Новости
Никита Лихачёв

Мнение: Ангажированность медиа — это нормально

Профессор РЭШ заявил, что для российских СМИ плоха не политическая «продажность», а отсутствие конкуренции

Профессор РЭШ и Института политэкономии и госуправления в Барселоне Рубен Ениколопов рассказал для РБК о своих взглядах на политическую направленность, присущую многим крупным СМИ. По словам Ениколопова, приверженность изданий определённой идеологии — например, либеральной или прокремлёвской — нормальна и не влияет на качество материалов, а проблема медиа в России в том, что СМИ с отличной от официальной точки зрения стало слишком мало.

Ениколопов отметил, что после начала украинского конфликта обсуждения заказного характера тех или иных материалов достигли невиданных ранее масштабов, причём обвинения получают все СМИ без исключения. Профессор считает, что даже ангажированные издания и телеканалы могут держать планку качества, сообщая только достоверную информацию, подавая её с разным оттенком или, что более важно, в разных дозах.

Неравномерное освещение отдельных тем является одним из наиболее действенных способов манипуляции информацией. Как было отмечено в одном из классических исследований СМИ Бернарда Коэна, пресса «далеко не всегда может убедить людей в том, что именно они должны думать, но она на удивление успешно убеждает читателей, о чем они должны думать».

Именно поэтому при мониторинге СМИ во время предвыборных кампаний наибольшее внимание уделяется общему времени, посвященному различным кандидатам, безотносительно того, ругают их или хвалят. Этот подход основывается на известной истине, что в жизни политиков (и не только их) не бывает плохого пиара, если это не твой некролог.

Рубен Ениколопов, профессор РЭШ и Института политэкономии и госуправления в Барселоне

По мнению Ениколопова, аудитория сама диктует медиа, что писать и как это подавать: «Люди с гораздо большим удовольствием читают и слушают новости, которые соответствуют их собственным идеологическим установкам, а потому СМИ, старающиеся увеличить свою аудиторию, волей-неволей должны подстраиваться под её вкусы». Однако есть разница между спросом и предложением на идеологию: если потакать интересам аудитории, то она лишь укрепит свои взгляды, а инициатива со стороны может означать желание манипулировать мнением читателей.

Научная работа на тему идеологии медиа в США, упомянутая профессором, говорит о практически полном подчинении американских изданий интересам аудитории, что вызвано огромной конкуренцией на западном рынке среди СМИ. Владельцы медиа в Америке практически ничего не решают, считает эксперт — если читатели почувствуют попытку манипуляции, они просто уйдут к другому СМИ такой же направленности — однако других рынков с такой конкуренцией существует немного.

В России главной проблемой СМИ Ениколопов считает смещение в сторону официальной (кремлёвской) идеологии — в такой ситуации выбирать оказывается не из чего.

За исключением нескольких центристских бизнес-изданий, практически все российские медиа соответствуют генеральной линии партии, а редкие СМИ, пытающиеся предоставлять альтернативную точку зрения, маргинализуются, что негативно отражается на их качестве.

Именно отсутствие альтернативных точек зрения, а не политическая ангажированность — существенная проблема российского медиарынка. И именно с этой проблемой стоит бороться читателям, пытающимся получить полную картину происходящего.

Рубен Ениколопов, профессор РЭШ и Института политэкономии и госуправления в Барселоне

31 марта хакеры из группировки «Анонимный интернационал» опубликовали массив SMS-сообщений бывшего заместителя начальника управления внутренней политики администрации президента России Тимура Прокопенко, в которой в том числе обнаружили переписку с гендиректором РБК Николаем Молибогом. Из неё следовало, что РБК обсуждал с кремлёвскими чиновниками формирование повестки в редакции.

В тот же день Молибог подтвердил подлинность переписки, а шеф-редактор РБК Елизавета Осетинская рассказала, что ходила на брифинг к первому замруководителя Администрации Президента Вячеславу Володину вместе с главными редакторами журналов The New Times, русского Forbes и гендиректором ИД Axel Springer.

#Новость #СМИ #политика #журналистика #РБК #медиа #российские_СМИ #Рубен_Ениколопов #политическая_ангажированность_СМИ