Новости
Никита Лихачёв

Сам ты тёлочка

Феминистка раскритиковала издание «Медуза» и другие СМИ за сексистское отношение к аудитории

24 марта феминистка и журналистка Белла Рапопорт в издании «Кольта.ру» раскритиковала коллег из российских медиа, допускающим сексизм не только в своих изданиях, но и при общении с читателями. Основным поводом для отповеди Рапопорт послужила манера общения в соцсетях авторов издания «Медуза», выпустившего днями ранее объяснительный материал о сексизме в России.

Имея глубокие корни в новейшей истории сексизма, скандал между Рапопорт и «Медузой» вырос за пределы изначальной темы и открыл давние претензии журналистских коллективов друг к другу.

Белла Рапопорт. Фото из её фейсбука

Как рассказала Рапопорт, за несколько недель до скандала к ней обратились из «Медузы» с просьбой помочь в подготовке объяснительного материала по сексизму. В декабре журналистка стала одним из главных рупоров критики в адрес сообщества «Оцени тёлку», в котором публиковались фотографии девушек с разными ценниками для голосования.

Присланные журналистами «Медузы» вопросы Рапопорт не понравились. Вместо того, чтобы обсудить правовую защиту женщин, поддержку женской гласности и борьбы с объективацией, в издании попросили её ответить на вопросы, стоит ли уступать женщинам место в транспорте, оплачивать за них обед в ресторане и подавать им пальто.

По мнению журналистки, переезд в Европу не помог её коллегам приобрести европейские ценности.

Последнее, о чем думаю я (как и многие другие феминистки) в этой ситуации, — это кто кому подает пальто и отодвигает стул. А вопрос об оплате счёта в кафе скорее вызывает желание поговорить о тридцатипроцентной разнице в зарплатах мужчин и женщин, чем об этикете. В общем, я сказала представительнице «Медузы», что есть более серьёзные вопросы, послала информацию, которую считаю более важной, и принялась ждать публикации.

К моему разочарованию, на выходе материал предсказуемо превратился в глянцевое пособие по подаванию пальто. Основные проблемы сексизма издание предпочло не освещать: эти моменты, давно ставшие в России традиционными ценностями и духовными скрепами, видимо, являются таковыми и для редакции портала. […] Люди хотят сохранить белое пальто носителей либеральных ценностей, но не желают для этого ничего менять в своем мировоззрении.

Белла Рапопорт, журналистка

Рапопорт вспомнила и другие примеры сексизма в смежных изданиях: недовольство внешним виды актрисы на «Оскаре» в The Village, на «Эхе Москвы» обсуждают не благотворительные проекты некой медийной персоны, а размер её груди, и даже сильные женщины-блогеры начинают транслировать «приходящие к ним извне посылы», писала феминистка о мнении Кати Кермлин. По мнению Рапопорт, «от своего имени» женщины говорят только в таких изданиях, как Wonderzine, где их голоса не слышат — зато журнал для женщин воюет с коллегами по холдингу Look At Media, доказывая, что подборки коктейлей для спаивания девушки не являются смешными.

Многие из изданий исправляются: кто-то удаляет свои записи с оплошностями, другие косвенно признают, что их мнение является проявлением сексизма, отметила автор статьи на «Кольте.ру». Однако в случае с «Медузой» всё было иначе: журналисты издания не только не признали свою ошибку, продолжила Рапопорт, но и стали объяснять девушкам, что они не должны обижаться на такой подход.

Вне зависимости от пола, аудитория отреагировала на сообщения по-разному: кто-то предложил и менее цензурные варианты вместо «тёлочки», другие указывали на по крайней мере частичную правоту Рапопорт, третьи грозились перестать читать издание.

Обвинив «Медузу» в том, что употребление слова «тёлка» несёт оскорбительный смысл, Рапопорт перешла к более широкой теме — формирования несерьёзного отношения к борьбе женщин за свои права.

Вместо того чтобы направить усилия на рефлексию и развитие эмпатии, сторонники соблюдения прав человека и либеральных ценностей доказывают женщинам, которых что-то оскорбляет, что они разговаривают с конструкциями в собственных головах и у них нет чувства юмора. […]

Сексизм не кажется такой серьёзной проблемой, как другие виды дискриминации, вовсе не потому, что таковой не является. Просто им настолько пронизаны любые сферы, страты и информационные пространства, что он всеми, включая тех, кто от него страдает, считается чем-то нормативным. Он транслируется многими, даже самыми передовыми, медиа ненамеренно — по привычке. […]

Эта проблема стоит более серьезной и громкой дискуссии, чем разговор о подавании пальто. Отсутствие голоса у женщин — это одновременно и следствие, и причина их дегуманизации, которая в легкой форме выливается в слова вроде «тёлка», а в тяжёлой — в массовое насилие.

Белла Рапопорт, журналистка

Упомянутая в тексте журналистки главный редактор «Медузы» Галина Тимченко дважды прокомментировала её статью у себя на фейсбуке, сравнив Рапопорт по манере общения с помощницей главного редактора «Эха Москвы» Лесей Рябцевой.

Очередная «лесярябцева» на фрилансе от феминизма, кажется, нарисовалась. К сожалению, гораздо более многословная, но, увы, столь же невнятная. Да и пусть бы, но «Кольта», кажется, становится главным и довольно грязным сплетником в тусовочке. А жаль. […]

И всё же мастерство не пропьёшь — 46 знаков обсуждают вторую неделю и пишут в ответ 11 тысяч знаков. Никакому Путину такой ассиметричный ответ не снился. Женщины, вы не перестаёте меня удивлять. Горжусь вами.

Галина Тимченко, главный редактор «Медузы»

В обсуждении у бывшего главного редактора журнала «Афиша» Александра Горбачёва собралось несколько мужчин-журналистов «Медузы», но после общения в комментариях они так и не пришли к выводу, был ли твит обидным для Рапопорт и стоит ли им извиняться. Позднее Рапопорт заявила, что лично её твит не обидел, однако она по-прежнему считает обращение «тёлка» оскорбительным и недопустимым для СМИ.

После опубликованной Рапопорт статьи сооснователь SMM-агентства «Мохнатый сыр» и руководитель издания о науке «Образовач» Андрей Коняев заявил, что ему следовало подать в суд на «Кольту.ру» за фразу в рецензии Олега Кашина на книгу о «Ленте.ру»: «Мамут ему за “Лентач" зарплату все-таки платил, а Коняев Мамута кинул». По словам Коняева, он просил редакцию издания убрать порочащий его деловую репутацию, однако коллеги-журналисты отказались это делать.

По статье 152 ГК РФ («Защита чести, достоинства и деловой репутации») доказать моральный ущерб сложно, поэтому обычно когда речь идёт о защите репутации, доказывают наличие ущерба. Обычно это упущенные финансовые возможности. Я — SMM-щик. Кашин говорит, что я ворую паблик. Это причиняет ущерб моей работе: никто не попросит меня об услугах продвижения, если я ворую паблики. Вот и потенциальный ущерб.

Андрей Коняев, сооснователь SMM-агентства «Мохнатый сыр»

Завершил скандал издатель «Медузы» Илья Красильщик.

Ребзя, твит — ***** [ерунда], остановитесь. Мир всем. Братва, не стреляйте друг друга. Приезжайте в гости.

Илья Красильщик, издатель «Медузы»

#Скандал #Олег_Кашин #журналистика #Илья_Красильщик #Кольта_ру #Галина_Тимченко #Андрей_Коняев #Meduza #феминизм #Белла_Рапопорт #медиасрачи