Разбор полётов: Розетка и четыре колеса Статьи редакции

Когда электромобили победят работающие на бензине машины

Индустрия электромобилей существует не первый год. Постепенно машины, заряжающиеся от розетки, становятся быстрее, лучше, доступнее и, как следствие, популярнее. И всё же пока появление такого транспортного средства на дороге скорее исключение, чем правило.

TJ попытался выяснить, в чём заключаются главные достоинства и недостатки электрокаров, и что должно произойти, чтобы они смогли победить своих бензиновых конкурентов.

Действительно ли электромобили в тренде

В 2014 году доля электромобилей в Норвегии достигла впечатляющего показателя в 20,3%. Теперь каждое пятое транспортное средство, зарегистрированное в этой скандинавской стране, имеет электрический двигатель. Произошло это во многом благодаря усилиям государства. Покупка электрокара не облагается налогом, владельцам таких автомобилей предоставляется бесплатный проезд по платным участкам трасс, а также льготная парковка в центрах крупных городов.

Некоторого признания удалось добиться электромобилям и в России. Собственным электрическим транспортным средством уже обзавелся ряд бизнесменов и предпринимателей — от гендиректора Mail.ru Group Дмитрия Гришина до главы «Сбербанка» Германа Грефа и жены министра связи Николая Никифорова. В конце января в Барнауле и вовсе случилось «историческое» событие: местный бизнесмен впервые купил электрокар в лизинг для своего предприятия.

Поддерживает тренд и Украина. В декабре 2014 года стало известно о готовящемся там вводе в эксплуатацию 34 новых станций для подзарядки машин, работающих от электрической энергии. Причем не только дорогих моделей Tesla, но и более доступных, вроде тех, что производят Nissan или Renault. В январе 2015-го в Киеве также запустился экспериментальный сервис такси, автопарк которого состоит из экологичных и экономичных электромобилей. В плане помощи государства там, правда, не всё так хорошо, как в Норвегии — после уплаты НДС и ввозной пошлины, цена на электрокар в стране в среднем увеличивется на 40%.

Одной из наиболее удобных для владельцев электромобилей стран являются США. В особенности комфортно живётся тем, кто отказался от бензина, на западном побережье — в Сан-Диего, Сан-Франциско и Портленде по всему городу «разбросано» по 100 «заправочных» станций для таких машин. Вполне достаточно, чтобы передвигаться по городским улицам и не волноваться о том, чтобы не остаться посреди дороги с разряженным аккумулятором.

И всё же до того, чтобы стать мейнстримом, электромобилям ещё далеко. Для того, чтобы всерьёз побороться с бензиновыми машинами, индустрии предстоит устранить ещё немало минусов в конструкции и эксплуатации электрокаров.

Главные минусы электрокаров

О плюсах электромобилей сказано уже много. Во-первых, они гораздо эффективнее тех, что ездят на бензине. В среднем электрокар преобразует в механическую около 60% электрической энергии. В то же время машина на бензине использует топливо с эффективностью в 17-20%.

Во вторых, такие транспортные средства просто идеальны с точки зрения экологии. Они не загрязняют окружающую среду опасными выхлопными газами, а производство «топлива» для них не требует опустошения природных запасов нефти.

Существует и множество отрицательных моментов, связанных с использованием таких машин. Например, до сих пор они не позволяют совершать длительные поездки на несколько сотен километров и предназначены в основном для передвижения в пределах одного города. Представить себе электрокар, спокойно выдерживающий поездку из Москвы в Санкт-Петербург, пока невозможно.

С одной стороны, от этого минуса легко было бы избавиться, построив развитую сеть станций подзарядки аккумуляторов электрокаров. Но и здесь не всё так гладко. Время полного заряда современного электромобиля может составлять в лучшем случае час, но обычно заряжать транспортное средство приходится по нескольку часов. Даже для быстрой и неполной подзарядки требуется как минимум 30 минут. Что всё это время должен делать водитель, непонятно. Производители электрокаров советуют заряжать свои машины ночью дома.

Наконец, электромобили просто-напросто очень дорого стоят. Цены на модель эконом-класса начинаются от 20 или 30 тысяч долларов. Tesla Model S обойдётся покупателю уже в 100 тысяч. В США за последние два года увеличилось количество программ лизинга и долгосрочной аренды электрокаров, однако и здесь цена для среднестатистического покупателя остаётся довольно высокой. Самые дешевые предложения начинаются от 200 долларов в месяц без учёта налогов и дополнительных сборов. Ту же Model S в 2013 году можно было взять в лизинг за 500 долларов в месяц. Для этого необходимо было внести 10 процентов от общей стоимости машины. В реальности ежемесячные платежи по программе составляли более тысячи долларов, так как рекламное предложение также давало цену без учёта местных и федеральных налогов.

Что сделал для индустрии Элон Маск

Когда речь заходит об электромобилях, имя главы Tesla Motors Элона Маска всплывает само собой. Именно Маск, хоть и не являющийся основателем Tesla, за последние несколько лет сделал всё для массового продвижения и коммерциализации электрокаров.

Предприниматель возглавил компанию в начале 2004 года, поставив перед ней задачу за несколько лет сделать работающие на электричестве машины коммерчески доступными. Сначала для небольшой группы поклонников спорткаров, а затем и для всех остальных.

Главным подходом Маска стал отказ от закрытой модели развития и переход к продаже контрактов на использование своих технологий другим компаниям. Договоры о сотрудничестве с Tesla заключили Daimler и Toyota. Оба концерна проинвестировали в Tesla и применяют системы компании Маска в разработке собственных электрокаров. По мнению предпринимателя, индустрия будет развиваться гораздо быстрее, как только электроавтомобили на рынке станут доступными для рядового покупателя.

В июне 2014 года Элон Маск также объявил: технологические патенты Tesla может теперь использовать любая компания, занимающаяся развитием производства собственных электромобилей. По словам предпринимателя, к сожалению, реальность такова, что пока продажи электрокаров составляют не более одного процента от всех продаж автомобильной индустрии, и изменить это можно только массовым распространением доступных на сегодняшний день технологий прозводства в этой области.

Как связаны популярность электрокаров и цены на нефть

В конце 2014 года перед индустрией электромобилей неожиданно возникла новая проблема — падающие цены на нефть. Традиционно (последние 5-7 лет) считалось, что ограниченность нефтяных ресурсов на планете и их постепенное исчерпание автоматически сделают электромобили господствующим средством передвижения в будущем. Однако, когда стоимость нефти от 100 с лишним долларов опустилась до скромного показателя в 45-50 долларов за баррель, эксперты заговорили, что до счастливого будущего электрокары могут и не дожить.

Как сообщает The Guardian, американские специалисты в области возобновляемой энергетики полагают: дешёвая нефть начнёт отрицательно сказываться на продажах работающих на электричестве машин уже в 2015 году. Постоянно дорожающее топливо подталкивало людей отказываться от бензина и пересаживаться в электромобили. Точно так же недорогая нефть постепенно вновь повысит популярность больших внедорожников. Особенно это будет заметно в США, где крупные, расходующие много бензина машины традиционно популярнее обычных городских моделей.

Дешёвая нефть тоже не может быть бесконечной, однако и здесь электрокарам придется непросто, считают американские социологи. В первую очередь, спросу на электромобили не даёт расти молодое поколение людей, всё чаще отказывающихся от машины в принципе и предпочитающих ей велосипед.

Вероятно, будущее действительно за электромобилями. Но сможет ли индустрия стабильно развиваться до тех пор, пока это будущее не наступит, всё ещё большой вопрос. На то, чтобы привычные сегодня машины на бензине появились в каждом городе и деревне, ушли десятилетия.

0
42 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Военный меч

>Постоянно дорожающее топливо подталкивало людей отказываться от бензина и пересаживаться в электромобили. Точно так же недорогая нефть постепенно вновь повысит популярность больших внедорожников.

Россия в таком случае идеальная страна для электрокаров, т.к. у нас - хоть падает цена на нефть, хоть поднимается - топливо один хрен дорожает.

Ответить
19
Развернуть ветку
Военный меч

Как, впрочем, и электричество.

Ответить
0
Развернуть ветку
Военный меч

По поводу экологии не всё так гладко. Во-первых электроэнергию для электрокаров надо производить, а это в основном либо загрязняющие атмосферу ТЭЦ, либо атомные электростанции, которые производят ядерные отходы.
Сами аккумуляторы тоже далеко не безопасная для природы штука. Насколько я знаю, там есть какие-то существенные трудности с утилизацией.

Ответить
12
Развернуть ветку
Военный меч

Ваше "в основном" верно разве что для Китая. В большинстве европейских стран тепловая электроэнергетика занимает не доминирующее положение на рынке.
Проблема утилизации, а точнее захоронения ОЯТ сейчас практически решена — упрощённо, выдерживаем их до распада самых активных изотопов, заливаем их в стекло, помещаем в шахту и заливаем её бетоном.
Насчёт аккумуляторов согласен.

Ответить
9
Развернуть ветку
Военный меч

Стоимость эксплуатации хранилища ядерных отходов может достигать сотни млрд. долларов в год. А хранить требуется до 10000 лет, а то и больше: http://goo.gl/gdE60x
Конечно, в статье хранилище не самое современное, но масштаб затрат даёт понять, что не всё так просто.

Ответить
3
Развернуть ветку
Военный меч

Ну вот по Вашей же ссылке: "Предположительно стоимость эксплуатации репозитория в течение следующих 100 лет может достигнуть $90 млрд." Нет сотни миллиардов долларов в год. Плюс, почему то при обсуждении источников электроэнергии почти всегда забывают старую добрую гидроэнергетику - возобновляемый источник с бесплатным энергоносителем. Кстати, именно в упомянутой в статье Норвегии 98% энергии вырабатывается на ГЭС. По суммарной мощности в мире ГЭС превосходят АЭС более чем в 2 раза. Так что, при грамотном подходе, как в той же Норвегии, с экологией у электрокаров действительно значительно лучше, чем у традиционных авто.

Ответить
4
Развернуть ветку
Военный меч

Сотни миллионов, не миллиардов. ;-)

Ответить
1
Развернуть ветку
Военный меч

Ну здравствуйте. ТЭЦ - не очень эффктивно для только для э/э, они же и тепло генерят. Есть ГРЭС, это другой вид станций, плюс есть новые блоки ПГУ(паро-газовые установки) с КПД порядка 60-62%. АЭС же тоже есть разные, как и разные способы утилизации. Наверное выудивитесь, но в некоторых больших конструкциях, например, мостах, их уже пару лет захоранивают. Я сам энергетик, сын неэнергетика, поверьте, тут не всё так однозначно, не все хотят электромобили.

Ответить
6
Развернуть ветку
Военный меч

Они там в своих Калифорниях всё больше и больше электричества от солнца самыми различными путями добывают

Ответить
4
Развернуть ветку
Военный меч

Ну и я свои 5 копеек вброшу.
>>электроэнергию для электрокаров надо производить, а это в основном либо загрязняющие атмосферу ТЭЦ

Да, но централизованно, за городом, с гораздо большим кпд.
+ есть ветряные, гидро- и солнечные электростанции. Опять же за городом.

"Экологичность" сводится к тому, что вредных выбросов в жилых зонах становится меньше.

Ответить
2
Развернуть ветку
Военный меч

Буэ. Радиоактивные отходы, конечно.

Ответить
1
Развернуть ветку
Военный меч

Был в прошлом году в Норвегии (Осло) - действительно их очень много. Там, в основном, только 2 модели: одна от Nissan (по размерам как Smart), вторая от Toyota (типа Yaris, только поменьше). Народ ездит на них, заряжает и не чувствует себя как то странно. За рулем и дяди в костюмах и молодые девушки. Стоят дорого, но гусударсто реально эффективно поддерживает эту отрасль. В Осло в центре довольно узкие улицы (как в Таллине) и мест реально нет. А для них выделены отдельные парковки, есть указатели и зарядки.
А вот в Бергене (как Санкт-Петербург по статусу) их практически нет.
Мы проехали от Осло до Бергена и обратно (половина Норвегии) и в массовом количестве они в Осло. Потому что действительно у них очень большие расстояния между городами и электрокар не потянет - это раз, а два - зимой на нем тяжело кататься, т.к дороги то в снегу все и можно банально застрять. Да и не на всех заправках есть зарядка.

Ответить
4
Развернуть ветку
Военный меч

Вообще Норвегия - первая страна, по которой можно проехать на электрокаре из конца в конец, не боясь остаться без заряда. Я, признаться, сам не проверял, но у Tesla Точно была карта всех "заправок" бренда, которые могут помочь в такой авантюре.

Что касается "тяжело кататься", то это может про другие модели, ибо был ролик (и не один, на самом деле), где парень нагрузил свою Теслу лыжами, велосипедами, чемоданами и несколькими шкафами из Икеи и поехал через всю страну на одном заряде, конечно же зимой. И ничего, даже дрифтовал где-то на дорогах в снегу :)

Ответить
3
Развернуть ветку
Военный меч

Да, когда государство вовсю субсидирует переход на зелёные технологии, это дюже выгодно. Да и гонять эти электроавтомобили могут будь здорово.
Это если у государства есть деньги. У нашего, по ходу, нет. Или для нас их нет.

Ответить
2
Развернуть ветку
Военный меч

Проблема больше не в этом, а в том, что они дорогие.
А Норвегия по качеству жизни и зп похожа на Швейцарию.
В Норвегии минимальная зп после вычета налогов 2000$. И государство поддерживает социальную сферу. Многие получают больше.
И несмотря на то, что у них дороже все раза в 3, автомобиль себе они могут позволить купить.

Ответить
0
Развернуть ветку
Военный меч

Автомобили у нас автомобили тоже недешёвые, и вряд ли сильно дешевле Норвегии. На западе Теслы конкурируют с БМВ и Мерсами. А вот всякие Тойоты и Ниссаны у нас народ бы себе мог позволить была бы инфраструктура, и была бы скидка от государства, то с руками бы отрывали.

Ответить
0
Развернуть ветку
Военный меч

Nissan определённо Leaf. У Toyota есть Prius, но он больше Yaris'а.
http://en.wikipedia.org/wiki/Plug-in_electric_vehicles_in_Norway#Registrations_by_model

Ответить
0
Развернуть ветку
Военный меч

Не могу пройти мимо, так как Маск всё-таки Илон.

А также насчёт второго минуса с подзарядкой - времени. На фирменных тесловских "заправках" есть услуга, когда тебе за некоторую сумму (точно не помню, гуглить лень) просто меняют твою батарею на заправленную новую. Происходит это за 3-5 минут вроде, что не отличается от обычной заправки по временным затратам. А на обратном пути можно забрать свою батарею назад.

Ответить
3
Развернуть ветку
Военный меч

> Tesla Model S обойдётся покупателю уже в 100 тысяч
Давайте уточним: цены на Model S начинаются от 60 тыс. долларов. 100 тыс. - это двухдвигательный суперкар. В этом году аннонсирован выпуск бюджетной версии по цене от 35 тыс (а с учетом скидок американским покупателям она обойдется ниже 30).

Для сравнения, Пежо-308 нового модельного ряда в Европе продается от 27 тыс евро. И это считается обычным автомобилем среднего класса, ни разу не лакшери.

В общем, прогноз весьма позитивный.

Ответить
3
Развернуть ветку
Военный меч

В рф от 100 тысяч скорее всего имелось ввиду

Ответить
1
Развернуть ветку
Военный меч

Французский сайт Пежо говорит о 18 200 евро за "пустую" комплектацию. А евро ещё и чутка дешевеет относительно доллара.

Ответить
1
Развернуть ветку
Военный меч

Пустые - да. А в нормальной комплектации вот: http://www.neowebcar.com/prix/peugeot/308-sw/allure
(Я сам в ноябре на такую пересел, поэтому изучал вопрос)

Ответить
0
Развернуть ветку
Военный меч

Пока в мире есть черное золото, корпорациям невыгодны альтернативные источники энергии, увы :( из за этого и отсутствие сильного прогресса в отрасли, который позволил бы полностью забыть о бензине, дизтопливе и lpg

Ответить
1
Развернуть ветку
Военный меч

Слишком узкое мнение. Электромобили - свободный рынок, из него еще столько корпораций выростет, или нефтяные сменнят профиль

Ответить
6
Развернуть ветку
Военный меч

Это слишком глобальная перестройка,убрать нефть,поставить электричество на первое место,это не легко,для этого потребуются полвека как минимум,многих корпораций устраивает и нефть,корпорациям плевать на экологию.

Ответить
0
Развернуть ветку
Военный меч

Но пойми, что если они сейчас упустят момент зарождения альтернативного топлива, то ччерез пол века их вытеснят те кто сейчас уже вложился в это

Ответить
1
Развернуть ветку
Военный меч

мне интересно в плане экологии, там планы на 2 года делаются что ли?

Куда не глянь, везде прогнозы, что планета в заднице будет, если дальше будет выпускать в воздух все вредное. Переходить на сол.энергию в начале 20 думали, потом нашли нефть и все про это забыли :(

Ответить
1
Развернуть ветку
Военный меч

так нефти лет на 50 осталось, она раньше кончится, чем планету засрут вконец

Ответить
0
Развернуть ветку
Военный меч

Лет на 50, говорите? Тренд пока в другую сторону.
Динамика изменения заявляемых запасов нефти для пяти стран с крупнейшими месторождениями.

Ответить
4
Развернуть ветку
Военный меч

с 2008 по 2013 оценка мировых запасов нефти скорректировалась на ~40 млрд. тонн в плюс. при потреблении ~4 млрд. тонн в год, вроде бы рост запасов опережает потребление. но, во первых, это произошло, в основном, только за счет персмотра запасов Венесуелы. А во вторых, доказанные запасы - не всегда извлекаемые запасы. У США монтерейское месторождение считалось доказанным, а в прошлом году его фактически списали. К нашей доказанной баженовской свите до сих пор никто не знает как подступиться, и сколько там на самом деле.
ну и да - 50 лет - это прогноз BP исходя из их оценки мировых запасов на 2013 год

Ответить
3
Развернуть ветку
Военный меч

Точно также говорили во времена СССР, что к нашему времени(2015г.) уже меди запасы точно закончится.
Хотел пруф найти, не нашёл. Зато по теме как раз статейка, может Вас тоже заинтересует - http://ideanomics.ru/?p=2108 .

Ответить
1
Развернуть ветку
Военный меч

ну такое, "нефть не кончится, потому что мы что-нибудь придумаем, потому что мы всего что-нибудь придумывали". Автор уповает на на огромные технологические перемены, но технический прогресс штука нелинейная, темп его замедляется. Можно согласится про снижение роста популяции, но большинство прогнозов делается исходя из текущего уровня потребления.

Ответить
0
Развернуть ветку
Военный меч

Ох уж этот вечный спор корнукопианцев и (нео)мальтузианцев!
Один из первых, известный экономист Джулиан Саймон, считал, что "сырьё должно быть дешевле труда", и за счёт этого выиграл $10k у известного эколога и энтомолога Пола Эрлиха из числа вторых https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%80%D0%BB%D0%B8%D1%85,_%D0%9F%D0%BE%D0%BB#.D0.9F.D0.B0.D1.80.D0.B8_.D0.AD.D1.80.D0.BB.D0.B8.D1.85.D0.B0_.D1.81_.D0.A1.D0.B0.D0.B9.D0.BC.D0.BE.D0.BD.D0.BE.D0.BC (не бойтесь, там всё ясно и кратенько). Кого заинтересуют труды Саймона, читайте http://r-e-e-d.com/wp-content/uploads/2014/08/51_simon_MorePeople.pdf.
Наконец, замечу, что скорость технического прогресса отнюдь не замедляется, а как раз наоборот.

Ответить
3
Развернуть ветку
Военный меч

(не бойтесь, там всё ясно и кратенько)
обидно щас было

по прогрессу:
сравниваю изменение качества жизни человека, жившего, скажем, с 1910 по 1965 и живущего с 1960 по 2015, и мне таки видится замедление, не?

Ответить
1
Развернуть ветку
Военный меч

Это было не конкретно вам, а вообще читателям, которые не любят переходить в Википедию по ссылкам.
А мне не видится никакого замедления. Как раз наоборот, ускорение.

Ответить
1
Развернуть ветку
Военный меч

кстати, недавно вспоминал, как видел в ~2005 расчёты о мировых запасах меди до ~2020-х. Как так вышло, что произошло, предпочитаю не думать, искать зарубежные оценки боюсь – вдруг реально меди мало.

Ответить
0
Развернуть ветку
Военный меч

К 2050 уже будет как то слишком поздно

Ответить
0
Развернуть ветку
Военный меч

Только в странах, имеющих доступ к углеводородному топливу. Пример Норвегии в данном случае показателен.

Ответить
0
Развернуть ветку
Военный меч

Тот случай, когда не стоило писать статью. Какой-то набор обывательских штампов.

1. После фразы "идеальны с точки зрения экологии" читать не стал. Ни слова о производстве и, главное, утилизации батарей. Эти процессы срут в природу довольно сильно.

2. Маск -- Илон!

3. Где практическая сторона? Какие электромобили можно купить в этой вашей Москве? Где зарядить? Для поржать вспомнили бы про мытищинский Матиз за полляма (http://www.zr.ru/content/news/511847-v_rossii_pojavilsa_serijnyj_elektromobil_za_499_tys_rublej/) или как после определённых законодательных инициатив в РФ в два раза подешевели японские электромобили Mitsubishi i-MiEV (http://www.topgearrussia.ru/news/car-news/208617/82fd4313.html) и так далее

Вот к такой статье я бы оставил многозначительный комментарий о том, как руководство Крыма пару лет назад пыталось продвинуть оригинальный законопроект о запрете бензиновых авто на Южном Берегу Крыма. Даже производство туристических электрокаров организовали.

С уважением.

Ответить
2
Развернуть ветку
Военный меч

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
1
Развернуть ветку
Военный меч

Народ ездит на них, заряжает и не чувствует себя как то странно. За рулем и дяди в костюмах и молодые девушки

и даже сам стивен ван зандт раскатывал на электротабуретке в lilyhammer, правда в первом сезоне.. а потом на джип пересел

Ответить
1
Развернуть ветку
Военный меч

Как сказал в Радио Т из Чикаго Умпутун: "Кому нафиг сейчас эти электрические машины нужны, когда бензин такой дешёвый стал?!"

Ответить
0
Развернуть ветку
Читать все 42 комментария
null