биткоинах и анонимности. Да, владелец сайта, кем бы он ни был, совершил множество ошибок, но это не значит, что его можно посадить на десять-двадцать лет, просто показав судье скриншоты с изображениями наркотиков. Фотографии запрещённых веществ Джон называет «рекламой», которую «повесили» на главную страницу Silk Road неизвестные. Прямых продаж запрещённых веществ на сайте вообще не было, убеждён мужчина.

Фургон телеканала CNBC неподалёку от здания суда на Пёрл-стрит

Ещё один молодой человек, присутствовавший на заседании и отказавшийся назвать своё имя, рассказал TJ, что считает Росса Ульбрихта героем. Следить за деятельностью DPR он начал ещё в 2011 году. Представившись сооснователем биткоин-стартапа, мужчина признал — Silk Road действительно продавал наркотики, отправляя их по почте. Он лично получил одну из таких посылок. Однако в то, что Ульбрихт руководил транзакциями ресурса, получая за это комиссию, стартапер не верит. По его словам, власти слишком сильно хотят поставить вне закона всё, что связано с биткоинами, а Росс Ульбрихт всего лишь попался им под руку.

Блогер Джулиа Тоуриански (Julia Tourianski) придерживается более сдержанной позиции. С одной стороны, возможно, Росс Ульбрихт действительно виновен. Возможно, он получал прибыль от оборота наркотиков и занимался отмыванием денег. Но следствие выстроено таким образом, говорит девушка, что речь не о вине или невиновности человека, скрывавшегося за никнеймом Dread Pirate Roberts, а о том, что биткоины и свободный теневой интернет изначально воспринимаются властями, как нечто криминиальное. Это и позволило довести до суда расследование, опирающееся на шаткие доказательства и косвенные подозрения. С момента задержания Ульбрихта, никто даже не пытался представить, что то, что происходит в интернете может на деле быть не тем, чем кажется с первого взгляда.

Улыбается и машет

Пока главная задача адвоката Дратела видится крайне простой: к тому моменту, когда присяжные должны будут вынести решение о виновности или невиновности Росса Ульбрихта, ему необходимо создать в суде ситуацию так называемого «обоснованного сомнения». Юридически, и 20 января судья Форрест это ещё раз подтвердила, для оправдания Ульбрихта может хватить и того, что его связь с никнеймом Dread Pirate Roberts будет до окончания дела находиться под вопросом.

Задача прокуроров куда сложнее. По словам судьи, все косвенные доказательства нужно соединить в единую линию, на основе которой присяжные могли бы вынести однозначный вердикт. Пока до этого ещё далеко, Росс Ульбрихта может, как это было сегодня, входить в суд слегка улыбаясь и приветственно помахивая рукой тем, кто собрался увидеть разбирательство над ним.

В процессе написания этого материала стало известно о задержании в городе Бэлвью в штате Вашингтон предполагаемого управляющего интернет-магазином Silk Road 2.0 — возрождённой версией магазина, запущенной после закрытия ФБР старого сайта в октябре 2013 года.

#Статья #Росс_Ульбрихт #MtGox #Марк_Карпелес #Silk_Road #биткоины #суд_над_Россом_Ульбрихтом #дело_основателя_Silk_Road